Четверг, 18 апреля 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
10:33, 02 февраля 2015

Судьба учителя


Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, художник — в картинах, а хороший учитель — в мыслях, делах и поступках своих учеников. 53 года педагогической работы нашего героя не прошли даром, и сегодня, находясь на заслуженном отдыхе, он охотно делится богатым опытом с молодыми учителями. Он простой и интеллигентный, добрый и требовательный человек, а самое главное – не один десяток лет посвятил любимому делу — школе.
Шонкор Кумаевич Ойноткинов родился 1 января 1930 года в селе Нижняя Талда Онгудайского района в дружной многодетной семье. У него было пять братьев. С детства мальчик отличался любознательностью, целеустремленностью, всегда старался постичь что-то. Многим интересовался, воспитывал в себе выносливость, твердый характер, силу воли.
— Когда старший брат пошел в школу, — вспоминает Шонкор Кумаевич, — я от него не отставал, с ним вместе и ходил. Поначалу меня не пускали в класс, отправляли домой. Я стоял в дверях и слушал. Немного погодя на меня перестали обращать внимание, и я уже свободно заходил в класс, садился за парту. Брат брал для меня карандаш и тетрадь, и я рисовал.
Через год Шонкора приняли в первый класс. В то время в школе работали учителя Иван Ильич Константинов и его жена Мария Александровна. Аккуратные, хорошо одетые, интеллигентные, они стали для учеников образцом для подражания. Часто Шонкор, подходя к столу Ивана Ильича, наблюдал за тем, как красиво тот пишет в журнале.
В 1941 году пришло страшное известие – началась Великая Отечественная война. Она заглянула к каждому, в каждый дом постучалась в окошко. Не обошла и семью Ойноткиновых. Отца забрали в армию. Шонкору, который только что окончил четыре класса, не суждено было продолжить обучение, для него, как и для других детей, началась новая, взрослая жизнь. Он помогал маме выполнять возложенные на нее правлением колхоза обязанности – пасти отару овец. Нелегко приходилось с непутевыми животными. Бывало, побежит одна овца к водопою — другие всем стадом за ней, она упадет – а они через нее скачут.
— Во время сенокоса, — рассказывает Ойноткинов, — работал на сенокосилке. С раннего утра по холодной росе босой бегал за лошадьми. В ясные дни гребли сено, а ночью возили копны. Во время хлебоуборки косили стоящие хлеба, возили снопы в стан. Однажды от усталости, не спав несколько дней, я залез на сушилку, где была пшеница, и уснул. Проснулся от сильной боли в плече. Настолько был крепким сон, что не почувствовал, как обжегся. Шрам у меня до сих пор. Глядя на него, нет-нет, да вспоминаю те далекие трудные годы.
Одна из самых страшных бед военного времени – голод. Детям самим приходилось искать пропитание да еще не забывать и о своих младших братьях и сестрах. Весной ходили по горам, рвали слизун, ревень, копали кандык, ловили проснувшихся от зимней спячки сусликов, кротов. Сдав шкурки, несли домой полученные от заготовителей пшеницу, муку, сахар, ткань.
— Во время войны, — говорит Шонкор Кумаевич, — день и ночь работали, не думали об усталости. Всех взрослых мужчин забрали на фронт, в деревне остались лишь старики, женщины и дети. Откуда брали силы – непонятно. Но мы никогда не унывали, с песнями, шутками работали на благо своей Родины.
Осенью 1945 года Шонкор снова пошел в школу. Окончив в 1947-м семь классов, поступил в Горно-Алтайское педагогическое училище в подготовительный класс, потому как плохо знал русский язык. В то время в алтайский школах преподавание велось на алтайском языке, а русский дети изучали лишь раз в неделю. С особой благодарностью он вспоминает учителя русского языка Ольгу Ивановну Чепкину с ее непоколебимой силой воли, выдержанностью и порядочностью. Порой после диктанта невозможно было смотреть в тетрадь – красным-красно от исправлений. Жили ребята в общежитии. В спальной комнате было холодно, окна с середины ноября и до марта были покрыты льдом. Некоторые не выдерживали, уезжали домой, оставались лишь те, кто во чтобы то ни стало хотел стать учителем.
