Недавно на Интернет-сайте «РАдар» было опубликовано интервью с одним из экспертов Агентства стратегических инициатив (АСИ), министром экономического развития и инвестиций РА в 2004 — 2007 годах, действительным членом РАЕН, доктором экономических наук Михаилом ЗОТОВЫМ, который дал свою оценку текущей общественно-политической ситуации в Республике Алтай через призму предстоящих выборов главы региона.
В частности, он поделился своим мнением о кадровых переменах в республиканском правительстве, происходивших в 2013 – 2014 годах, об эффективности работы в экономике и социальном блоке. Кроме того, высказал предположение, кто из четырех зарегистрированных Избиркомом РА кандидатов на должность губернатора будет наиболее полезен республике, её населению с учетом ситуации в стране. Как считает М. Зотов, кандидатура А. Бердникова на сегодняшний день является самой оптимальной для решения тех сложнейших задач, которые стоят перед регионом. Экс-министр убежден, что в случае смены действующего главы стабильность социальной ситуации в республике будет подвержена большому риску.
— Еще до введения экономических санкций странами ЕС и США в отношении России в ее экономике наметилось устойчивое замедление экономического роста, балансирующее на уровне отрицательного и сваливания в состояние рецессии. Введение экономических санкций в отношении России уже привело к снижению объема грузоперевозок в стране в диапазоне от 15% до 30%. По разным товарным позициям данные цифры различаются. Все грузоперевозки – это либо сырье, либо готовая продукция предприятий и добывающих компаний, либо закупаемые товары, произведенные за пределами страны и ввозимые для торговли.
Реализация данных товарных позиций обеспечивает получение доходов субъектами экономической деятельности, которые, являясь налогоплательщиками, в свою очередь формируют доходную базу бюджетной и пенсионной систем. Падение объема грузоперевозок — надежный индикатор, свидетельствующий об уменьшении доходов хозяйствующих субъектов в перспективе, сжатии доходной базы бюджета страны и, соответственно, неизбежном ужесточении трансфертной политики в отношении регионов. Происходить это начнет с временным шагом три – четыре месяца после начала введения экономических санкций, вызвавших данный процесс.
Необходимо отметить, что доходная база консолидированного бюджета республики сейчас более чем на 82% формируется за счет федеральных источников, которые поступают в регион в форме субсидий, субвенций и дотаций. Поэтому от личных контактов и наработанных устойчивых связей на федеральном уровне будет во многом зависеть и стабильное сохранение объемов федеральной поддержки регионального бюджета, и, соответственно, сохранение уровня жизни подавляющего большинства населения в регионе, — утверждает в своем интервью Интернет-изданию М. Зотов. — Приход в подобной ситуации на должность главы республики нового человека для установления личных контактов с руководителями федеральных ведомств и налаживания новых связей на уровне вновь сформированного регионального правительства потребует в первую очередь такого ресурса, как время. А этого как раз может не хватить до момента пересмотра федеральной трансфертной политики в связи с падением доходной базы федерального бюджета из-за введенных экономических санкций. Именно поэтому считаю эксперименты с заменой руководителя регионального органа исполнительной власти в конкретной сложившейся ситуации очень рискованными. Более того, республика уже была в таком положении в конце 90-х годов, когда с приходом нового главы работники бюджетной сферы по нескольку месяцев сидели без зарплаты, — резюмировал экс-министр.
В интервью были затронуты и некоторые другие вопросы, ответы на которые нашли отклик у читателей, попросивших Михаила Зотова дать экспертную оценку социально-экономической программе другого кандидата на должность главы республики Владимира Петрова.
Из комментария Михаила Зотова:
«После интервью (…) стали звонить как знакомые, так и незнакомые люди, ссылаясь на якобы существующую социально-экономическую программу, альтернативную уже действующей в республике и подготовленную в штабе Владимира Петрова. Эта программа, по мнению большинства звонивших, должна в короткое время обеспечить экономическое возрождение и социальное процветание Республики Алтай…
Для анализа степени альтернативности программы данного кандидата пришлось воспользоваться агитационным материалом «За республику», подготовленным избирательным штабом Владимира Петрова. В нем заявлены семь основных направлений:
— молодежная политика;
— эффективный бюджет;
— экономика: развитие, модернизация, стабильность;
— установление порядка;
— социальная сфера;
— межнациональные отношения и культура;
— сельское хозяйство – двигатель экономики.
Разделы содержат целый ряд очень смелых предвыборных заявлений, поэтому, рассмотрев их содержательную часть, воспользуемся статьями доходной и расходной части последнего бюджета Республики Алтай за 2012 год, исполнение которого в настоящее время официально утверждено, и определим реальность их выполнения согласно пожеланиям программы кандидата Петрова.
Итак, «сельское хозяйство — двигатель экономики». Из интервью Владимира Петрова следует, что оно должно стать приоритетным направлением развития Республики Алтай только потому, что «у нас 70% населения — в сельской местности…».
