Вторник, 24 декабря 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
5:57, 24 декабря 2024

О морских пассажирских экранопланах


Рост провозоспособности судов водного транспорта при выполнении пассажирских и грузовых перевозок определяется повышением их скорости, что является одним из основных факторов научно-технического прогресса. Из существующих на сегодня судов нового поколения самыми быстроходными являются экранопланы. Однако их внедрение в народное хозяйство оказалось проблематичным по ряду причин. Основной из них является отсутствие отечественного и мирового опыта использования экранопланов для морских пассажирских перевозок. Интерес зарубежных стран к возможности использования экранопланов для грузовых и пассажирских перевозок может ускорить процесс внедрения данного типа судов в народное хозяйство. Эксплуатирующиеся в Советском Союзе и за рубежом неводоизмещающие суда (с динамическими принципами поддержания) —суда на подводных крыльях (СПК) и на воздушной подушке (СВП) зарекомендовали себя как эффективное транспортное средство. Основными достоинствами судов этого типа являются высокая скорость движения и экономичность. Их скорость в 2—3 раза выше, чем у обычных водоизмещающнх судов такого же назначения и пассажировместимости, что обеспечивает высокую оборачиваемость судов и, следовательно, минимальное время ожидания и быструю доставку в пункт назначения. Подсчитано, например, что себестоимость перевозок на СПК черноморских линий в 1,5 раза ниже, чем на обычных пассажирских судах и самолетах и соизмерима с себестоимостью перевозок автобусами и поездами.

 

Учитывая, что скорость экранопланов примерно в 10 раз выше, чем у СПК, и в четыре раза, чем СВП, следует ожидать более высокую провозоспособность экранопланов по сравнению с эксплуатируемыми не водоизмещающимн судами. Кроме того, в отличие от невод оизмещающих судов при эксплуатации экранопланов будут исключены ограничения автономности по району плавания (прибрежное) и удаленности от мест убежищ (не более 100 миль).

 

В связи с конструктивными и эксплуатационными особенностями для экранопланов как и для неводоизмещающих судов останутся ограничения по состоянию моря, времени суток (только светлое время) и состоянию видимости (при наличии удовлетворительной визуальной видимости).

 

Первое ограничение может быть исключено путем перехода экраноплана в самолетный режим, но при этом увеличится расход топлива и соответственно уменьшится дальность полета.

 

Навигационная безопасность движения пассажирского экраноплана в первую очередь будет связана с необходимостью учета особенностей этого судна. Отличия экранопланов от обычных морских судов следующие: конструкция, мореходность, маневренность, методы и средства судовождения, специфические требования к безопасности плавания, а также береговое обслуживание.

 

Конструктивные особенности. Наличие крыльев, значительно выступающих за корпус и увеличивающих габаритную ширину, создает большую, чем для водоизмещающих судов, опасность столкновения с плавающими и притопленными объектами, мелкими судами при движении в водоизмещающем режиме. Устанавливаемые снаружи двигатели способствуют увеличению уровня акустического шума в самом салоне и ходовой рубке, что исключает слуховое наблюдение.

 

Вынужденное размещение ходовой рубки в носовой части и ее малые размеры ограничивают возможности визуального наблюдения, которое ведется практически из одной точки с рабочего места капитана (пилота).

 

Мореходность. Особенностью экранопланов является наличие следующих режимов движения: плавание в водоизмещающем состоянии (при подходе к порту и выходе из него, при движении на ограниченном фарватере, а также в условиях тумана или аварий), взлет и посадка, режим полета. Режимы взлета и посадки являются кратковременными и нестационарными. Однако на этих режимах возникают повышенные динамические перегрузки.

 

При плавании в водоизмешающем режиме мореходность экраноплана в значительной степени будет зависеть от его размеров. В этом режиме существует определенная область критических размеров волн, при которой могут появиться резкие удары волн о корпус (слеминг), в значительной степени усложняющие управление экранопланом, сокращающие сроки эксплуатации оборудования и механизмов и могущие явиться причиной технических аварий.

 

Маневренность. По своим маневренным качествам экранопланы существенно отличаются от обычных водоизмещающих судов, СПК и СВП.

