18 декабря Президент России Владимир Путин провёл ежегодную большую пресс-конференцию. Остановимся на некоторых тезисах его выступления.
«Несмотря на все турбулентности на финансовом рынке, федеральный бюджет в этом году будет свёрстан с профицитом, то есть доходы будут превышать расходы на 1,2 трлн. рублей. Это примерно 1,9 процента ВВП», — сказал Путин. Глава государства добавил, что рост ВВП в России за последние 10 месяцев составил 0,6 – 0,7%. При этом рост аграрного комплекса по результатам года составит 3,3%.
Президент РФ ответил на вопрос о падении курса рубля. По его словам, критика действий Центробанка (повышение ключевой ставки) в нынешних условиях обоснованная, но и правительство должно предпринять все возможные меры для стабилизации ситуации на валютном рынке.
«Компании думают о том, как бы что-то припрятать и приберечь. Результат в целом имеется, так называемый «отскок» есть», — заявил Путин журналистам.
Владимир Владимирович отметил, что текущее положение дел в экономике только на четверть связано с введенными в отношении России санкциями: «Из общего объема проблем, если так условно взять, процентов двадцать пять — это влияние санкций».
Президент выразил уверенность, что выход из сегодняшней ситуации и рост экономики России неизбежны, при самом неблагоприятном стечении обстоятельств на это потребуется два года. «Экономика будет расти и выйдет из сегодняшней ситуации», — заявил он.
Отвечая на вопрос о падении курса рубля, Путин отметил, что Центробанк принял верное решение, ограничивая валютные интервенции, однако это нужно было сделать раньше.
«ЦБ остановился, и правильно сделал. Но у всех есть резервы, которые нужно использовать. Руководители госкомпаний должны чувствовать, что будет происходить, и обеспечивать устойчивость компаний, а также работать совместно с правительством».
Говоря о заработных платах руководителей крупнейших российских компаний, глава государства заявил, что не нужно сравнивать их со средними показателями по стране:
«Зарплату Сечина не знаю. Сотрудники крупных компаний получают солидные деньги. Но сравнивать их зарплату надо не со средним заработком по стране (хотя и о нем тоже надо помнить), а с зарплатами их зарубежных коллег. В некоторые компании мы можем пригласить иностранцев, и им нужно платить достойную зарплату, причем мы не можем платить по-разному нашим и иностранным менеджерам».
Президент исключил возможность государственного переворота в России: «У нас нет дворцов, соответственно, не будет и дворцовых переворотов». Он добавил, что в России есть и богатые люди, настроенные патриотично.
При этом Путин призвал разделять оппозицию и так называемую «пятую колонну». По мнению президента, оппозиционеры — это патриоты, которые стараются улучшить жизнь в стране, а представители «пятой колонны» — это те, кто продвигает интересы других государств.
«Грань очень тонкая, сложно понять, где кончается оппозиция и начинается «пятая колонна». В этом году отмечали юбилей Лермонтова, все помним его строки: «Прощай, немытая Россия…». Он был оппозиционером? Конечно. Многие знают, что он написал «На смерть поэта» про убийство Пушкина. Его просили смягчить текст, но он был так возмущен, что выгнал просящего. Он был оппозиционером, но был и патриотом», — отметил президент.
Путин назвал основную проблему современных международных отношений. По его словам, она заключается в том, что партнеры РФ «решили, что они империя, а все остальные — вассалы».
«Наша позиция по Украине и другим кризисным ситуациям должна дать понять нашим партнерам, что пора прекратить строить стены и начать строить общее пространство безопасности и экономической свободы», — резюмировал глава государства.
Отвечая на вопрос об оправданности «разворота России на восток», Владимир Путин заявил, что газовый контракт, который был заключен в этом году с Китаем, выгоден для обеих сторон: «Контракт с Китаем не убыточный, мы пошли на легитирование этого проекта, который, безусловно, стал рентабельным. Тем более мы договорились о формуле цены».
Владимир Владимирович подчеркнул, что главная задача российско-китайских отношений заключается в диверсификации торгово-экономических связей. «Мы успешно движемся в этом направлении: работаем вместе в космосе, авиастроении и по целому ряду других направлений. У нас много общих интересов, мы тесно сотрудничаем на международной арене», — отметил он.