На период с 1950 по 1953 год Шонкору Кумаевичу пришлось прервать учебу, оставив третий курс педучилища в связи со смертью двух братьев. Мама тогда четыре месяца лежала в Онгудайской больнице. Шонкор начал работать избачом при Шашикманской библиотеке. Он основательно улучшил работу библиотеки, которая ранее значилась в числе отстающих в районе. Ойноткинов систематически занимался культурно-массовой работой на селе, проводил беседы о международной обстановке, рассказывал о жизни людей в стране и за рубежом. Избач был частым гостем на чабанских стоянках. Молодежь стала регулярно посещать избу-читальню, ведь здесь можно было не только ознакомиться с новинками литературы, но и поиграть в шахматы и алтайскую национальную игру — шатру.
В сентябре 1953 года Ойноткинов снова пришел в педучилище — на третий курс. Спустя два года, окончив учебное заведение, Шонкор Кумаевич устроился учителем в Купчегенскую начальную школу. Звенит звонок, ученики затаив дыхание ждут учителя. В класс он входил не спеша, но уже с порога начинал рассказывать что-то новое, интересное. Да, он был строг и требователен, но мог заинтересовать учеников. Для него был важен внутренний мир ребенка. К каждому мог найти подход. Вскоре районо назначило его директором Шашикманской начальной школы, где он проработал до 1965 года. За этот период по просьбе директора и благодаря неоднократному ходатайству перед облисполкомом, Министерством образования РСФСР было построено новое здание школы, в котором до сих пор продолжают заниматься дети, и два двухквартирных дома для учителей.
В октябре 1965-го коммунисты колхоза имени Калинина избрали Ш.К. Ойноткинова секретарем парткома первичной партийной организации колхоза, где он проработал до ноября 1969-го. Был он и членом бюро Онгудайского РК КПСС, принимал участие в пленумах обкома КПСС, восемь созывов избирался депутатом Онгудайского сельского совета от села Шашикман.
По состоянию здоровья в 1969 году ушел с занимаемой должности секретаря парткома колхоза, стал учителем Шашикманской восьмилетней школы. В октябре 1971-го вновь был назначен директором Шашикманской восьмилетней школы, где проработал до октября 1987-го. Далее по направлению облоно стал работать в областной национальной школе воспитателем, через год по совместительству — учителем алтайского языка в зооветтехникуме. Десять лет Шонкор Кумаевич преподавал алтайский язык в школе №4. За это время его кабинет семь раз занимал первое место по подготовке к новому учебному году среди кабинетов алтайского языка школ города.
Стаж работы Шонкора Кумаевича впечатляет – 55 лет, из них педагогический — 53. За это время он успел сделать многое.Результат его работы налицо: неоднократно был награжден Почетными грамотами Министерства образования РСФСР, крайисполкома, райкома партии, обкома КПСС, облисполкома. Ш.К. Ойноткинов — отличник народного просвещения РСФСР, имеет медали «За доблестный труд», «За трудовую доблесть», он ветеран педагогического труда. За долголетний честный труд, активное участие в общественной жизни награжден орденом Петра Великого. В 2007 году Ойноткинову присвоено звание «Почетный гражданин Республики Алтай».
Шонкору Кумаевичу исполнилось 85 лет. За годы работы он дал глубокие и прочные знания многим ребятам. Во всех уголках нашей Родины трудятся его бывшие ученики. Трудятся честно, добросовестно, творчески, и в этом заслуга их педагога. Крепкого здоровья вам, Шонкор Кумаевич, счастья, долгих лет жизни!

Елена СЕРГЕЕВА

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru