Эркемен Матынович активной работе в алтайской литературе посвятил более тридцати лет, из них около двадцати возглавлял Горно-Алтайскую писательскую организацию. Несмотря на насыщенную творческую деятельность, он вел большую общественную работу. Неоднократно избирался членом Горно-Алтайского обкома и горкома КПСС, депутатом городского, областного и Алтайского краевого советов народных депутатов.
В юбилейном году на сцене Национального театра имени П.В. Кучияка состоится премьера спектакля по одноименному роману писателя «Алан». Режиссер Н.Ф. Паштаков рассказал, почему он взялся за постановку данного произведения.
— В 1987 году в Союзе писателей Горно-Алтайской автономной области мы, театралы, писатели, обсуждали пьесу Адарова, которую затем на сцене нашего театра поставил режиссер Н. Шумаров. Мне также представилась возможность высказать свою точку зрения по этому вопросу. Видимо, Эркемену Матыновичу тогда понравились мои предложения и советы. После чего состоялась наша встреча, где он совершенно неожиданно подарил мне свою книгу «Алан» с дарственной надписью, в которой выразил надежду когда-нибудь увидеть пьесу по этому произведению на сцене нашего театра. По правде говоря, в то время я еще не был знаком с его романом. Прочитав его на одном дыхании, влюбился в это произведение. Показалось, что характеры главных персонажей описаны с особой яркостью. Прошло время. Сегодня я уже не работаю в театре. Но мысль, что не выполнил пожелание Эркемена Матыновича Палкина, не давала покоя. Хотя, оговорюсь, попытка у меня была. К очередному юбилею Великой Отечественной войны я написал инсценировку встречи Тарына и Зои, бывшего военнопленного и его жены, не дождавшейся мужа с фронта. Но тогда она не была включена в концертную программу.
— В чем главная идея вашего спектакля, чем он, на ваш взгляд, привлекателен для наших зрителей, особенно молодых?
— Когда мне позвонила художественный руководитель театра Э.А. Иришева с просьбой написать пьесу по роману автора, я сразу согласился. С 1 сентября приступил к работе, которую закончил к Новому году. После прочтения пьесы актеры попросили взяться за постановку.
К слову сказать, о творчестве Эркемена Палкина очень многие знают именно благодаря его роману «Алан». С его поэзией я не так хорошо знаком, но, думаю, прозу старшее поколение точно читало. Как-то так случилось, что это яркое произведение ни разу не обрело форму постановки на сцене. «Арину», «Тубу» Кокышева ставили два раза.
Что может привлечь зрителя в «Алане»? Конечно же, вечная тема добра и зла, верности и преданности, возможность научиться любить, жить обычной человеческой жизнью после пережитой ненависти. Проблема выживания в суровые военные и послевоенные годы. Вот в такую атмосферу придется окунуться зрителю.
Я поинтересовался у наших актеров, кто из них читал этот роман: из старшего поколения подняли руки все, молодые промолчали — значит, не читали. Поэтому перед работой над постановкой убедительно попросил, чтобы все без исключения внимательно ознакомились с этим произведением.
— Сегодня о сложностях развития алтайской драматургии говорится много. Как вы думаете, послужит ли пьеса «Алан» очередным этапом?
— Действительно, сейчас в современной алтайской литературе написанием пьес как драматургических произведений практически никто не занимается. Это является большим недостатком, что, естественно, отрицательно сказывается на всем творческом процессе. Мы, режиссеры (в том числе А. Юданов, Н. Шумаров), в свое время были вынуждены сами писать инсценировки на основе произведений писателей, поэтов и героических сказаний. У меня имеется такой опыт по произведениям «Чоболкоптин jуруми» М. Чевалкова, «Мен кем?» Б. Укачина, «Белый пароход» Ч. Айтматова, «Сыновья Солтона» и «Каан уулы — Сары Тайгыл» Б. Бедюрова. В свое время министр культуры В. Кончев не зря предложил сделать постановку по П. Кучияку, имя которого носит наш Национальный театр, а сценария по его произведениям не было. В результате зрители увидели «Аза Дьалан».
В этом году исполняется 100 лет известному алтайскому писателю И. Шодоеву. У театралов есть задумка поставить на основе его повести «Кызаланду jылдар» пьесу. Думаю, может быть, кто-нибудь воодушевится этой темой и воплотит ее на Эл Ойыне. Было бы интересно.
— Трудно ли было вам распределить роли среди актеров?
— Роли очень серьезные. Выбор на главную роль — Алана — пал, без сомнения, на молодого актера Алексея Синькова. Его возможности знаю по предыдущим спектаклям, думаю, что в будущем он станет одним из ведущих актеров нашего театра. В сложной роли Тарына, испытавшего все ужасы плена и ссылки, позже всех вернувшегося домой, я видел Александра Майманова. Есть и другие герои, которых исполняют талантливые артисты нашего театра, но в преддверии спектакля пока не буду до конца открывать завесу, особо скажу только о роли старого табунщика Дьумура в исполнении Аржана Товарова. Этому актеру свойственна удивительная черта легко преображаться в разных персонажей — он сыграл Чорос-Гуркина в постановке А. Борисова «Восхождение на Хан-Алтай», дедушку-кайчы в «Сыновьях Солтона», я видел его в новой постановке «Туба». Не только иметь свое амплуа, но и играть разновозрастных, разноплановых героев — это настоящий талант.
Художником-сценографом выступает заслуженный художник РФ Сергей Дыков, музыку написал Анатолий Тюрункин, с ними я сотрудничаю уже в нескольких спектаклях, у нас сложился творческий союз.
Актерам, особенно молодым, очень нравится работать над ролями. Говорят, что они многого не знали из нашей истории, какую большую цену заплатил наш народ за победу. Тут же вспоминают своих воевавших дедов. Память — она вечна. При этом не надо забывать, что сам автор Эркемен Матынович во время войны был подростком, очевидцем всех трудностей, лишений. В романе «Алан» очень четко выражены алтайские характеры, многие герои ведут себя с достоинством, даже отрицательные персонажи до конца не осуждаются автором, у них всегда есть перспектива преобразиться, как, например, у дезертира Бокчо. А какую идеальную героиню он показал в образе Шине! Всю эту атмосферу романа я вместе с актерами стараюсь передать в сценической форме.
Размышляя над образами героев пьесы, думаю, что каждый из них достоин жить на сцене, а все жители республики должны иметь возможность посмотреть этот спектакль. Надеюсь, что многие из зрителей захотят снова перечитать книгу, чтобы сравнить роман и спектакль. Все это необходимо, чтобы классическая алтайская литература была востребована во все времена.
Я благодарен коллективу и руководству драматического театра, министру В.Е. Кончеву за возможность поработать над постановкой, за мою сопричастность к творчеству талантливого писателя Э.М. Палкина.
Подготовила Е. Долгова.