Всегда с людьми – такой уж у нее характер

Время больших перемен

О человеке лучше всего говорят его дела. Наверное, каждый в жизни встречал таких людей, которые запомнились ему добротой и бескорыстием. Возможно, один из них спас кому-то жизнь, а может, просто согрел вас улыбкой или добрым словом в трудную минуту. Сегодня у нас в гостях именно такой человек – директор Школы-интерната №1 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Г.К. Жукова Светлана Владимировна Тундинова. Ее жизненное кредо – приносить пользу людям, делать для них то, что оставило бы след в их душах, ведь под ее «крылом» – целая ватага мальчишек и девчонок, большой педагогический коллектив. Неизменно одно — каждый обратившийся к Светлане Владимировне за помощью может быть уверен: это обращение не останется без ответа, и чтобы помочь ему, она сделает все возможное, не считаясь ни с напряжением сил, ни с личным временем.
Светлана Владимировна родилась 3 февраля 1953 года в селе Онгудай в семье, где добрые традиции, порядочность и честность всегда ценились и прививались детям. Ее мама Елена Николаевна была медработником. Общительная, энергичная, она жила ради своей семьи – мужа, двух дочерей, Светланы и Альбины, а в сложные моменты жизни не теряла присутствия духа. Отец Владимир Егорович работал ветеринаром, был человеком скромным, спокойным, аккуратистом во всем. Многие черты характера Светлана Владимировна унаследовала от своих родителей.
Отец мечтал видеть дочерей врачами, но Светлане всегда нравилась профессия учителя, и мечтала она учиться в пединституте. Младшая Альбина все же осуществила мечту отца – поступила в Алтайский медицинский институт, сейчас она работает врачом в Москве.
Вопреки желанию отца Светлана окончила исторический факультет Горно-Алтайского педагогического института. На последнем курсе она вышла замуж за своего земляка Сергея Николаевича Тундинова, который стал для нее и мужем, и другом, и надежной опорой по жизни. Получив дипломы, молодая семья уехала на свою малую родину, где супруги начали трудовую деятельность в школах района – Куладинской и Онгудайской.
С.В. Тундинову с самого детства отличали активность и инициативность, а ее общественной жилке и организаторским способностям могли позавидовать многие. Светлану Владимировну пригласили на должность инструктора Онгудайского райкома партии по работе со школьными партийными организациями. С того момента она начала свою управленческую деятельность, дойдя до секретаря райкома партии. Затем работала в администрации района – в должности управделами, начальника отдела образования. Позже в ее жизни произошли перемены: переезд в Горно-Алтайск, где стала главным специалистом Министерства образования и науки РА, курировала работу профтехучилищ. Эти годы, вспоминает она, также были насыщены интересной работой, встречами, незабываемыми событиями.

Дети – цветы жизни

Следующее время перемен в карьере совпало с тяжелой драмой в семье – старший сын Тимур, купаясь, получил серьезную травму позвоночника. Тогда остро стоял вопрос о жизни и смерти сына, очень много пришлось объездить клиник и больниц, благо, что родные, коллеги, знакомые поддержали в трудную минуту. То время стало для Светланы Владимировны настоящим испытанием на прочность духа.
О своих детях, сыне Тимуре и дочери Елене, Светлана Владимировна отзывается с большой гордостью. Сын больше похож на маму настойчивостью, твердостью характера, прекрасным чувством юмора. Несмотря на то что Тимур ограничен в своих возможностях, он сумел найти силы жить дальше, у него растет умница и красавица дочь Алина, он имеет много друзей и знакомых, с которыми тесно общается, он активный пользователь Интернета. Дочь Елена вся в папу: скромная, сдержанная, окончила Университет печати в Москве, а сегодня она мама двоих сыновей – трехлетнего Тимура и годовалого Марата.
– Своим детям с детства старались прививать такие качества, как справедливость и человечность, – рассказывает С.В. Тундинова. – Мы никогда при детях не обсуждали людей, не позволяли себе оскорблять и унижать других. Все должно быть по-человечески, порядочно и честно. Если говорить откровенно, особо воспитывать детей было некогда: у мужа (он работал в милиции) и у меня работа отнимала очень много времени. Возможно, дети впитали в себя ту былую позитивную действительность, ведь тогда не было пошлости, грязи, такого засилья пороков общества. Сегодня я стараюсь наверстать упущенное, помогая воспитывать внуков.

