В прошлом году некоторые участки Чуйского тракта подверглись ремонту. За тем, как работает подрядная организация из Омска, используя специальную современную дорожную технику и инновационные технологии, с завистью наблюдали проезжающие мимо водители из Усть-Канского и отдаленного Усть-Коксинского районов.
Тогда омичи не только отремонтировали дорогу по новой технологии, но и установили барьерные ограждения, сигнальные столбики, практически заново уложили водопропускные трубы, обустроили автобусные остановки и даже сделали искусственное освещение улиц в селах, расположенных на участках дорог, где велся ремонт. Причем во время проведения этих работ ни на минуту не прекращалось дорожное сообщение, т.к. ремонт выполнялся на одной половине дороги, а вторая использовалась для движения автомобилей. Словом, красота да и только! О такой дороге устькоксинцы и устьканцы даже и не мечтают, потому что им выпало жить вдали от федеральной трассы.
На недавнем совещании с руководителями органов государственной власти врио главы республики Александр Бердников подчеркнул необходимость реконструкции дорог в отдаленных районах, в частности в Усть-Коксинском и Усть-Канском. Объем дорожного фонда республики в этом году составляет 699 млн. рублей (из них 254,7 млн. рублей – на строительство и реконструкцию автомобильных дорог регионального значения, 29,7 млн. – на ремонт, 364,8 млн. – на содержание). В надежде на то, что наконец-то дороги регионального значения улучшатся, некоторые водители приободрились, но есть и такие, кто, как и прежде, настроен скептически. Это выяснилось в результате экспресс-опроса, проведенного в том числе среди водителей рейсовых автобусов и таксистов из Усть-Коксинского и Усть-Канского районов. Мы поинтересовались, довольны ли они состоянием дорог, по которым им приходится ездить? Какой, на их взгляд, участок требует неотложного ремонта?
Юрий, с. Усть-Кан:
– Езжу в основном через Чакыр, так как путь сокращается примерно на 100 километров. Если дорогу сделают, то это будет вообще фантастика, но такое вряд ли возможно. Пока ездим по тому, что есть. По такому бездорожью машина быстрее изнашивается. Экономя время и бензин, тратимся на запчасти.
Вячеслав, с. Усть-Кокса:
– Езжу в основном по короткой дороге (через Чакырский перевал). В пути случается всякое. Кто-то по три колеса пробивает за рейс, а бывает – все четыре. У кого-то подвеска машины отрывается. Есть там отдельные участки, которые очень нужно восстанавливать, например от села Кукуя до кафе «Айсура». От Барагаша до Шыргайты дорогу неплохо отремонтировали. В Усть-Канском районе немало таких участков.
Что касается круговой дороги, через Семинский, то в первую очередь было бы неплохо положить асфальт от Ело до Ябогана.
Виктор, водитель с 39-летним стажем, Горно-Алтайск:
– Мы, водители пассажирских автобусов, ездим только через Семинский перевал. Через Чакырский нам запрещено перевозить людей, так как та дорога не соответствует требованиям. Лично я много лет вожу пассажиров на рейсовом автобусе Горно-Алтайск – Усть-Кан – Усть-Кокса – Тюнгур. Помню, раньше дорога была вообще ужасная, за поворотом за Ело автобусы буквально тонули. Сейчас там хоть насыпь сделали. Зимой еще терпимо, ямки снегом забивает, но весной и летом, особенно в дождь, если грейдер не прошел, то хоть караул кричи. Очень плохие участки от Ело до Ябоганского перевала, от Мендур-Сокконского своротка до Сугаша и от Усть-Коксы до Тюнгура. На своей машине не раз ездил через Чакыр – дорога там еще хуже!
Федеральная трасса вообще прекрасная! В прошлом году, когда ее омичи ремонтировали, мы с шоферами шутили: мол, взяли бы они да и случайно отремонтировали дорогу на Усть-Кан – Усть-Коксу. Хорошо, если бы эти проблемные участки сделали, а то людей жалко – едут в автобусе, трясутся по нескольку часов. Тогда время пути сократилось бы на часик-полтора. В настоящее время на дорогу требуется 7 – 8 часов. Что говорить, хорошая дорога конечно нужна! Да и туристы к нам едут. Местные тоже часто путешествуют каждый по своим делам: студенты, школьники, командированные… Хотя в Усть-Коксинском районе хоть что-то пытаются ремонтировать, асфальт худо-бедно кладут. В прошлом году мост в Тюгурюке отличный построили, не то что в Усть-Канском и Онгудайском районах!
Вообще по сравнению с тем, какие были дороги раньше, лет 30 – 40 назад, сейчас, конечно, они стали лучше.
Роман, с. Усть-Кокса:
– Чуйский тракт – дорога хорошая. А вот как сворачиваешь в Туекте на Усть-Коксу, начинается: от Ело до Ябогана дорога вообще не заасфальтирована, но за ней хотя бы ухаживать стали, грейдировать. Если бы там асфальт положили!.. Хотя вряд ли мы этого дождемся. В прошлом году, когда постоянно лили дожди, Чакырский перевал стал очень плохой, поэтому многие вкруговую ездили.
Плохая дорога около Усть-Кана: наверное, на кусок хлеба масла больше мажут, чем асфальта лежит на этой дороге. В Коксе есть участки, которые обязательно нужно ремонтировать.
Часто общаюсь с туристами. Многие из них говорят, что дороги у нас просто ужасные. Добираются они к нам на своих машинах по-всякому: кто через Чакырский перевал, кто через Солонешное Алтайского края. Самые привередливые едут через Семинский, так как дорога там лучше.
По мнению главы региона, средства, предназначенные на ремонт, необходимо направить на наиболее опасные, проблемные участки, поэтому за счет их в этом году будут отремонтированы дороги: Туекта – Усть-Кан, Усть-Кан – Усть-Кокса и Акташ – Улаган.
Марина ТУРКУШЕВА