 

В водоизмещающем режиме экраноплан, двигающийся со скоростью 15—20 уз, не ограничен в маневрировании, как и гидросамолет, а в полете на высоте 3—5 м над водой при скорости 400 км/ч он не в состоянии резко изменить курс, скорость и, следовательно, ограничен в маневрировании, т. е. режим полета должен осуществляться в специальной полосе, куда заход других судов должен быть исключен.

 

В практике мореплавания существуют пути и системы разделения движения судов в территориальных водах отдельных государств и в нейтральных водах.

 

Специальная полоса движения экранопланов должна устанавливаться с учетом возможности определения места по радиотехническим средствам навигации, спутниковым навигационным системам, радиомаякам и радиолокатору.

 

Указанные ограничения могут отрицательно сказаться на экономических показателях эксплуатации экранопланов.

 

Методы и средства судовождения. Существует достаточно четкое различие в выполнении функций по управлению водоизметающими судами, СПК, СВП и экранопланами. Особенности функций наблюдения, контроля движения и регистрации событий определяются высокой скоростью, конструктивными особенностями ходовой рубки и рабочего места капитана и ограничениями в использовании технических средств.

 

В способах управления также имеются различия, обусловленные в основном режимами движения экраноплана и инерционно-маневренными характеристиками.

 

Опыт эксплуатации экранопланов показывает, что действия судоводителя при циркуляции и водоизмещающем режиме и режиме полета различны и не идентичны действиям судоводителя обычного судна. В режиме полета (при малой высоте полета) над водной поверхностью экраноплан ограничен в маневрировании.

 

Обеспечение безопасности плавания. Особенность навигации экраноплана заключается в высоких скоростях, повышающих опасность столкновений и исключающих применение традиционных методов, используемых на водоизмещающих судах, так как судоводитель экраноплана не располагает ни достаточным временем, ни соответствующими условиями. В связи с этим средства навигационного обеспечения экраноплана должны быть более быстродействующими, чем для обычных судов, обеспечивать непрерывное поступление информации, а также малогабаритными, легкими, ударостойкими и высоконадежными. Основным средством для предупреждения столкновений и обнаружения плавающих объектов является судовой радиолокатор.

 

Береговое обслуживание экранопланов. Оно должно быть аналогичным аэродромному обслуживанию гидросамолетов или авиации берегового базирования и обеспечивать: подготовку всех систем и устройств экраноплана для надежной и безотказной работы в полете; безопасную посадку и высадку пассажиров, заправку и дозаправку экраноплана топливом, водой и продовольствием, информацией о гидрометеорологических условиях маршрута полета, о районах возможной встречи с водоизметающими судами; радиосвязью на всем протяжении маршрута полета. В сферу берегового обслуживания включается и морская акватория, которая должна располагаться вблизи пункта базирования или пункта назначения, чтобы время движения экраноплана в водоизмещающем положении с момента посадки до подхода к причалу, оборудованному понтоном-площадкой, было минимальным.

 

Успешное использование экранопланов для перевозки пассажиров станет возможным при решении следующих задач: организация вахты, обеспечение спасательными средствами, организация борьбы за живучесть, подготовка экипажей, техническое обслуживание, ремонт, организация отдыха экипажа, обеспечение швартовки, а также взлета и посадки.

 

Из-за конструктивных особенностей экранопланов процесс швартовки может явиться существенным препятствием при использовании их для пассажирских перевозок. Режим взлета и посадки в удаленных районах от портов при вынужденных обстоятельствах потребует знания параметров волнения (высоты, направления, длины волны), что может быть обеспечено путем использования на экраноплане радиотехнического измерителя параметров волнения.

 

В настоящее время пассажирские экранопланы создаются на базе экранопланов военного назначения и проходят стадию технического проектирования. Испытания и опытная эксплуатация головного образца пассажирского экраноплана покажут реальные возможности этих скоростных морских объектов.

 

В заключение следует отметить:

 

1. Пассажирские экракопланы — это самые быстроходные из всех пассажирских судов как водоизмещающих, так и на подводных крыльях и воздушной подушке. Они способны за 4 ч перебросить по морю около 200 пассажиров на расстояние до 2 тыс. км.

 

2. Предварительная оценка показывает, что провозоспособность пассажирских экранопланов на большие расстояния морем превосходит провозоспособность пассажирских водоизмещающих судов.

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru