Воскресенье, 22 декабря 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Бархатный звук кедра
14:15, 29 ноября 2013

Бархатный звук кедра


Когда во время концертов артисты выходят на сцену с музыкальными инструментами, вряд ли кто из нас задумывается, где эти инструменты куплены или кто их изготовил. Главное, чтобы мелодии красивые звучали, создавали праздничное настроение. А ведь каждый инструмент имеет мастера, которых не так много в республике, а потому их знают все музыканты. Например, Алексея Енчинова из Кош-Агача.

С Алексеем мы познакомились в начале ноября, когда он стал одним из победителей конкурсной программы микрозаймов, предоставляемых Фондом CiTi при содействии Всемирного фонда дикой природы (WWF). Это программа финансовой помощи для жителей отдалённых сёл, проживающих вблизи особо охраняемых природных территорий. Но запомнился Алексей с праздника «Родники Алтая», проходившего в 2011 году. Возле домика, оформленного делегацией Кош-Агачского района, собрались члены конкурсной комиссии и журналисты. Мужичок в картузе и расписной рубахе лихо отплясывал с коксинскими барышнями и пел озорные частушки. Все хлопали артистам и удивлялись, откуда же кошагачцы столько частушек знают? «Мужичком» был А. Енчинов, недавно окончивший Академию культуры в Барнауле. Он принял самое активное участие в русском празднике.

Дипломная работа Алексея в академии была посвящена изготовлению национальных музыкальных инструментов. С возрождением интереса народа к собственной культуре появился большой спрос на инструменты, а мастеров – раз-два и обчёлся. У Енчинова дед делал приклады для охотничьих ружей и топшууры. Однако внук всегда увлекался рок-музыкой и никогда не думал, что будет топшууры изготавливать. Когда-то он работал в столярной мастерской, делал на заказ столы, стулья, оконные рамы… Только вот один и тот же сон, где он сжимал в руках готовый инструмент, не давал покоя. Алексей рассказал об этом мастеру, и тот посоветовал попробовать сделать инструмент наяву. Послушался, и за прошедшие с тех пор тринадцать лет из его рук на свет появилось много топшууров, шооров, икили. «Это гены работают, — говорит Алексей. – Ещё в юности, когда заказывал гитары через базу Посылторга, хотелось узнать, что и как устроено в гитаре, как струны менять, как датчики ставить, превратить в электрогитару… Тяга-то была к изготовлению, а не к игре на инструментах, только не сразу это понял».

Теперь он мастер по изготовлению национальных музыкальных инструментов. Рассказывая о некоторых тонкостях своей работы, Алексей разделяет топшуур на стилизованный и традиционный. Так, кайчи заказывают чисто традиционный топшуур — без ладов. Раньше хорошие топшууры изготавливал Антон Юданов. Он находил в лесу кедр, который пролежал много лет на земле, выбирал сердцевину и из неё делал инструмент. «Изначально алтайцы всегда делали музыкальные инструменты из кедра, — говорит Алексей. — У него мягкий, бархатный звук. Да и сегодня в основном традиционные инструменты из кедра. Хотя в работе над современными используются различные породы – красное дерево, палисандр, бук, лиственница, берёза. Икили обычно делают из берёзы и ели. Мне больше по звучанию нравится ель сибирская. И что интересно, красиво инструменты звучат на родине. Несколько раз алтайские кайчи ездили в Самарканд и потом жаловались, что наши инструменты там будто «немеют». Наверное, надо будет поработать над подбором лака. Скрипки Амати, Гварнери или Страдивари, покрытые лаком, секрет которых до сих пор разгадывают, волшебный звук имеют. И смена территории, климата им нипочём.

Когда-то топшуур имелся в каждом алтайском аиле, как гармошка в русской избе. Было время, когда о них «забыли». Сегодня топшууры заказывают простые люди, не музыканты и не мастера горлового пения. Заказывают и зайсаны, которым по статусу положено иметь наряду с конской сбруей национальную одежду, камчу и обязательно топшуур.

Работает Енчинов только под заказ. Уже с первой детали его инструменты имеют хозяина. Сегодня на его инструментах играют в Кош-Агачском, Улаганском, Усть-Канском, Онгудайском районах, в Горно-Алтайске. Топшууры Алексея Енчинова уехали в Москву, Санкт-Петербург, США, Колумбию, во Францию… Однако мастер не считает, что достиг необходимых высот в своём деле, а потому ищет любую возможность для совершенствования.

— Когда ездил в Монголию, общался в Баян-Ульгие с мастерами, которые делают домбры. То же самое – в Казахстане. Учусь у всех, кто не растерял мастерства, перенимаю всё хорошее, что есть. Есть мечта съездить в Улан-Батор, хочу освоить технологию изготовления моринхура. Думаю, что это поможет мне при работе над икили, он очень схож с монгольским инструментом.

Многие жители нашей республики больше знают Енчинова, как солиста фолк-рок-группы «Тала» из Кош-Агачского района. Но, как говорится, талантливый человек талантлив во всём. Сегодня заслуженный работник культуры РА Алексей Енчинов стал народным мастером. А это дорогого стоит.

Любовь ИВАШКИНА.
Фото автора и Ч. Алмашева.

 

1460089_555349074539197_1128382547_n

1470362_555348977872540_342374085_n

IMG_6524

Об авторе: Звезда Алтая


© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru