Эпос как самый крупный жанр устно-поэтического творчества имеет древнейшую историю и своеобразную исполнительскую традицию. Так, творцами и хранителями алтайского эпоса являются сказители – кайчи, которые исполняли сказания чаще всего горловым пением – каем под собственный аккомпанемент двухструнного топшуура. В настоящее время из зафиксированных текстов героических сказаний о богатырях наибольший объем имеют тексты, состоящие из семи тысяч и более стихотворных строк. Обычно большие произведения будущие сказители запоминали в детском возрасте – от шести до девяти лет.
Везением можно назвать тот факт, что до конца ХХ века на Алтае были сказители, имеющие прямую передачу сказительского дара от своих учителей. Имена наиболее прославившихся из них широко известны. Это А.Г. Калкин, Т.А. Чачияков, Н.К. Ялатов, С.И. Савдин и другие.
У современной молодежи интерес к данной традиционной культуре возник в 80–90-е годы ХХ века. Своеобразным толчком к тому послужило учреждение Правительством Республики Алтай в 2004 году Международного курултая сказителей, который проводится до сих пор. Данное мероприятие определяет перспективы развития горлового пения как жанра народного художественного творчества и выявляет новые его аспекты. Кроме того, оно позволяет изучать и обобщать сказительство, выявлять уникальные таланты – мастеров горлового пения и исполнителей героических сказаний, а также создавать банк данных, выпускать на основе собранной информации каталоги, альбомы, тексты, аудио-, видеозаписи и т.д.
Современный культурный процесс на Алтае активно адаптирует многовековое духовное наследие алтайского народа, что связано, во-первых, с более углубленными поисками истоков народной культуры, во-вторых, с наметившейся тенденцией коммерческого подхода к нематериальной культуре, как возможности ее тиражирования в качестве экзотического товара. Данная ситуация требует дифференцированного подхода к духовному наследию, оказавшемуся востребованным уже как неотъемлемая часть развития современной культуры.
Курултай сказителей вобрал в себя основные пласты духовной культуры, к которому проявляют огромный интерес многие регионы России и другие страны (Калмыкия, Тува, Хакасия, Якутия, Кыргызстан, Казахстан, Монголия, Китай, Азербайджан и Турция). Международный курултай сказителей проводится каждый год и представляет собой не только отражение этого древнего искусства, но и факт его современного живого бытования. В последние годы горловое пение сказительского искусства как одна из интереснейших форм этнической музыки приобрело огромную популярность во всем мире. Мы признаем, что оно является достоянием народов огромной Центральной Азии, сотворивших для мировой культуры такие классические эпические шедевры, как «Маадай-Кара», «Оочы-Бала», «Алтын-Арыг», «Джангар», «Гэсер». В этой культурной общности живых носителей древнего искусства мы видим один из прямых источников для международного культурного сотрудничества.
Поэтому есть огромная необходимость в основательном анализе всех аспектов алтайского горлового пения в современной ситуации с целью не только выявления проблем, но и выработки стратегических задач в деле сохранения их традиционных основ, чтобы не произошла подмена истинных ценностей ложными, что ведет к потере сути всего духовного наследия. В таком преломлении речь может идти и о противоречивых процессах соотношения традиционного и новаторского в народной культуре. Реконструкционная работа современного сказительского искусства через форму Курултая сказителей проходит уже несколько стадий своего оформления. Параллельно Правительством Республики Алтай проводится большая работа по популяризации этого вида искусства. Так, в 2011 году в связи со 150-летием выдающегося алтайского сказителя Н.У. Улагашева прошла научно-практическая конференция. К тому же времени было приурочено открытие филиала Национального музея им. А.В. Анохина – Музея алтайского сказителя Н.У. Улагашева в селе Паспаул Чойского района. Свет увидели издания сказаний великого кайчи и материалов конференции, посвященной его юбилею сказителя. Молодым режиссером М. Кулунаковым при содействии Министерства культуры создан документальный фильм об Улагашеве «Кайчи».
По поводу творческого наследия другого выдающегося сказителя — А.Г. Калкина было издано распоряжение Правительства Республики Алтай об увековечении его памяти и создании мемориального комплекса в Горно-Алтайске. В настоящее время Министерством культуры проведена работа по разработке эскиза памятника. Правительством Республики Алтай учреждена Премия в области народного творчества имени А.Г. Калкина, к концу прошлого года появились первые лауреаты этой премии.
В Министерстве культуры также создан Совет сказителей Республики Алтай. В прошлом году широко отметили 75-летний юбилей одного из здравствующих сказителей современности И.Б. Шинжина.
Международный курултай сказителей наряду с межрегиональными праздниками «Эл Ойын» и «Родники Алтая» включен в федеральную программу «Культура России». У нас молодые исполнители сказаний становятся стипендиатами Правительства Российской Федерации.
Таким образом, по сохранению алтайского сказительского искусства в Республике Алтай ведется большая и разносторонняя работа, которая необходима для духовного развития региона.
Т. САДАЛОВА, доктор филологических наук, главный специалист Министерства культуры Республики Алтай.