Посвящается 80-летию моей мамы
Анна Якаровна Яныканова из рода телес родилась 14 июля 1935 года в урочище Карбан Ороктойского сельского совета Онгудайского аймака в семье крестьян-середняков. Ее родители Эжер и Якар Анаковы имели всего один аил, одну кошару, корову и лошадь.
В 1931 году в стране начали обсуждаться вопросы коллективизации. В 1935-м, в год рождения мамы, семья вступила в колхоз, внеся свою долю – лошадь и хомут.
Люди, проживавшие в урочищах Карбан и Кака-Суу, постепенно переезжали в село Ороктой. Маме был всего месяц, а ее старшей сестре Алтынчи четыре года, когда в семью пришла большая беда. Истерия доносов и репрессий, охватившая страну в те годы, докатилась и до отдаленного урочища. Приговором специальной коллегии Западно-Сибирского краевого суда мамин отец был осужден по статье 58-2-11 УК РСФСР. Сегодня, изучив материалы тех времен, диву даешься: открытые высказывания на собраниях, независимое мнение могли стоить жизни молодым и полным сил людям. Ему было всего 24 года.
Мама рассказывала о своем трудном детстве. С детьми «врага народа» никто не хотел общаться, сверстникам не советовали играть с ними, обыденным делом стали унижения и упреки. С Алтынчи они держались вместе, стойко переживая все трудности. Особенно тяжело было их матери в свои 22 года воспитывать в одиночку двоих детей. Позже она вышла замуж и родила им сестру Алевтину, а в 27 лет умерла, оставив детей круглыми сиротами. С раннего детства они познали тяжелый труд. Ежедневно приходилось выживать, борясь с болезнями, холодом и голодом. Маме с сестрами приходилось набираться жизненного опыта без советов самых близких им людей и крепко держаться друг за друга.
Сестра Алтынчи вышла замуж за Николая Макаровича Табадякова. Вся жизнь супругов связана с Куюсом, а сейчас там проживают их дети и внуки.
В 1957 году в Ороктой приехали молодые специалисты Леонид Яныканов и Дмитрий Челтугашев. Они занимались культурно-просветительской работой, разъезжая по стоянкам и бригадам, привозили туда фильмы и были «первыми парнями на деревне». Мама работала дояркой на ферме. Тогда они с Леонидом Васильевичем познакомились и поженились. Позже и Алевтина вышла замуж – за Дмитрия Алексеевича. Долгое время они жили в Онгудайском районе, где оставили большой след.
Отец происходит из рода кузен, он родился в 1932 году в Верх-Черге Шебалинского района. В 1941-м наш дед Василий (Кечек) Михайлович Яныканов ушел по призыву на фронт. С того момента он считается без вести пропавшим: идут поиски, но пока о нем ничего не известно. Единственный сын остался без отца в девять лет, рано умерла и его мама. В эти трудные годы ему пришлось хлебнуть горя, но он выучился, получил высшее образование и профессию.
Леонид Васильевич работал секретарем Эликманарского райкома комсомола, директором школы, был председателем колхоза, главой сельсовета, партийным работником. Судьба их с матерью объединила. Они вырастили и воспитали девять детей – восьмерых сыновей и дочь Валентину, на которую наряду с мамой легла забота о воспитании младших братьев. (Интересно, что имена семерых сыновей и дочери – Владимир, Валентина, Виктор, Валерий, Вениамин, Вячеслав и Владислав – начинаются на букву «В» и только имя самого младшего брата — Алексея — как бы выпадает из этого ряда. Случайно это или у родителей имелись какие-то им одним понятные предпочтения? Автор этого очерка не знает и сам. – Прим. ред.).
Большая доля забот о нашем воспитании легла на хрупкие мамины плечи. Я помню подсобное хозяйство тех лет: держали около сотни голов мелкого рогатого скота, более десяти голов крупного рогатого скота, а также свиней, гусей и кур. В огромном огороде выращивали все: картошку, лук, чеснок, огурцы, батун, около ста кустов помидоров. Кроме того, мы заготавливали грибы, ревень, колбу, малину, кислицу. Мама уходила утром и возвращалась вечером. У каждого из нас всегда были свои обязанности в зависимости от возраста: почистить кошару, напоить скот, полить огород, протяпать-прополоть грядки. Результат был очевиден – мы не ходили голодными, безнадзорными и всегда были чем-то заняты. Так с детства мы приучились к труду.
Мама стремилась дать нам образование, а подготовка к школе – это всегда ответственное дело. Во время учебы она находила время заниматься с нами, помогала делать домашние задания. Никто из нас не бросил школу. Еще труднее пришлось маме, когда мы продолжили образование в техникумах и вузе. Все доходы семьи направляли студентам.
Все сыновья отдали долг Родине, отслужив в армии – от Монголии до Афганистана. По возвращении стали работать на ферме чабанами, скотниками. Никто из нас не пошел по дурной дороге – цементирующая сила семейных ценностей, которые в нас заложили родители, были лучшим противоядием от этого. Мы создали семьи, родили матери внуков и правнуков. Одними из первых объединились и перешли на прогрессивные методы ведения хозяйства – арендные отношения, а потом организовали крестьянское фермерское хозяйство, где дружно трудимся по сей день.
Нас всегда тянуло в Карбан – самое труднодоступное и отдаленное местное урочище. С возрастом я понял, почему. Сначала нам выделили земельные участки, кошару и скот в аренду. Это была идея директора совхоза А.К. Бардина. Он увидел в нас трудовой потенциал и не ошибся. Иногда я думаю, что его инициативности и дальновидности не хватает нашим сегодняшним руководителям. В 90-х годах после расформирования совхоза «Эдиганский» в счет паев нам выделили земли в урочище. В трудное в экономическом смысле время Карбан давал нам силу и вдохновлял. По прошествии лет мы узнали, что это родовые земли нашей мамы и именно здесь в 1935 году был репрессирован наш дед. Это знание придало нам сил. Карбан обрел новый смысл – подрубленное дерево ожило и пустило корни. На родовом месте мы установили памятник деду.
Сегодня здесь действует одно из лучших хозяйств района с развитой инфраструктурой: дорога, свет, связь. Я и мои братья чувствуем притяжение этой земли. Возвращаемся домой – нас тянет обратно. Энергия Карбана притягивает друзей со всех уголков России. Своими делами, бережным и уважительным отношением к традициям и природе мы сохраняем дух родной земли.
Наша мама счастливая. Дом ее всегда полон детей, внуков и правнуков. Все бессонные ночи обернулись благодарностью и вниманием потомства. Ее путь трудный, но чистый и светлый, он отмечен государственными наградами: медалями Материнства 1-й и 2-й степени, орденами «Материнская слава» 2-й и 3-й степени. Но самым главным воздаянием для нее стали 22 внука и 18 правнуков. Она гордится нами, нашими делами, достижениями. Ее дети никогда не были тунеядцами, иждивенцами, не пасовали перед трудностями. Это они решали проблемы электрификации, связи в селе. Это они взялись решать вековую проблему – строительство Ороктойского моста. Мост является собственностью Яныкановых. Это ее дети взялись за реконструкцию памятника Победы в селе.
Маму иногда посещают работники собеса, администрации, сельского Совета. Выясняют, как она живет, какие проблемы, чем помочь. Она говорит, что все у нее есть – по-другому не может сказать. Так должно быть. А когда я приезжаю и потихоньку спрашиваю у нее: «Как, мама, дела?», она отвечает: «Старший почему-то сегодня не зашел, внук давно не звонил». Я ее успокаиваю: «У них семья, работа». Соглашаясь со мной, мама говорит, что это и есть ее счастье.
Моим желанием было увезти ее из села в город в благоустроенную квартиру. Думал: пусть поживет для себя. Но она не согласилась. Смысл ее жизни – дети, внуки, правнуки, родное село. Отрывать ее от этого было бы неправильно. Даже сегодня она беспокоится за наши семьи, за нашу хозяйственную деятельность – заготовку кормов и уборку урожая, переживает, как отразятся на этом дожди, засухи и холодные зимы. А благоустроенный домик мы ей все-таки построили!
В заключение от имени всей нашей большой семьи я хотел бы пожелать нашей маме долгих-долгих лет жизни и, конечно, здоровья! Нам это очень важно – чтобы ты жила рядом с нами, вместе с нами радовалась своим детям, внукам и правнукам, ведь именно ты объединяешь нас своей неистощимой энергией. Мы все очень тебя любим! Виктор Яныканов
Справка «ЗА»:
Виктор Яныканов свою трудовую деятельность начал в 1979 году рабочим, затем главным зоотехником и управляющим фермой совхоза «Эдиганский» Шебалинского района. Работал инструктором отдела рабочей и сельской молодежи Горно-Алтайского обкома ВЛКСМ, первым секретарем Шебалинского райкома ВЛКСМ, начальником Шебалинской группы АПК «Горный Алтай», заместителем Председателя Шебалинского райисполкома. Позже возглавлял крестьянские хозяйства «Ак-Тура» и «Карлагаш». Депутат Верховного Совета Республики Алтай I созыва. На первой организационной сессии парламента республики V созыва был избран Председателем Комитета по аграрной политике, природопользованию и развитию села.