Директор-инноватор

В 2005 году С.В. Тундинову назначили директором Школы-интерната №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Г.К. Жукова. Она пришла сюда в сложное для учреждения время – школа переживала непростые времена: недофинансирование, нехватка средств на обмундирование, кадры в основном пенсионного возраста, ветхое здание.
– Коллектив отнесся ко мне настороженно, – признается Светлана Владимировна. – Педагогам хотелось видеть директором своего человека – сотрудника Школы-интерната. Я не рвалась занять это место, но В.К. Трутнев (тогда министр образования, науки и молодежной политики РА) настоял на своем решении. От коллектива я услышала в свой адрес отнюдь не приятные мне слова: «Вас не хотят, зачем сюда идете?». Взяла меня обида. Тогда я сказала самой себе: «Я не пустое место, так уж привыкла: если мне доверяют ответственное дело, меня назначают директором, докажу всем, что с моим приходом и положение школы изменится в лучшую сторону».
Светлана Владимировна сразу начала вникать в дела вверенного ей учреждения, ведь привычка такая уже была – надо досконально все узнать, чтобы потом спрашивать с людей. Ее интересовало все: почему дети попадают сюда, как они здесь живут, в чем нуждаются, хорошо ли им? Видела, как ребята мечтают об уютном доме, крепкой дружной семье, любящих родителях. Сердце болело за каждого. Начала изучать систему обмундирования детей и обнаружила залежи морально устаревшей ненужной одежды, провела «реформу» и в системе питания. Многое тогда пришлось изменить, в том числе и обновить коллектив.
Учитывая особенности детей, сотрудникам интерната порой приходится тяжело. Особенно педагогам-воспитателям, так как их работа требует особого терпения, ведь они организуют жизнь ребенка в течение целого дня. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход, и не у всех хватает сил выдержать подобное напряжение в работе. Очень трудно найти сотрудников, которые согласились бы этим заниматься. Как правило, здесь нет перерыва в работе или каникул. Тут способны работать только те, кто готов переживать за ребят, желает сделать их жизнь лучше, ярче, красочнее. Так в школе появились люди, которые не считаются со своим личным временем, неравнодушные и активные: Л.С. Маркова, Г.В. Маташева, А.С. Карымов, Л.В. Байгузина и многие другие. Как говорится, если в школе работа заканчивается с последним звонком с урока, то в интернате надо жить. Дети здесь более сложные, многие поступили с улицы. И чтобы им было хорошо, свою жизнь надо проживать вместе с ними.

Новая жизнь старой школы

В то время очень частыми были нарушения дисциплины, правонарушения, массовые самовольные уходы детей из интерната. Нужно было что-то срочно предпринимать, увлечь мальчишек каким-то интересным и полезным делом.
– Так родилась идея создать кадетский класс, – говорит Светлана Владимировна. – Коллектив эту задумку поддержал. С того момента мы начали работать над документацией, изучили массу литературы и нашли прообраз будущих кадетских классов – Московский кадетский корпус. Обратившись в Правительство РА по данному вопросу, получили полное понимание и поддержку – так родилось постановление Правительства РА от 19.10.2006 г. «Об открытии кадетских классов».
В связи с нововведением перед директором и педагогическим коллективом школы встала новая задача: внедрение «кадетского компонента» – той составляющей в образовательной программе, которая отличает кадетские образовательные учреждения от общеобразовательных. Были введены такие учебные дисциплины, как военная подготовка, спорт, этика и эстетика, хореография, психология общения. На сегодняшний день в школе приоритетами в кадетской роте являются воспитание личности, создание среды, насыщенной общечеловеческими и культурными ценностями, нормами морали, традициями. Кадеты – это гордость школы, ее визитная карточка. Прошло уже семь лет с тех пор, как в школе появились кадеты, и в 2012 году состоится их первый выпуск во взрослую жизнь.

