Воскресенье, 11 апреля 2021   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Через тернии к знаниям
18:20, 09 мая 2013

Через тернии к знаниям


Великая Отечественная серьезно повлияла на деятельность школы. Условия военного времени поставили перед органами управления народным образованием новые задачи: сохранить охват всех детей школьного возраста различными формами обучения, обеспечить их идейно-политическое и военно-патриотическое воспитание. Особенно трудными были первые годы, когда шла массовая эвакуация школ, детских садов, детских домов из прифронтовых районов. Образовательные учреждения из центра России перебрасывались глубоко в тыл: в Среднюю Азию, Казахстан, Сибирь, на Урал. На новых местах не хватало школьных зданий, жилья, не было возможности для материального обеспечения школьников и учителей. Многие существовавшие до войны школы были отданы под госпитали, казармы, цеха заводов. В связи с этим учебные занятия проводились в три, иногда в четыре смены. Позднее школа столкнулась с серьезными проблемами в освобожденных от оккупации районах: необходимо было восстанавливать школьные здания, оборудование, снабжать детей питанием, одеждой и обувью. Большие трудности были с учителями. Призыв педагогов в армию, переход их на другую работу привели к резкому сокращению численности педагогических кадров, существенному изменению в их составе: заметно увеличился процент женщин в учреждениях системы просвещения, появилось много слабо подготовленных работников. Сложности военного времени ставили школу и учителей в тяжелые условия: требовался поиск новых форм организации учебного и воспитательного процесса.

Так, произошли изменения в структуре и продолжительности учебного года, изменились учебные планы и программы, были сокращены каникулы, введены новые организационные формы обучения, создавались консультационные пункты, ориентированные на самостоятельную работу учащихся старших классов. Для школьников, приступивших к учебным занятиям после перерыва, организовывалось индивидуально-групповое обучение, проводились дополнительные занятия в конце учебного года и в период каникул. Большинство юношей, окончив среднюю школу, отправлялись в действующую армию, поэтому возникла необходимость не только в их более серьезной физической подготовке, но и в обучении элементам военного дела.

 В середине 1942 – 1943 учебного года ввели предмет «военное дело», программа которого включала строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку, изучение стрелкового оружия, техники рукопашного боя и военно-санитарного дела. Необходимость охватить обучением всех детей, вынужденных по тем или иным причинам покинуть школу, привела к созданию новых типов учебно–воспитательных учреждений. В 1943-м стали функционировать школы рабочей молодежи, в которых получили возможность учиться подростки и юноши, занятые трудом на промышленном производстве. Школы рабочей молодежи давали выпускникам неполное среднее и среднее образование без отрыва от производства, а с 1944-го стали создаваться вечерние школы сельской молодежи. Обучающиеся в них получали тот же объем знаний, те же права, что и окончившие дневные семилетние и средние школы. В 1944 году была возобновлена деятельность заочных школ (5 – 10 классы), в которых обучались молодые рабочие, колхозники и служащие, не имевшие законченного школьного образования. Документы об их окончании давали выпускникам равные права с теми, кто оканчивал дневные средние общеобразовательные школы.

Особое внимание в школах военного времени уделялось воспитательной работе. На первый план выдвигалось идейно-политическое и патриотическое воспитание учащихся. В те годы получили распространение такие формы идеологического воспитания, как кружки комсомольской политсети, митинги школьников по поводу различных политических событий, устные газеты, агитбригады, лекторские группы и ученические лектории, подготовка витрин, стендов, уголков, выпуск стенных газет и боевых листков, встречи с участниками войны. Большое внимание уделялось деятельности пионерской организации, ее символике и ритуалам, что вытекало в значительной степени из идей и практики А.С. Макаренко. Положительным достижением советской школы военного времени стало укрепление ее связи с жизнью, возвращение в школу трудовой подготовки, вовлечение учеников в общественно-полезную деятельность и производительный труд. Именно в те годы сложилась модель организации школы, которая сохранялась в основных чертах вплоть до 80-х годов, в целом являясь одной из лучших в мире.

 А. Масакова

(науч. рук. М.В. Павлова, Горно-Алтайский педагогический колледж).

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

© 2021 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru