Уважаемые земляки!
Ежегодно по традиции мы представляем краткий обзор работы Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай.
Оглядываясь на пройденный путь длиною один год, можно с уверенностью сказать, что наши избиратели имеют дело с реально работающим законодательным органом, который прочно утвердился как самостоятельный институт власти, успешно решающий стоящие перед ним задачи.
Год был насыщен разными событиями. Проведено десять сессий, на которых принято 85 законов и более ста других решений (из них 19 – базовые нормативные правовые акты, являющиеся ключевыми для приоритетных направлений социально-экономического и культурного развития республики).
В 2013 году состоялось двенадцать заседаний президиума ГС – ЭК РА с участием депутатов, членов правительства республики, работников министерств, ведомств и сотрудников аппарата Госсобрания. Рассмотрено 46 вопросов, принято 122 постановления.
В числе наиболее важных вопросов, которые обсуждались на сессиях и в президиуме парламента, следует назвать следующие: о реализации основных положений Послания Президента, о бюджете на 2014 год, о реализации решения Первого съезда депутатов всех уровней республики, о проведении выборов 8 сентября 2013 года, об изменениях в Бюджетном кодексе РФ, о проблемах и перспективах развития тарифной политики в сфере ЖКХ, о неотложных мерах по противодействию алкоголизации и пьянству на селе, о развитии туристского рынка.
В отчетном году особое внимание обращалось на межпарламентское сотрудничество, в рамках которого заключались соглашения об обмене опытом, осуществлялась взаимная поддержка региональных законодательных инициатив, направляемых в Государственную Думу. В порядке законодательной инициативы в Госдуму нами было внесено два проекта федеральных законов. В первом предлагалось упорядочить использование земель сельхозназначения для ведения отгонного животноводства, в частности передать полномочия по регулированию минимального срока аренды оленьих и отгонных пастбищ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, субъектам Российской Федерации.
Вторым проектом внесены изменения в ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». В нем предусматривалось увеличение числа мировых судей (с 11 до 14), а также количества судебных участков на территории республики (они образованы в Чемальском, Чойском и Улаганском районах). Создание дополнительных судебных участков способствует реализации конституционных прав граждан на защиту своих прав.
Множеством дискуссий сопровождалось принятие закона об образовании. Мы также продолжали работать над законодательными актами, в которых предусматривалось внесение изменений в законы о ветеранах труда, о языках, о ежемесячном пособии на ребенка. Разворачивая непростую работу по модернизации законодательства, приняли решение привлекать к законотворческой работе представителей непарламентских партий и общественников. Практика приглашения в парламент на заседания комитетов, парламентские чтения, «круглые столы», сессии представителей непарламентских политических объединений и общественных организаций будет продолжена. Парламент должен восприниматься в обществе как открытая площадка для диалога по всем ключевым вопросам на уважительной и профессиональной основе.
Развивались такие формы работы, как заслушивание на сессиях докладов и отчетов высшего должностного лица республики, руководителей разных уровней власти. Помимо отчетов главы республики депутатами были заслушаны отчетные доклады о результатах своей деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Алтай, об исполнении республиканского бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай, о деятельности Министерства внутренних дел по Республике Алтай, Прокуратуры Республики Алтай, Верховного и Арбитражного судов Республики Алтай, Контрольно-счетной палаты. Все это работает на информированность населения о действиях власти, ее открытость.
Как Председателю ГС – ЭК РА, мне очень импонирует то, что к большинству наших депутатов пришло понимание: для решения поставленных перед законодательным органом задач требуется не только высокий профессионализм, но и готовность к межфракционному диалогу. Тесному сотворчеству между всеми парламентскими фракциями способствует работа совета руководителей фракций при спикере парламента.
Бюджет
В конце прошлого года был принят очень непростой бюджет на 2014 год и последующий период 2015 – 2016 годов. Его принятию предшествовала работа на «преднулевом» и «нулевом» чтениях. Он досконально был рассмотрен на заседаниях комитетов, в рабочей группе. Высказать свое видение на бюджетный процесс имели возможность и представители общественности. Нам удалось осуществить сложный переход с принципа формирования бюджета «управление затратами» к принципу «управление результатами». Скажу больше, внедрение результативных технологий управления будет способствовать развязыванию тех узлов, которые существовали в бюджетной системе и в сфере парламентского контроля. К их числу следует отнести такие инструменты программно-целевой организации деятельности органов государственной власти, как долгосрочные республиканские и ведомственные целевые программы, реестр расходных обязательств, государственное задание и нормативы финансовых затрат на их формирование, обоснование бюджетных ассигнований и т.д.
Если же говорить в целом о принятом бюджете, то, несмотря на сложную ситуацию в экономике и финансовой сфере, его основная концепция при принятии не изменилась. Как и в предыдущие годы, он имеет ярко выраженный социальный характер расходов, которые составят в 2014 году 71% из общих ассигнований.
Принятый бюджет не просто сбалансированный, он позволяет направлять средства на решение социальных проблем наших жителей и продолжать курс на государственную поддержку реального сектора экономики. Как и прежде, наиболее крупными бюджетополучателями остаются Министерство образования, науки и молодежной политики, Министерство здравоохранения, Министерство труда и социального развития. Реальную поддержку почувствуют труженики сельскохозяйственной отрасли.
Внесенные в бюджетный процесс изменения позволили парламенту вернуть те полномочия, которыми, как сказал в своем выступлении Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин «…по духу нашей Конституции и по всему историческому опыту должен обладать именно он».
Говоря о бюджете 2013 года, можно смело утверждать, что с главной задачей нам удалось справиться. Необходимые для реализации указов президента страны финансовые средства на повышение заработной платы работников бюджетной сферы — учителям, воспитателям, врачам, культработникам и другим — были изысканы. Но при этом, к сожалению, не было достигнуто коренного улучшения качества образования, здравоохранения, оказываемых населению услуг, адекватного вложенным финансовым средствам и ожиданиям населения.
От новаций к традициям
Яркими составляющими ушедшего года стало празднование 20-летия Конституции РФ, парламента страны и Государственного Собрания — Эл Курултай, а также проведение ставших уже традиционными Уроков Конституции. Надеемся, что они помогают школьникам осознать необходимость изучения Основного закона государства — Конституции, а депутатам, да и рядовым гражданам, — значение и важность законодательных органов как важнейшего звена в строительстве подлинно правового государства.
В прошлом году мы впервые официально отметили Дни алтайского и русского языков. Мероприятия прошли не очень активно? Все верно, но Уроки Конституции тоже внедрялись с трудом. Если четыре года назад их проводили только депутаты, то теперь круг участников расширился: присоединились депутаты всех уровней, представители исполнительной власти, правоохранительных органов. Думаю, в этом году нам удастся провести научно-практическую конференцию, где вместе с учеными, преподавателями различных учебных заведений, общественностью обсудим проблемы дальнейшего развития алтайского языка. Кстати, целенаправленная работа с федеральным центром позволила внести изменения в 44-ю статью Конституции Республики Алтай, касающуюся регионального компонента. Эта поправка должна сыграть положительную роль в формировании этнокультурного мировоззрения у подрастающего поколения.
Выборы
8 сентября прошлого года состоялись выборы в местные органы власти. В республике они имели масштабный характер, поскольку в единый день голосования избирались главы восьми районов, в десяти муниципальных образованиях — главы поселений, депутаты районных советов и сельских поселений. В трех районах они впервые прошли по смешанной системе. Проходившую в период предвыборной гонки борьбу простой не назовешь, ведь она шла в условиях продолжающейся политической реформы.
Давая оценку прошедшим выборам, мы, депутаты пятого созыва, понимаем, что это была своего рода генеральная репетиция перед сентябрьскими выборами 2014 года, когда будут избираться Глава РА и парламент республики на новый, теперь уже пятилетний срок.