Действительно в сельской местности у нас проживает 70% населения, но заняты на сельскохозяйственных предприятиях из 93 тысяч человек экономически активного населения только порядка пяти тысяч, остальная же часть занимается производством сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах, попросту говоря, держа скот у себя дома. Хочу напомнить, что в соответствии с действующей Стратегией социально-экономического развития Республики Алтай до 2028 года данная отрасль и так определена в качестве приоритетной, но вызывает большие сомнения, что в нашем регионе она станет «двигателем экономики», так как для этого отсутствуют необходимые объективные предпосылки. В лучшем случае данная отрасль может иметь социальное значение, обеспечивая занятость сельского населения и его дополнительные доходы. Поясню свою позицию.
В настоящее время, по данным Росстата, вклад сельского хозяйства в ВРП республики составляет более десяти миллиардов рублей, но доля налоговых поступлений в доходной базе бюджетной системы республики — только единицы процентов. Более того, учитывая ограниченные площади пахотных угодий республики и горный рельеф ее основных пастбищ и сенокосов, можно ответственно утверждать, что продукция данной отрасли никогда не составит конкуренцию по себестоимости любой аналогичной продукции, производимой в равнинных зонах Западной Сибири.
Кандидат Петров предлагает достаточно оригинальный путь решения проблемы: «Первоочередная задача власти – сформировать оптимальную закупочную цену на произведенную сельскохозяйственную продукцию путем предоставления субсидий…» Вопросы инвестиций в создание основных фондов в сельскохозяйственной отрасли в программе Петрова также решаются достаточно легко для сложных кризисных условий современной экономики — просто путем «осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства».
У избирателя неизбежно должен появиться вопрос: а за что такое предлагаемое «бюджетное счастье» работникам частных сельхозпредприятий? И из содержания он узнает, что, по мнению кандидата на должность Главы РА Владимира Петрова, «большую долю доходной части бюджета приносит именно село».
К сожалению, это не совсем так. Большую долю доходной части бюджета составляют федеральные трансферты. В оставшихся почти 18% налоговых и неналоговых доходов налоговые доходы составляют только порядка 11%, из которых НДФЛ, формируемый в основном за счет отчислений с доходов работников бюджетной сферы, составляет порядка 6,6%. И вот из оставшихся 4,2% налога на прибыль и иных налоговых доходов республиканского бюджета доля налоговых доходов сельхозпроизводства составляет порядка 1,6%, или 198,5 млн. рублей.
Думается, что перспектива развития сельскохозяйственной отрасли республики только одна – наращивать качество и глубину переработки сельскохозяйственной продукции. В идеале вообще перевести ее деятельность на производство экологически чистых органических продуктов питания с созданием системы экологической сертификации и переходом на соответствующие технологии производства и переработки. Это позволит вывести сельскохозяйственную продукцию, производимую на территории региона, в совершенно другую ценовую нишу элитных продуктов питания…
Вторым по значимости направлением программы Владимира Петрова, призванным обеспечить формирование доходной базы республиканского бюджета, является ее третий раздел «Экономика: развитие, модернизация, стабильность». В качестве главной задачи в данном разделе обозначено «создание условий для мощного экономического рывка на базе новых инновационных управленческих и производственных технологий, позволяющих реализовать конкурентный потенциал нашей республики». Сама по себе объявленная цель хороша, а достигнуть ее предлагается путем развития девяти экономических направлений конкурентного потенциала. Что же это за новые направления региональной экономики?
Малый бизнес – переход на новый уровень. Нового уровня, как следует из программы, предполагается достигнуть путем «создания эффективных форм кооперации по различным отраслям экономики». Но здесь не предложено никаких новых решений. Различные формы хозяйственной кооперации и так присутствуют в деятельности малого бизнеса. Степень эффективности этих форм проверяется ежедневно путем конкурентной борьбы на рынках готовой продукции. Формы таких кооперативных связей также хорошо известны и описаны. В чем конкретная новизна какой-то новой кооперации, из представленной программы не видно.
Крупный бизнес – большие инвестиции. В качестве механизма решения задачи Петров предлагает «создание технопарка (зоны экономического развития) на территории Республики Алтай».
Развитие данного направления деятельности достаточно хорошо было прописано еще в 2011 году в рамках подготовки республиканским правительством Комплексного инвестиционного плана Республики Алтай на 2013 – 2028 гг. К настоящему времени уже закончен целый комплекс практических действий, связанных с принятием Регионального инвестиционного стандарта. В рамках его внедрения в том числе создана и Региональная инвестиционная корпорация, которая уже приступила к практической работе с крупными инвесторами и решает задачи, обозначенные в данном направлении программы.
Эффективные налоги. Суть реализации данного направления программы Петрова заключается в снижении налогового бремени для начинающих предпринимателей, работающих в реальном секторе экономики.
Но в настоящее время в Правительстве РА существует целый ряд налоговых льгот и компенсаций ставки кредитования как для действующих, так и для начинающих свой бизнес предпринимателей. Более того, в Минэкономразвития РА в течение минувшего года создан и действует механизм «одного окна»…
Народный контроль. Реализация данного направления программы, по мнению Владимира Петрова, позволит эффективно использовать бюджетные средства и реализовывать крупные инвестиционные проекты.
В рамках действующих институтов уже имеется целый ряд контролирующих органов: Счетная палата РА, Контрольно-ревизионное управление Минфина РА, Прокуратура РА, Контрольно-ревизионное управление при Администрации Президента РФ. При наличии данных профессиональных институтов непонятно, почему деятельность еще одной создаваемой организации, именуемой «народный контроль», должна резко повысить эффективность любых контрольных операций. Тем более когда она будет принимать решения даже по реализации крупных инвестиционных проектов. Предполагаю, что при таком уровне всевозможного контроля за инвестором и доступом к его коммерческой тайне со стороны лиц с юридически невнятным статусом нам вообще будет очень сложно привлечь их для создания бизнеса на территории нашего региона. Либо деятельность такой организации, связанная с вмешательством в бизнес, будет сразу же опротестована прокуратурой.
Разумный туризм. Это направление, по мнению Петрова, несет в себе развитие отрасли как «туризма организованного и экологически безопасного».
По данным регионального министерства туризма и инвестиций, Республику Алтай ежегодно посещает от 1,5 до 1,6 млн. отдыхающих. Вклад туристической отрасли в ВРП республики, по оценкам данного ведомства, составляет порядка 2 млрд. рублей, а сумма налоговых поступлений — порядка 120 млн. рублей. О каком стратегическом значении для экономики республики может идти речь, если ее доля в доходной части бюджета составляет менее одного процента и не покрывает и десятой доли экологического ущерба, наносимого отдыхающими рекреационному потенциалу региона? Мне кажется, для того чтобы данная отрасль могла иметь существенное значение, необходимо разработать и реализовать комплекс мероприятий по ее интенсивному развитию и учету финансовых потоков, обеспечивающих суммарный вклад ее хозяйствующих субъектов в республиканскую бюджетную систему хотя бы порядка 15 — 20%.
Энергетика. Решение данной проблемы Петровым видится в «принятии приоритетной программы строительства современных энергетических объектов …на базе местного сырья (уголь и гидроресурсы)».
Данное предложение несет в себе рациональное зерно, с ним невозможно не согласиться, и поэтому существующую подпрограмму развития энергетического комплекса республики действительно целесообразно дополнить словами «на базе местного сырья»…
Лесоперерабатывающая отрасль. Развитие данного направления в программе видится путем «разработки и принятия государственной программы по использованию, восстановлению и охране лесных ресурсов…», а также «…чтобы ЗАКОНОДАТЕЛЬНО запретить вывоз за пределы Республики Алтай непереработанной древесины».
Региональная подпрограмма развития лесосырьевой базы уже существует и давно реализуется. Что же касается законодательного запрета на вывоз непереработанной древесины, то здесь больше от предвыборной риторики, нежели от реальных действий. Это невозможно сделать по двум причинам. Во-первых, глубокая переработка древесины, технологический цикл которой предусматривает распиловку, стружку и сушку, при существующей в Республике Алтай самой высокой в СФО стоимости электрической энергии делает обработанную на территории республики древесину неконкурентной по себестоимости. И только это заставляет республиканских предпринимателей-заготовителей продавать ее кругляком на вывоз. Во-вторых, сложно представить себе принятие регионального закона, запрещающего собственнику приобретенного круглого леса его вывоз, в том числе и за пределы республики…
После детального анализа предвыборной программы Петрова, призванной удвоить доходы бюджета республики, очень сложно всерьез проводить анализ новых социальных обязательств по расходным статьям, заявленным автором. Для этого нужно просто посмотреть расходные статьи республиканского бюджета. Очевидно, что только по основным статьям (образование, культура, здравоохранение, спорт и социальная политика) размер соцобязательств достиг 7255 млн. рублей и составил на начало 2013 года порядка 60%.
Опережающий рост расходных обязательств бюджета в социальной сфере в среднем более чем на 11% за год при спаде темпов роста в экономической сфере и, соответственно, в доходной части республиканского бюджета, при низкой существующей производительности труда, значительно отстающей от темпов роста заработной платы, свидетельствует об их нерациональной структуре и необходимости неотложной оптимизации как раздутой социальной, так и всей бюджетной сферы.
На фоне общей ситуации в российской экономике, связанной с экономическими санкциями, многие заявления, изложенные в программе Петрова, выглядят по меньшей мере экзотическими. Повышение социальных гарантий для незащищенных слоев населения, начало строительства социального жилья для многодетных и молодых семей, увеличение размера детских пособий в десять раз, государственное регулирование экономики, помощь сельхозтоваропроизводителям со сбытом продукции и формированием достойной цены — все это заявления скорее из области предвыборной риторики, не подкрепленной необходимыми финансовыми средствами, нежели реально реализуемые предвыборные планы развития экономики и социальной сферы региона.
Оплачено из средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата на должность Главы РА, Председателя Правительства РА Бердникова А.В.