Восемь зайсанов, представляющих восемь родов-сӧӧков, обратились к алтайскому народу с заявлением. Чем оно вызвано и какие цели преследует? На эти вопросы редакция попросила ответить одного из подписавших документ – Е.К. Мешкинова.
Как сказал Евгений Кайлюкович, заявление вызвано сложившейся в последнее время в республике политической ситуацией. После отставки 19 сентября с поста первого заместителя председателя правительства Ю.В. Антарадонов провел собрание тодошей, на котором был избран вторым зайсаном (очы) – на должность, не предусмотренную уставом. При этом в собрании приняли участие, как нам известно, несколько десятков человек, тогда как род насчитывает более девяти тысяч. К тому же о собрании не был извещен и, соответственно, не принимал в нем участия действующий зайсан Г.Б. Чекурашев. Затем по инициативе Ю.В. Антарадонова в нарушение устава был создан исполком Курултая алтайского народа, который он и возглавил. И это опять же при действующем исполкоме – Тӧс Тӧргӧӧ. Странно, что в этом мероприятии участвовал Эл Башчы Б.Я. Бедюров и не остановил его.
К нам, избранным нашими сеоками зайсанам, обращаются люди, доверившие нам эти высокие посты, — они хотят знать наше мнение о том, что происходит. Мы понимаем, что целью действий группы Ю.В. Антарадонова являются предстоящие в будущем году выборы в парламент и главы республики. Такие вещи всегда происходят перед выборами.
Смысл нашего заявления в том, чтобы не допустить дальнейшего раскола алтайского народа. И так уже было два курултая, на которых избраны два Эл Башчы – Б.Я. Бедюров и В.Д. Кудирмеков. Сколько можно продолжать такую безответственную политику! Необходимо законным образом, согласно уставу собрать Курултай и выбрать одного Эл Башчы и органы управления. Но такие серьезные мероприятия так скоропалительно (будто пожар!), как это сделал Ю.В. Антарадонов, не готовятся: они требуют времени, средств, взвешенного подхода к ним всех участников и учета мнения народа.
***
Заявление зайсанов было принято на алтайском языке. Мы приводим его изложение на русском языке.
ЗАЯВЛЕНИЕ
На сегодняшний день в Эл Башчы алтайского народа избраны: на «чрезвычайном» Курултае – Э. Татин, на «чиновничьем» Курултае – Б. Бедюров, на «народном» Курултае – В. Кудирмеков. В Министерстве юстиции РА двое из троих Эл Башчы – Б. Бедюров и В. Кудирмеков — зарегистрировались официально. Все эти смуты с Курултаями были проведены под руководством Ю. Антарадонова.
27 сентября с.г. в с. Усть-Кан Ю. Антарадонов, Г. Сумин и Б. Бедюров, собрав около 30 — 40 человек, избрали Ю. Антарадонова из рода очы «вторым» зайсаном тодошей. На это собрание зайсан тодошей Г. Чекурашев не был приглашен,не был о нем даже извещен. Считаем, что разделение рода тодошей ведет к раздору нашего народа, наносит ущерб целостности рода, таким поступком они несут роду тодошей позор.
4 октября в Горно-Алтайске снова Ю. Антарадонов и Б. Бедюров в кругу своих приближенных провели совещание, названное «внеочередным заседаним Тӧс Тӧргӧӧ», на котором вдобавок к уже имеющимся членам исполнительного комитета избрали дополнительный «исполнительный комитет» в составе пяти человек. На этом проведенном без кворума совещании Ю. Антарадонова избрали руководителем данного исполкома, что является грубым нарушением Устава Курултая алтайского народа.
Считаем, что нельзя молчать о противонародных делах и поступках, творимых этими тремя братьями.
На первом Курултае алтайского народа, проведенном в 1997 году в Онгудайском районе, Ю. Антарадонов был избран Эл Башчы алтайского народа. Но вследствие того, что он развалил работу и не выполнял возложенные на него обязанности, его в 2002 году освободили от занимаемой должности.
Будучи Эл Башчы алтайского народа, Ю. Антарадонов без согласия алтайского народа передал мандат члена Совета Федерации по каким-то непонятным причинам Р. Сафину.
В то время, когда через Российский АККОР выдавали целевые кредиты для развития крестьянско-фермерских хозяйств, каждый получатель кредита выделил денежные средства для решения общих вопросов алтайского народа и передал их лично Г. Сумину. Их общая сумма и судьба известны только одному Г. Сумину.
Мы, зайсаны алтайских родов, обращаемся к алтайскому народу, постановляем и заявляем:
1. В корне не одобряем противонародные дела, творимые Ю. Антарадоновым, Г. Суминым, Б. Бедюровым и их приближенными.
2. Считаем необходимым в ближайшее время организовать и провести Курултай алтайского народа с участием настоящих представителей народа, не зависимых от чиновников и их интересов. Созвать Курултай алтайского народа. Общенародно избрать одного (единого) Эл Башчы. Считаем, что делегированные представители на Курултае выскажут свои мнения о преодолении раскола среди народа и найдут пути к всеобщему единению.
Н.Е. Мендин, зайсан рода чапты.
В.Д. Кудирмеков, зайсан рода иркит.
А.К. Кине, зайсан рода тӧлӧс.
К.У. Кергилов, зайсан рода кергил.
К.Д. Шилыков, зайсан рода кыпчак.
Е.К. Мешкинов, зайсан рода майман.
Г.Б. Чекурашев, зайсан рода тодош.
Ю.М. Манзыров, зайсан рода саал.