Как мы уже сообщали, в Горно-Алтайске прошёл третий Международный форум «Идель-Алтай: история и традиционная культура народов Евразии», собравший несколько десятков ученых России и зарубежья. Это мероприятие посвящалось 90-летним юбилеям двух выдающихся личностей Горного Алтая — профессора Сазона Суразакова и сказителя Алексея Калкина. В рамках форума состоялись два симпозиума: «От двоеподданства к единению с Россией» по теме 150-летия вхождения первой и второй Чуйских волостей Алтая в состав Российского государства и «Алтайский эпос-памятник духовно-культурного наследия человечества» к 90-летию сказителя Алексея Калкина. В их работе участвовали более двадцати докторов наук из России, Казахстана, Монголии, Кореи, Германии, Турции. В числе выступлений особый интерес вызвал доклад заведующей кафедрой востоковедения Национального исследовательского Томского государственного университета, доктора исторических наук, профессора Людмилы Ивановны Шерстовой, текст которого мы приводим ниже.
Исторический процесс потому и является общемировым, что все народы, как прошлого, так и настоящего, независимо от их численности и места проживания, явно или опосредованно, полностью или частично, глубоко или поверхностно влияют на него. Следствием этого являются многочисленные, порой незримые нити, связывающие, казалось бы, отдаленные друг от друга во времени и пространстве процессы, события, персонажи. И то, что на первый взгляд кажется случайным, спонтанным, на самом деле является следствием закономерного, порой противоречивого развития.
Как известно, летом 1865 года чуйские теленгиты стали подданными Российской империи, и это событие ознаменовало вхождение всего Горного Алтая в его современных границах в состав России. Между тем и история теленгитов, и условия, способствующие этому событию, разворачивались на огромной территории Евразии.
Как любой народ, теленгиты в своем развитии прошли длительный период. Особенность же заключается в том, что, несмотря на бурные исторические события – становление и гибель кочевых империй Центральной Азии раннего средневековья, монгольские завоевания, цинско-халхасские вторжения и походы русских служилых людей, им удалось сохранить свой древний этноним. Этноним «теленгит» в форме «доланьгэ» впервые встречается в китайских хрониках о Первом тюркском каганате (VI — середина VII вв.) среди племен теле. Истоки же самого племенного названия «теле» уходят в скифское, пазырыкское время и связаны с возможностью трансформации в гуннской, тюркоязычной среде этнонима «динлин» — названия одного из ираноязычных народов Южной Сибири, завоеванного Модэ в 201 году до н.э. С середины VI века на территории Центральной Азии и Южной Сибири складываются две этнокультурные общности – тюрки-тугю, создавшие Первый и Второй тюркские каганаты, и подчиненные им тюрки-теле, силами которых, как пишут китайские хроники, тюрки «геройствовали в пустынях севера».
Среди телесских этнонимов древнетюркского времени сохранившихся до наших дней не так уж много. Хэйхо (вэйхо) – уйгуры, с 745 по 840 гг. контролировавшие Центральную Азию и Южную Сибирь, в настоящее время сосредоточились на западе Китая, образуя СУАР, хотя род уйгур имеется в составе тувинцев; цюйще (кюйше) – кыпчаки, в качестве родов вошли в состав южных алтайцев, тянь-шаньских киргизов; гяньгуни – енисейские киргизы, в начале XVIII в. покинувшие Хакасию, сохранились на востоке Китая и в качестве рода у хакасов. От народа аба осталось только название речки и старинное наименование Кузнецкого острога — Аба-Тура, от народа аз (ач) – названия двух рек Ача в Новосибирской области и Красноярском крае и двух городов, соответственно Искитим и Ачинск.
Пожалуй, только два этнонима той поры сохранились именно как названия народов – это туба (тубалары) и теленгиты, и носители их обоих проживают в Горном Алтае, одни – на севере, а другие – на юге.
Предмонгольский, монгольский, предрусский периоды реконструировать сложно из-за недостатка источников, но можно предположить, что до конца XVI века основные политические события вершились южнее – в Китае. Там развернулась борьба между монголами и династией Цзинь, закончившаяся гибелью последней и установлением монгольской династии Юань с последующей ее гибелью и установлением китайской династии Мин в 1368 году.
Последующие годы были не менее напряженными – в Центральной Азии с XV века разгорелась борьба между западными и восточными монголами за гегемонию в степи. Оказавшись вне арены ожесточенных войн, в Горном Алтае, видимо, восстановились государственные структуры, но что они собой представляли, сказать сложно.
В конце XVI века Горный Алтай вновь оказался в сфере интересов двух монгольских государств. С верховий Иртыша в западные, центральные и южные районы устремились отряды ойратов во главе в Хара-Хулой, и эта территория стала частью чоросского улуса. Часть местного населения, спасаясь от вторжения, мигрировала на правый берег Оби, дав начало телеутскому улусу Абака и его потомков. Оставшееся население было втянуто в политические, экономические, культурные процессы Джунгарского ханства.
Примерно в это же время с юга вдоль берегов Чуи, Аргута и Катуни в верхнее Приобье устремилась волна саянских мигрантов, что было связано с образованием государства Алтын-ханов в северо-западной Монголии и началом завоевания Тувы. Так в верхнем Приобье оказались чересполосно кочующие телеуты, орчаки, кожугеты, саянцы, а в устье Бии появились керсагалы. Отдельные группы тувинцев – саянцев осели в верховьях Чуи и на Ине. К началу XVII в. коренное население Горного Алтая оказалось в разной политической подчиненности – западные и центральные районы – от Джунгарии, восточные и южные по преимуществу от Алтын-ханов. И это стало тем внешним, политическим фактором, который повлиял на начало их обособления и способствовал накоплению некоторых своеобразных культурных черт.
Этот период стал и временем русского проникновения в горы Алтая. Появление Томского, а затем, в 1618 году, Кузнецкого острогов способствовало началу экспедиций русских служилых людей в «неразведанные землицы». Как сообщает историк Сибири XVIII века И. Фишер, в 1633 году состоялся поход томских казаков в место слияния Бии и Катуни с целью заложить острог, но им помешали телеуты, контролировавшие Верхнее Приобье.
Однако отряду Петра Собанского удалось дойти до истоков Бии и до озера, которое русскими было названо Телесским, так как на его северном берегу жили телесы, во главе которых стоял князь Мандрак. Встреча закончилась поражением телесов, бегством Мандрака и пленением его сына Айдара. Вместе с женой и матерью он был уведен в Томск. Через год Мандрак в сопровождении телеутов приехал в Томск, принял московское подданство и обещал платить ясак со своих подданных. Томские власти отпустили пленников. Но ясака в Томске так и не дождались.
В 1641 году Петр Собанский с томскими и кузнецкими служилыми вновь пришел на берег Телесского озера, чтобы собрать ясак. Но телесы переселились на другую сторону берега, где имели укрепленный городок, и русским пришлось строить суда. Во время боевого столкновения Мандрак был взят в плен. Айдар мужественно сопротивлялся, а через 12 дней с противоположного берега озера пришла помощь. Но Айдар был пленен, а подкрепление — разбито.
Мандрак вновь признал зависимость от Москвы и был отпущен на Челушман, чтобы собрать со своих подданных телесов ясак в 50 соболей. Вся его семья была увезена в качестве аманатов в Томск. И хотя самому князю удалось бежать, когда русский отряд плыл по Кокше, спустя год он сам пришел в Томск. Айдар с женой и матерью был освобожден, а Мандрак остался заложником. Спустя три года князь умер в Томске, и Айдар отказался платить ясак.
В 1646 году русские служилые в третий раз появились на берегу Телесского озера, чтобы вновь покорить телесов. Несмотря на тяжелые военные столкновения, их победа оказалась неполной, так как телеуты заявили о своих правах на телесов. В 1653 году, когда русские вновь появились в этих местах, северный берег Телессого озера был пуст – часть телесов была уведена телеутами, которые к этому времени потеряли свою политическую самостоятельность, став подданными либо Москвы, либо Джунгарии. Некоторые из них расселились вдоль берегов озера, но большая их часть, перебравшись, обосновалась на недоступном для русских южном берегу в бассейне Челушмана и Башкауса, где и ранее обитали подданные Мандрака. Приняв в свою зависимость телеутов, джунгары распространили свою политическую власть и на телесов в бассейне Челушмана. Но так как русские считали, что телесы и их подданные, потому что Мандрак приносил шерть-черт (клятву) Москве, то за телесами закрепился статус двоеданцев — они считались одновременно зависимыми как от Московского царства, так и от Джунгарского ханства.
В середине XVIII века Телесская волость находилась в большей зависимости от Джунгарии, хотя и платила ясак России. Точное количество плательщиков ясака отсутствовало в окладных книгах Кузнецкого острога, а вся волость на протяжении второй половины XVII — первой половины XVIII веков выплачивала ясак в размере 60 соболей, «собираемого со 100 человек и более». Претензии Джунгарии на телесов подтверждались неоднократными встречами в их землях джунгарских алманщиков и русских сборщиков ясака. Однако и Джунгария, и Россия не были заинтересованы в обострении отношений, и статус русско-джунгарских двоеданцев закрепился за телесами.
После окончательного поражения Алтын-ханов в ходе сражения с джунгарами в 1666 году под стенами Красноярска и теленгиты Чуйской степи стали данниками ойратов. Известно, что во второй половине XVII века русские доходили до верховий Чуи, но закрепиться не смогли, получив мощное сопротивление со стороны теленгитов и саянцев. Ситуация резко изменилась в середине XVIII века, когда в 1753 году цинские отряды и подданные им халха вторгаются в пределы Джунгарии и Горного Алтая, причем один из отрядов, состоявший преимущественно из монголов, двигался вниз по Чуе. Начавшаяся джунгаро-китайская война вовлекла все население Горного Алтая в противостояние с Цинской империей. Исходом этой войны стало вхождение его населения в состав Российского государства. Однако слабость русских гарнизонов Колывано-Кузнецкой линии не могла препятствовать появлению в горных районах цинских и монгольских отрядов. Телесы Башкауса и Челушмана, а также теленгиты Чуи и Аргута вынуждены были стать данниками цинского императора – Джунгарское ханство было уничтожено, и китайцы заявили о своих правах на все население бывшего ханства.
Продолжение в следующих номерах.