В данном случае уместно сказать, что законодателями республики проведена большая работа по подготовке правового поля для важных и востребованных избирательных преобразований 2013 года. Принятая законодательная база позволила провести эти выборы на должном организационном уровне.
Хочу заметить, что 2014 год для депутатов республики будет непростым. Прежде всего, конечно, с точки зрения отношения к предстоящим выборам со стороны каждого действующего депутата, поскольку возникает необходимость показать избирателю не только свою работу, но и всей команды в целом за прошедшие четыре года. При этом с парламентариев никто не снимал главной задачи — активно работать над совершенствованием республиканского законодательства.
Межпарламентский диалог
Рассказывая о деятельности парламента, необходимо остановиться на проведенном летом прошлого года выездном заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике в нашей республике с участием Председателя Совета Федерации ФС В.И. Матвиенко. Во время визита Валентина Ивановна сделала важные заявления. Прежде всего это касается старта Года культуры в России, который, по ее словам, начался с территории Республики Алтай. Говоря это, она подчеркнула, что в республике накоплен достаточный опыт по поддержке и развитию духовных ценностей. Этот тезис оценочной методики, что не только экономика, но в такой же степени и культура может определить самодостаточность того или иного субъекта Российской Федерации, мы давно уже ставим в повестку дня в данном случае нашей республики, которая является уникальным регионом культурно-исторического и природно-рекреационного значения. На мой взгляд, это понимание имеет принципиальное значение во всем нашем дальнейшем развитии.
Нужно заметить, что данная историческая встреча, а также приглашение в Совет Федерации на заседание по проведению Года культуры и возможность выступить со своими предложениями позволяют сделать вывод о том, что региональные парламенты с приходом В.И. Матвиенко стали чувствовать реальную поддержку со стороны верхней палаты законодательного органа страны. Обозначилось новое направление межпарламентского диалога — равноправное и взаимовыгодное.
Этнокультурное единство
Идея Президента России В.В. Путина о создании Евразийского союза была поддержана нашим парламентом, мы стали инициаторами обращения ряда законодательных собраний зауральских регионов России, общественных и творческих деятелей по созданию Евразийского союза с укреплением единства культурно-исторических и духовных начал. Документ был назван «Евразийская декларация». Именно она явилась основой обсуждения на выездном заседании Комитета Совета Федерации.
За последние 10 — 15 лет Республика Алтай вошла в число ведущих субъектов Российской Федерации, активно реализующих межцивилизационное и межкультурное сотрудничество во исполнение евразийской инициативы президента страны. 22 марта 2013 года в Государственном Собрании – Эл Курултай Республики Алтай состоялась II Международная научно-творческая конференция «Алтай в цивилизационном пространстве Евразии». Конференция проводилась в рамках форума «Единое пространство культуры Евразии». Ее организаторами стали Государственное Собрание – Эл Курултай, Правительство РА, Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова, Горно-Алтайский госуниверситет. В работе приняли участие представители 14 субъектов, в том числе республик Калмыкия, Саха (Якутия), Татарстан, Тыва, Алтайского и Хабаровского краев, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской и Томской областей, а также Греции, Испании, Казахстана и Монголии.
В наши дни, в начале нового тысячелетия, задача сохранения и приумножения культурных традиций является первоочередной. Поэтому не случайно в парламенте республики обозначились новые направления деятельности. Так, уже второй раз Республика Алтай становится местом проведения научных конференций по вопросам этнокультурного единства народов Евразии. И это закономерно, поскольку Алтай — один из немногих регионов России, в котором наиболее ярко выражены доминантные черты евразийской цивилизации: полиэтничность и поликонфессиональность. Это переплетение времен и встреча цивилизаций.
Конструктивность диалога, консолидация сил
Свои положительные плоды приносит слаженная работа законодательной и исполнительной ветвей власти.
Сегодня все понимают, что для дальнейшего роста нам нужен серьезный рывок в развитии экономики. Его законодательное обеспечение – важнейшая задача. Есть необходимость подчеркнуть, что парламент не останавливается на достигнутом. Совместно с районными законодателями, органами власти мы скорректировали план действий по реализации Послания Президента в данном направлении.
Государственное Собрание намерено тесно сотрудничать с советами депутатов муниципальных образований. Взаимодействие, обозначенное в рамках подписанных соглашений с членами Совета представительных органов местного самоуправления, способствует прежде всего укреплению власти на местах.
История хранит их имена
Часто можно слышать крылатую фразу: «Без прошлого нет будущего». Депутаты не только помнят ее, но и в своей деятельности пытаются ею руководствоваться. Они выступили инициаторами открытия в апреле 2013 года на здании республиканской стоматологической поликлиники мемориальной доски в память о первом депутате от Алтая в Государственной Думе Российской империи Данииле Михайловиче Тобокове. До революции дом принадлежал семье Тобоковых. Работа по возвращению имен, сыгравших важную историческую роль в жизни региона, должна быть продолжена.
Открыто и доступно
Деятельность парламента республики становится все более открытой для граждан. В интенсивном режиме работает наш сайт. Его пользователи имеют возможность узнать, какие вопросы и задачи ставятся депутатами. Потенциальная аудитория насчитывает уже двадцать тысяч человек. Особый интерес вызывают обсуждения на комитетах и сессиях, последние транслируются в режиме онлайн в Интернете.
Мониторинг на эффективность
Восьмой год подряд мы будем проводить анализ республиканского законодательства в целом. Такое внимание легко объяснимо, поскольку исходит из задач на ближайшую перспективу – добиваться большей эффективности принимаемых законов. Таких результатов можно достичь, если депутаты будут рассматривать каждый документ с точки зрения его применения на практике. Более широкое распространение должна получить практика общественной экспертизы законопроектов. Компетентность, сотворчество и постоянный диалог с гражданским обществом — вот главные критерии самостоятельности парламента. А одновременно это слагаемые деловой репутации и престижа ГС — ЭК РА.
Приоритеты — социальные
Особенностью предстоящего года станет приоритетность контроля за реализацией программ социального развития сельских территорий, развития высокоэффективного сельского хозяйства и агропромышленного комплекса Республики Алтай. Ставится задача по изучению вопросов устойчивого развития горных территорий в части разработки проектов федерального и республиканского законов о горных территориях.
Важной частью работы в 2014 году станет совершенствование законодательства в сферах культуры, национальной политики, духовно-нравственных ценностей и патриотизма. Запланированы созвучные Посланию Президента РФ меры по совершенствованию законодательства в области образования, молодежной и семейной политики, социальной защиты и охраны здоровья населения.
В завершение хочу особо заметить, что минувший год был непростым для жителей республики. В условиях экономических и финансовых трудностей задачей номер один для органов власти региона были и сейчас остаются недопущение сокращения расходов на социальную политику и обеспечение социальной защиты граждан. Основные усилия парламента были направлены на обеспечение законодательной базы для реализации задач. Мы смогли в полном объеме законодательно обеспечить поступательное развитие нашей республики.
За последние годы депутатский корпус стал серьезным фактором стабилизации общества, о чем совершенно определенно говорилось на Первом съезде депутатов всех уровней.
В преддверии выборов главы республики и депутатов РА проделана большая законотворческая работа, которая будет продолжена и в этом году. В этих вопросах мы должны стремиться к наиболее широкому закреплению избирательных прав граждан.
Сегодня, развивая опыт парламентаризма в Республике Алтай, мы будем проводить последовательный курс на формирование устойчивой многопартийной системы, на обеспечение приоритета социальных направлений, гарантий и защиты прав граждан республики, на развитие институтов гражданского общества.
И.И. Белеков, Председатель Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай.