В редакцию пришло письмо от Екатерины Никифоровны Тарбаевой (Куныевой), проживающей в селе Купчегень Онгудайского района. В конверте находилась статья, посвященная Великой Отечественной войне, и короткая сопроводительная записка, в которой Екатерина Никифоровна сообщала, что ею написано 20 стихотворений, 14 из них напечатаны. Автор материалов родилась в Онгудае в 1928 году. С шести лет проживает в Купчегене. Сейчас ей идет 87-й год, начались проблемы со зрением. Она, пережившая военное лихолетье, пишет стихи и рассказы о фронте и тыле.
Вечная память и низкий земной поклон нашим предкам, ценой жизни отстоявшим мир на земле.
Из сел Купчегень и Большой Яломан на фронтах Великой Отечественной войны погибли 170 человек. В годы политических репрессий были сосланы в лагеря многодетные семьи. Оттуда мужчин тоже отправляли на фронт. О судьбах многих ничего не было известно. Всего репрессировали и выслали 84 человека. Их отправили на место жительства в Шартандинский район Акмолинской области Казахстана.
83 солдата вернулись с войны. Конечно, они были с тяжелыми ранениями. Трое без ноги, один без руки. Из многодетных семей погибло по четыре – пять человек. Из семьи Федора Дементьевича и Мавры Васильевны Зубакиных погибли пятеро – сыновья и внук. У Суркашева Еремея погибли четыре сына. Из семьи Ябыштаевых ушли на фронт четверо, погибли двое. Из семей Алитовых и Баранчиковых погибли по трое братьев. Анатпаевых ушли на фронт десять человек, вернулись только трое.
О старшем из братьев Анатпаевых — Аркадии Алматовиче хочу рассказать подробнее. Он родился в Купчегене в 1911 году. В 1938 – 1939 годах служил в Даурии в кавалерийском полку Алтайского эскадрона. Вернулся с действительной службы, но долго дома жить не пришлось. Началась Великая Отечественная война. На фронт призывали даже тех, кому не исполнилось 18 лет. Многие комсомольцы стали добровольцами.
С конца июня 1941-го до августа 1942-го он обучал новобранцев в Омске, а потом его самого отправили на Волховский фронт. В сентябре 1944 года Аркадий Алматович был тяжело ранен. Врач из Москвы Анатолий Шипов сделал ему операцию в Ленинграде, вынул осколок, который засел возле сердца. В марте 1945-го Анатпаев вернулся домой.
Пришли в упадок колхозы. Все военные годы тяжелый труд лежал на плечах женщин, многие, не выдержав непосильной работы, умерли. Скончалась и первая жена Анатпаева, мать троих детей. Аркадия Алматовича назначили председателем колхоза «Путь к коммунизму» в Купчегене. Голод, нищета, сиротство – вот основные приметы того времени. В особом упадке было животноводство. Скота на ферме не осталось, даже рабочих лошадей было мало. И совсем никакого транспорта.
Аркадий Алматович был очень старательным руководителем. Пятнадцать лет он проработал председателем колхоза и десять – председателем сельского Совета.
Анатпаев награжден за боевые и трудовые заслуги орденами Отечественной войны первой и второй степени, медалями Жукова, «За победу над Германией», юбилейными, «К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина», «За освоение целинных земель», «За доблестный труд», «Ветеран труда».
Работать в те годы было очень трудно. У многих женщин было подорвано здоровье, потому что они пахали землю плугами, выращивали хлеб и отправляли на фронт, а сами с детьми жили в холоде и голоде. Вернувшиеся фронтовики работали в основном в животноводстве. И до и после войны животноводы жили на стоянках в юртах (аилах), крытых корой. Вместе со своими семьями выращивали скот Кулер Окуйтович Елдошев, Данил Кырлунович Санакаев, Истей Табарович Товаров, Афанасий Санакаев, Бадирбай Козырович Кунанаков, Сергей Яныскаевич Мамитов, Манный Боятович Анатпаев.