Второй дом, где уютно и светло

Школа-интернат – учреждение особое. Здесь живут и обучаются более 200 детей-сирот. Прежде всего, это дом, где должны быть согреты детские сердца: это и бытовые условия, приближенные к домашним (уютные холлы, удобные спальни, оборудованные гигиенические комнаты, ухоженный двор), это и особая ответственность администратора за качество питания (квалифицированные повара, разнообразное меню и вкусные блюда), красивая и разнообразная детская одежда.
Для многих детей интернат стал домом, поэтому основная задача коллектива – дать им хорошее воспитание и образование. Взрослые стараются увлечь детей, раскрыть и развить их природные способности, содействовать в разнообразных тематических кружках. Только научить писать, читать и считать недостаточно. Создать у ребенка правильное миро-ощущение – вот главная задача. Не просто «перепрограммировать» ребенка, изменить его отношение к окружающему миру, помочь определить свое место в нем, а также подготовить к дальнейшей учебе в вузе или колледже, а в ряде случаев – и к началу самостоятельной жизни… Это не теоретическое положение. Большим подспорьем стал Центр «Уют». Здесь дети учатся элементарному: к примеру, пожарить картошку, испечь пирог, а также изучают этикет, сервировку стола. Учатся здесь и парикмахерскому искусству: несложные стрижки, уход за волосами, макияж – все это под силу девчонкам. Мальчишки с удовольствием занимаются резьбой по дереву, осваивают азы ремонта в доме. Центр дает бесценный опыт, который всегда пригодится.
– В первый же год работы в качестве директора я задалась вопросом, – говорит Светлана Владимировна. – почему наши дети должны учиться только в ПТУ? Ведь есть те, кто может получить высшее образование, и нам нужно работать в этом направлении. Мы определили ответственного за работу с высшими учебными заведениями – учителя истории и обществознания А.Б. Стрепетилова. Наши дети стали поступать в вузы не только Горно-Алтайска, но и Новосибирска, Барнаула, Омска. Есть и «первые ласточки»: например, в 2011 году бывшая выпускница защитила диплом юриста в Новосибирском институте железнодорожного транспорта.

Словом и делом

В 2011 году Светлана Владимировна вошла в состав Общественной палаты Республики Алтай, возглавив комиссию по социальным вопросам. Помимо этого она член Совета общественной организации «Женщины Алтая – Алтайдын Эпшилери». С.В. Тундинова, человек неравнодушный, всегда занималась общественной деятельностью. Как она сама признаётся: «Это мой образ жизни». Конечно, это только начало, многое предстоит решить и сделать, но сомневаться не стоит – у нее все получится, ведь она человек настойчивый и целеустремлённый, Общественная палата только набирает авторитет и вес, а его члены – опыт и навыки. Главное, чтобы население увидело в них своих помощников.
– Мне это интересно, человек не может жить чем-то одним. Я успеваю везде: и дома, и на работе, и людям помочь. Мне хочется сделать что-то новое и хорошее. Прекрасно понимаю: эта работа ответственна и важна, но я думаю, у меня все получится.
Несмотря на большую занятость, Светлана Владимировна любит читать, хотя порой выкроить свободную минутку бывает очень сложно. Любит классику, постоянно перечитывает Чехова, из советских писателей – Шукшина, признается, что произведениями современных авторов не увлекается.

Елена СЕРГЕЕВА.

Related posts

комментарии