Воскресенье, 17 ноября 2019   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Основатель Республики Алтай
11:36, 21 июня 2014

Основатель Республики Алтай


11 июня В.И. Чаптынову исполнилось бы 69 лет

При просмотре материалов, посвященных основателю Республики Алтай Валерию Ивановичу Чаптынову, мне на глаза попалась следующие слова, сказанные Верой Захаровной Сазоновой: «У Чаптынова в характере была настойчивость, направленная не для каких-то там личных благ, а для народа республики. <…> Потому что он – Валерий Иванович – чувствовал большую ответственность за благополучие своего народа, своей республики. Он владел ситуацией на территории республики целиком и полностью и, конечно, не мог допустить каких-то эксцессов из-за невнимательности. В Минфине России заявлял о себе, заявлял четко, смело и решительно. Он министерским чиновникам заявлял, что вот есть такая Республика Алтай. <…> Немало усилий приложил, чтоб нас «наверху» не путали с краем. И все-таки нас признали как Республику Алтай, благодаря Валерию Ивановичу признали! Заместители министра финансов, министры финансов Российской Федерации прекрасно знали нас. Какой бы министр ни был, Валерий Иванович умел найти к нему подход как человек, а не как чиновник. И эти минстры федерального уровня видели в нем не просто какого-то представителя региона. Прежде всего они видели в нем руководителя».
Если министры в Москве видели в нем не просто управленца, или государственного менеджера, а в первую очередь руководителя региона, тогда можно утверждать, что человек состоялся как личность и как лидер!
В июне 1993 года в Москве проходило Конституционное совещание, объединившее представителей органов законодательной и исполнительной власти всех регионов России. В докладе Главы Республики Алтай В.И. Чаптынова было подчеркнуто следующее: «Горный Алтай, населенный в основном алтайцами (русских были единицы), издревле был самоуправляющейся территорией, возглавляемой выборными зайсанами. У нас были патриархальная демократия, родовая демократия, военная демократия».
В прошлом году страна отмечала юбилей Конституции. Нами пройден рубеж «совершеннолетия», за это время Россия обрела нынешний тип государственного устройства. Однако это не значит, что после добровольного вхождения в ее состав алтайцы жили без законов. У малых народов была своя «Конституция», очень важный законодательный акт Российской империи – Устав об управлении инородцев 1822 года, полный текст которого размещен и на сайте Государственного Собрания Республики Саха (Якутия). Тут необходимо привести цитату из тезисов выступления члена Конституционной комиссии Российской Федерации В.И. Чаптынова на заседании Совета глав Республик: «Царское правительство не вмешивалось в дела внутреннего самоуправления сибирских народов, в том числе алтайцев. Устав об управлении инородцев М.М. Сперанского допускал свободное буржуазно-демократическое развитие, разложение родового начала, переход на капиталистический путь развития. Каждая дючина или волость управлялась самостоятельно согласно российским законам.
Земельные права нерусских народов были определены статьями 27 и 31 Устава об управлении инородцев, допускалось свободное землепользование согласно обычаям каждого народа. Было выделено 110 тыс. кв. верст территории Горного Алтая во владение алтайцами – «калмыцкие стойбища». Это были неприкосновенные, заповедные территории, так называемая земля Кабинета его императорского величества, где не допускались самовольное заселение, земельная колонизация и промышленно-заводские разработки. Именно вследствие такого курса царского правительства по отношению к горной части Алтая в немалой степени была сохранена его уникальная природа.
И тем не менее, несмотря на такие препоны, чиновники Алтайского горного правления не признавали прав алтайцев, поселяли на этих землях людей из центральной России, которые с начала XIX века начали активно колонизировать край, вытесняя коренное население из наиболее богатых природными ресурсами земель».
Именно тогда необходимо было указать на важность исторической преемственности в государственной организации Российской Федерации, что и было сделано Валерием Ивановичем Чаптыновым. Национальные автономии народов, вошедших в состав Российской империи, существовали всегда, они имели особый правовой статус. Будет очень неразумно, если, наслушавшись либеральных басен, Россия вдруг отвернется от административно-территориальной исторической традиции в этом вопросе.
В советские годы самостоятельность была нивелирована рамками Алтайского края. Автономность алтайцев была «прицепным вагоном» для существования административной единицы «Алтайский край». Все это время область получала развитие как один из 70 районов Алтайского края и по остаточному принципу. Лишенное собственной базы для переработки мяса и шерсти – традиционных продуктов животноводства, в начале 90-х сельское хозяйство Горного Алтая потеряло некогда миллионное поголовье овец. В результате капитализм алтайцам пришлось встречать абсолютно неготовыми и неспособными отразить экспансию соседних регионов в посягательстве на самое святое – заповедные земли Алтая.
Тюркские, угро-финские и монгольские народы, вошедшие в состав Московии, почти всегда сохраняли особенности политико-административного устройства и ведения хозяйства, что окончательно было отрегулировано в Уставе об управлении инородцев. Земли устойчивого развития с присущими только им традициями ведения хозяйства не подвергались безумной реформации в целях «улучшения производительности», наверное, вплоть до хрущевских сельскохозяйственных инициатив. Если люди веками пасли здесь скот, зачем надо было распахивать эти пастбища и пытаться поворачивать вспять реки для орошения целины? Но еще большим злом для малых народов стала урбанизация, она сделала то, чего не сделала «поднятая целина». Перед Россией сегодня стоят серьезные вопросы: как сохранить вымирающие села, как заставить молодежь вернуться в село, и как привлечь ее в сельское хозяйство? Уберите национальные автономии – и со временем исчезнет связь с землей, и без того сейчас очень хрупкая. Кто будет передавать молодежи навыки традиционного ведения хозяйства на землях, которые питают быт малых народов? Даже в Республике Алтай осталось мало мараловодов, которые могут приготовить высококачественные продукты из пантов! Ведь в каждом деле необходимо знать секреты, о которых не пишут в учебниках, но которые передаются от отца к сыну. Растворив быт и культуру малых народов России в котле стандартизации, мы получим урбанизированного человека глобальной нации. Выжить такому человеку за счет натурального хозяйства будет уже гораздо сложнее. Проблема эта очень ярко проиллюстрирована В.М. Шукшиным в рассказе «Жена мужа в Париж провожала», где главный герой, привыкший всю жизнь работать руками и на земле, потеряв эту сакральную связь, попросту «перемалывается» в жерновах большого города, в прямом и переносном смысле задохнувшись в Москве.

069

Во время принятия важнейшего документа в истории Республики Алтай. Фото предоставлено Фондом им. В.И. Чаптынова

По основным показателям (все данные в сопоставительных таблицах приводятся на сайте www.chaptynov.ru) мы живем не хуже, а лучше, чем население Алтайского края и некоторых других регионов Сибири. Рейтинг качества жизни регионов, приведенный газетой «Листок» (17.12.2013 г.), со ссылкой на РИА «Новости», ставит Республику Алтай даже ниже Курганской области, а вот Алтайский край фактически уравнивает с алмазным регионом России – Республикой Саха (Якутия). Смущает, что во всей Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, если верить этим данным, хуже всего живет Якутия, немногим опережая Чукотку и Еврейскую АО. Не мешало бы вспомнить, что два года назад Алтайский край занимал первое место в рейтинге регионов с самым бедным населением (сравнивался совокупный доход средней семьи минус коммунальные платежи и выводился сухой остаток, который оставался у людей на руках).
Просто зачастую, когда говорят, что край живет лучше, почему-то берут как основной показатель Барнаул, а не села в бескрайних степях Алтайского края, где нет даже леса, и для многих людей дрова превращаются в главную проблему, так как отопительный сезон у нас становится все длиннее и длиннее. Телевизионные сюжеты о замерзающих малоимущих из Алтайского края проникают на всероссийские каналы. Туристы стабильно дают приток денег во многие села республики, в то же время туризм в Алтайском крае развит только в районе озера Ярового и приграничных с нашей республикой местах. Попробуйте «загнать» туристов в Поспелихинский или Заринский район края!..
Только самостоятельность государственной власти на местах с прямым подчинением Москве, и никак иначе, есть основа для оперативного решения стратегических и тактических вопросов развития региона, особенно если это приграничная территория со сложным конфессиональным и национальным делением общества. Мы сегодня должны быть благодарны основателю нашей республики Валерию Ивановичу Чаптынову за то, что федеративный потенциал по отношению к Республике Алтай реализован в полной мере, во многом это его заслуга.

Темир Трояков

Об авторе: Звезда Алтая


Обсуждение: 2 комментария
  1. мерген:

    Очень полезная статья. Побольше бы такого писали об нашей истории. Как раз надо.

  2. Сим-Сим:

    Молодец Темир. Пиши больше.

Добавить комментарий

© 2019 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru