В конце прошлой недели в нашей республике состоялся целый комплекс мероприятий, в которых приняли участие работники музеев и специалисты по музейному делу из регионов России и зарубежья. В четверг стартовал семинар Сибирского филиала Научного совета исторических и краеведческих музеев России, посвященный проблемам проектирования музейной концепции истории в экспозиционно-выставочной деятельности. На следующий день начала работу III Межрегиональная научно-практическая конференция «Г.И. Чорос-Гуркин и современность». Организаторами мероприятий выступи работники Национального музея им. А.В. Анохина.
География регионов России и стран, откуда на Алтай съехались музейные работники, была весьма обширна: Москва, Омская, Томская, Кемеровская, Иркутская и Новосибирская области, Алтайский край, республик Татарстан, Тыва, Калмыкия и Саха (Якутия), Германия. Не случайно их встреча прошла на алтайской земле – после проведенных реставрационных работ наш Национальный музей с его богатейшими фондами теперь считается одним из лучших в Сибири.
Хозяева ознакомили гостей республики с лучшими коллекциями, они провели экскурсию по залам Национального музея, попутно рассказав об истории его становления.
Главной целью семинара стало обсуждение новых подходов и наработок в деле организации экспозиций, которые берутся за образец музейными работниками всего мира. Доклады сопровождали слайды с фотографиями, демонстрировавшими оформление коллекций в самых передовых музеях России и мира.
Заведующая научно-мето-дическим отделом Государственного исторического музея (г. Москва) Любовь Скрипкина в своем докладе отметила: «Мы теперь не просто показываем музейные предметы, а рассматриваем их в качестве источников информации». Это означает, что экспозиция демонстрирует не только сами экспонаты, но и окружающий их широкий контекст: культурный, исторический, экономический, природный и т.п. Это необходимо для того, «чтобы посетители активнее включались в процесс познания».
Действительно, большую часть посетителей музеев составляет неподготовленная публика, а не специалисты-историки. Поэтому от методов презентации музейных коллекций зависит, какие знания люди приобретут, знакомясь с ними.
Лекция профессора кафедры теории и истории декоративного искусства и дизайна Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова доктора искусствоведения Марии Майстровской была посвящена технологиям музейного дизайна. Дизайнерские и светодизайнерские решения – это тоже важная часть работы специалистов, равно как и интерактивные решения, позволяющие публике реально «прикоснуться к истории».
О роли и месте национальных музеев в наступившей эпохе глобализации говорила в своем докладе заместитель директора Национального музея кандидат искусствоведения Римма Еркинова. Также опытом организации экспозиций в ходе семинара поделились с коллегами музейные работники из регионов Сибири.
Мероприятия с участием гостей республики продолжили заседание научно-практической конференции и традиционные Аносские встречи, состоявшиеся на родине Г.И. Чорос-Гуркина, и выездная секция, прошедшая на территории особо охраняемой природной территории «Каракольский природный парк «Уч Энмек». Подробности читайте в ближайших номерах газеты.
Михаил ГОВОРОВ
Фото автора