Степана Федоровича Климова назначили заведующим фермой. Когда в деревню вернулись мужчины, женщинам стало немного легче. Хотя многие из фронтовиков были инвалидами, они взяли на себя тяжелый труд: стали валить и вывозить лес, пахать поля, выращивать хлеб. Постепенно жизнь налаживалась, в семьях появился хлеб, выращивали овощи в огородах. Однако некому было провожать в последний путь многих женщин – не вернулись с войны их мужья и сыновья. Погибли Аркадий Зубакин с сыном Власом, Тяка Мандаев с сыном Эжером, Карман Алитов с сыном Якыем. Многие молодые женщины на долгие годы остались одинокими — их сверстники полегли на полях сражений.
Первый газогенераторный трактор пригнал А.А. Анатпаев из Тальменки Алтайского края. Трактор работал на дровах, и все женщины села вместе с подростками заготавливали березовые чурочки. За год на берегах Большого Ильгуменя свалили все деревья. Сделали специальную сушилку для чурочек — на сырых дровах трактор не заводился. Более сотни девушек из Онгудайского района выучились на трактористок в Майме и Тальменке. В нашем колхозе трактористками работали Агриппина Ивановна Ангакова, Диргал Карастановна Курматова (Манышева), Чечей Алматовна Тарайтова, Омочи Тейтовна Байханова. Женщинам на том тракторе работать было сложно – заводить надо было большой рукояткой, которую втроем крутили изо всех сил. Только дрова начнут чуть прогорать, трактор глох. Не работа, а мучение!
Из нашего сельского поселения 11 земляков погибли при защите Ленинграда. Там они все и похоронены, в разных населенных пунктах Ленинградской области.
Чакый Агадин погиб в Берлине, там же похоронен. Он жил в селе Большой Яломан, служил разведчиком 379-й отдельной разведывательной роты 266-й стрелковой дивизии Пятой армии. Ушел на фронт в 18 лет, воевал четыре года и погиб, не дожив до Великой Победы 13 дней.
А в 1946 году из Берлина победителями вернулись Савелий Федорович и Данил Евстафьевич Зубакины. Они вместе прошли от границы Советского Союза до столицы Германии.
Вернулись из Берлина Леонид Иванович Фуршатов и Сергей Кузьмич Сельбиков. Фуршатова встречать было некому, мать умерла, не дождавшись сына. А Сельбиков вернулся с пулей в легком и вскоре умер.
Вернулся с фронта Леонид Булгашевич Тарбаев. Он был призван 13 ноября 1943 года. Домой пришел 20 мая 1950-го из Японии. Воевал в 928-м стрелковом полку 205-й армии водителем колесных машин.
Ребята, прибывшие домой в июле 1946-го, рассказывали, как их встретили дома: «Приехали поздно вечером на попутной машине. Устали, добирались на чем придется. Заходим в избу – народу битком. Собрались все женщины, чьи мужья, сыновья и внуки погибли на фронте. У Марфы Васильевны Зубакиной погибли пятеро – четыре сына и внук. Остались с ней три вдовые снохи, у старшей из которых, Зинаиды Григорьевны, шестеро детей. У многих других в семьях погибли по два-три человека. Устроили они нам такую встречу, что мы на войне под обстрелами так не плакали, как дома с матерями. Марфа Васильевна все причитала, а у нас слезы, как у малых детей. Под утро один по одному кое-как разошлись по домам. Мы упали и заснули мертвым сном от усталости и голода. Дома не было ни хлеба, ни картошки».
В настоящее время у нас проживают два фронтовика: Яла Бабыевич Темеев, которому минул 91 год, и Мулта Модитович Ептеев 88 лет. Тружеников тыла было 295 человек – женщины со своими детьми. Женщин тех уже никого нет, а из подростков, которым в начале войны исполнилось 13 – 14 лет, осталось десять человек. В наших селах живет пятое поколение потомков тех отцов и дедов, которые ценой жизни отстояли мир на земле.
Пройдут десятилетия, века. Многое забудется людьми. Но мы, пережившие военное лихолетье, должны сделать все, чтобы в памяти наших внуков и правнуков жило осознание того, как защищали свою Родину их деды и прадеды, как они не щадили своих жизней.