Четверг, 21 ноября 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Чуйский тракт: вчера, сегодня, завтра
3:37, 22 апреля 2014

Чуйский тракт: вчера, сегодня, завтра


Освоение Чуйского тракта началось в результате добровольного вхождения в 1756 году южных алтайцев в состав Российской империи. Первые письменные сведения о том времени встречаются с 1788 года, когда русские купцы впервые достигли реки Чуи у Курайской степи. Когда торговые отношения стали принимать регулярный характер, русские построили первые избушки на Чуе, на месте, которое теленгиты называли Кожо-Агач. Пионерами торговли были бийский купец Хабаров и житель Змеиногорска Токарев. Чуть позже к ним присоединились другие бийские и змеиногорские купцы.

чуйский тракт

Вопрос о необходимости прокладывания удобной дороги по Чуйской долине впервые возник в середине 1860-х. В течение 60-90-х годов XIX века рассматривалось несколько проектов, большинство из которых остались на бумаге из-за отсутствия средств. В начале 1890-х более-менее удобная дорога была устроена на всем протяжении от Хабаровки до Кош-Агача. Но, несмотря на эти хлопоты, передвижение по тракту оставалось затруднительным, особенно в осеннее и зимнее время. Строительство на Чуйском тракте началось весной 1901 года. Были привлечены крестьяне близлежащих деревень и сел, всего в первый строительный сезон были задействованы от 80 до 158 рабочих. Бийские купцы организовали подписку в пользу дороги среди лиц, торгующих в Монголии, и в короткий срок собрали 10000 рублей. В середине 1903-го строительство колесной дороги было завершено на всем протяжении от Онгудая до Кош-Агача. На это было затрачено около 80000 рублей, или в среднем около 160 рублей за версту. Однако полученный результат оказался далек от совершенства. После строительства Чуйского тракта ремонтные работы не проводились, и к 1914 году тракт находился в «прежнем первобытном состоянии». Летом 1914-го в Горный Алтай направили экспедицию, которую возглавил инженер ведомства путей сообщения В.Я. Шишков, ставший впоследствии известным писателем. Была проделана огромная работа по трассировке будущего тракта и составлению карт, но дальнейшие изыскания были прерваны начавшейся Первой мировой войной, событиями революции и Гражданской войны. Новые восстановительные работы на Чуйском тракте начались лишь в 1922-м. Был построен мост через Чую около Кош-Агача, в 1923-м запустили три парома через Катунь на двенадцать подвод каждый. В 1924 – 1925 годах развернулись ремонтно-дорожные работы в горной части тракта. Они велись вручную в труднейших условиях. Именно тогда обсуждался вопрос о выборе направления дороги. Были сторонники левобережного, действовавшего в то время, направления Бийск — Алтайское — Черга — Шебалино — Онгудай — Кош-Агач и нового, правобережного (Катунского), Бийск — Майма — Чемал — Каянча с соединением со старым направлением у бома Кор-Кечу. Третий вариант предусматривал соединение нового направления со старым в селе Черга. Был выбран Катунский вариант Чуйского тракта, который предусматривал значительное сокращение пути до советско-монгольской границы и способствовал созданию благоприятных условий для связи областного центра с районами области и Бийском. Несколько позже решили сделать переход с правого берега Катуни на левый в Усть-Семе, а новый тракт соединить со старым в Черге.

В начале 30-х годов активизировался «набор» бесплатной рабочей силы на строительство Чуйского тракта. Осенью 1932 года основными строителями дороги стали заключенные седьмого отделения Сибирских лагерей. Планы, спускаемые «сверху», с каждым этапом работ ужесточались. От людей требовали невозможного. Все делалось вручную. Тем не менее 1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию. Ценой таких ударных темпов стали изломанные человеческие судьбы и погубленные жизни. Большинство заключенных, в том числе и женщины, трудились на выравнивании дорожного полотна. Работали кирками, лопатами, на тележках возили грунт. От холода, голода, непосильного физического труда и болезней умирали десятки, а может, и сотни человек. «Командировки» (временные концентрационные лагеря) организовывались по-разному. Часто – путем отселения местных жителей из отдельно лежащих населенных пунктов или на их окраинах. В пустынных зонах создавались временные лагеря из землянок, вырытых в открытом поле. Особенно трудно приходилось на работах по пробивке скальных бомов: Кор-Кечу, Яломан, Белый Бом. Это делалось вручную. Находясь в корзинах, подвешенных на отвесном склоне, заключенные работали зубилом и молотком. Объем пород, раздробленных таким образом, превышал сто тысяч кубометров. После пробивки бома вручную укладывались подпорные стенки. На это ушло только на бомах Кор-Кечу и Яломан 24 тысячи кубометров грунта.

Чуйский тракт на всем протяжении Бийск — Майма — Усть-Сема — Черга — Онгудай — Иня — Кош-Агач — Ташанта был сдан в эксплуатацию 1 января 1935 года. В 1956 — 1957 годах был осуществлен капитальный ремонт участка дороги Усть-Сема — Шебалино. В 1959-м в Усть-Семе был построен новый железобетонный мост через Катунь, в 1964-м — запущены железобетонные мосты через Бию и Ишу. В 1970-м на 356-м км у села Иня был построен железобетонный мост через Катунь вместо старого подвесного, сделанного в 1936 году. В 1984-м пущена в строй новая дорога через перевал Чике-Таман. В 1990-е были построены обводная дорога и мостопереход, выводящие автомобили на Чуйский тракт минуя Бийск.

Сейчас Чуйский тракт — важная транспортная артерия Горного Алтая, связывающая регион с железнодорожными и водными путями Сибири, а также с федеральной трассой Москва — Владивосток.

Что представляет собой Чуйский тракт сегодня, насколько это важная дорога для республики, как она видоизменилась за последнее время, рассказывает Роберт Робертович Пальталлер, заместитель Председателя Правительства Республики Алтай:

— Чуйский тракт, федеральная дорога М-52, соединяет Западную Сибирь с Республикой Алтай и выходит на границу с Монголией. Если говорить о техническом состоянии дороги в настоящий момент – в основном она имеет третью категорию: улучшенная, двухполосная, хорошо содержащаяся, отремонтированная. Постоянно на всем протяжении трассы идут работы по ремонту и строительству новых мостов. Некоторые участки переведены в первую категорию, практически все они расположены на территории Алтайского края. В нашей республике в прошлом году был сдан первый из таких участков протяженностью 8,5 км от аэропорта до Соузги, до особой экономической зоны. Надо понимать, что реконструкция и аэропорта, и трассы М-52, и запуск многих других проектов закономерно вытекают из целенаправленной работы руководителя региона А.В. Бердникова, его умения отстаивать интересы республики на уровне Федерации, привлекать инвестиции и людей.

Имеется проект на реконструкцию Чуйского тракта от границы с Алтайским краем до Усть-Семы. В соответствии с ним будет переведено 69 километров в дорогу первой категории, такая уже построена возле аэропорта.

Сейчас уточняется проектная документация по первому и пятому пусковым комплексам. Это расстояние от границы с Алтайским краем до аэропорта – участка, который уже реконструирован.

В 2016-м начнется строительство, и за два года этот отрезок будет построен. На эти цели будет потрачено шесть миллиардов рублей из федерального бюджета. Таким образом, появится современная дорога с обходом Маймы. В селе Чуйского тракта, по сути, не будет, за исключением 800 метров – в виде огороженной дороги с пешеходными переходами сверху или снизу, безопасной для людей.

Самое активное участие в осуществлении проекта принимал министр транспорта РФ Игорь Левитин (ныне — помощник Президента РФ). С Александром Васильевичем Бердниковым они решали многие технические вопросы, вплоть до мельчайших деталей прорабатывали проект, в том числе где будет проходить дорога в объезд Маймы.

Это не только технически серьезное сооружение, но и архитектурное, которое украсит и Майму, и город, и в целом республику. Чуйский тракт будет работать на имидж региона.

Несмотря на то, что в дальнейшем весь отрезок Чуйского тракта, проходящего по нашей территории, будет реконструирован, сегодня все силы необходимо направить на первый участок — самый напряженный, от границы с Алтайским краем до Усть-Семы. В Усть-Семе идет раздвоение автомобильных потоков: один — на левую сторону Катуни и на Монголию, второй – на Чемал, развитый туристический район, куда едет много гостей. Реконструкция этого отрезка и станет первым этапом.

Что будет после того, как выполним этот объем работ, трудно себе представить, так как развиваемся не только мы, но и наши соседи – Монголия и Китай. Эти страны совместно строят дорогу от Китая через Монголию на Ташанту, на наш пункт пропуска. Введение новой дороги в эксплуатацию планируется через два года, и тогда поток товаров может быть таким, что пропускная способность нынешней дороги не станет удовлетворять спрос. Если это произойдет, Минтранс России и Правительство Республики Алтай будут ускорять процесс реконструкции Чуйского тракта.

Хочу подчеркнуть: все процессы, которые происходят в нашем регионе, проводятся под руководством врио главы республики А.В. Бердникова, при его непосредственном участии во всех крупных проектах. Александр Васильевич в курсе всех вопросов, которые ежедневно решаются в республике. Главная роль в реконструкции Чуйского тракта принадлежит ему и Игорю Левитину.

О перспективах развития Республики Алтай через реконструкцию Чуйского тракта говорит временно исполняющий обязанности Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай Александр БЕРДНИКОВ:

— Автомобильная дорога федерального значения М-52 «Чуйский тракт» – главная транспортная артерия Республики Алтай. Она соединяет не только три сибирских региона – Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай, но и всю Западную Сибирь с Монголией и Китаем. Современный Чуйский тракт берет начало в Новосибирске, протяженность составляет свыше 900 километров, больше половины его проходит по территории Республики Алтай. Эта часть тракта, протянувшаяся вдоль величавых рек Катуни и Чуи через живописные горные участки, – наша достопримечательность, одна из самых красивых дорог в России.

История Чуйского тракта уходит корнями в глубокую древность. О нем написано множество исследовательских работ, сняты фильмы, ему посвящено немало песен, картин и стихов. У него есть даже свой собственный музей, расположенный в Бийске.

Еще совсем недавно эта дорога была единственным связующим звеном республики с другими регионами нашей страны и соседними государствами. После глобальной реконструкции горно-алтайского аэропорта было открыто воздушное сообщение, и Горный Алтай стал более доступным для всего мира.

Масштабную реконструкцию Чуйского тракта мы начали в 2011 году. Один из важных участков дороги, от аэропорта «Горно-Алтайск» до особой экономической зоны «Долина Алтая» протяженностью 8,4 км, был введен в эксплуатацию в августе прошлого года. Спасибо всем, кто принимал участие в реконструкции этого участка – теперь это современная дорога первой категории в четыре полосы, построенная с применением новейших технологий. Она органично вписывается в пейзаж – дорожные строители постарались не нарушать окружающую красоту.

«Это очень важное событие для настоящего и будущего Республики Алтай. Рост транспортной инфраструктуры имеет принципиальное значение, позволяет открыть простор для развития многих сфер экономики и жизнедеятельности, дает возможность региону очень серьезно идти вперед», — сказал на торжественной церемонии открытия полномочный представитель Президента России в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский.

И действительно, это золотая страница современной истории Горного Алтая и прорыв в будущее. Это подтверждение того, что наша великая страна может развивать все без исключения территории, на каком бы расстоянии они ни находились от столицы нашей Родины.

Советник Президента России Игорь Левитин тогда отметил: «Когда мы принимали решение о строительстве этого участка дороги, решили, что он должен быть самым современным в Российской Федерации. Здесь применены новейшие технологии. В частности, в режиме on-line меняется степень освещения в зависимости от времени суток. Установлены средства метеообеспечения, которые будут сообщать водителям о состоянии дорожного полотна. Я думаю, что к такому образцовому состоянию мы должны привести всю трассу М-52 «Чуйский тракт».

Реконструкция нашей главной дороги будет продолжаться, от въезда в республику до Усть-Семы мы планируем сделать Чуйский тракт современной, максимально удобной и безопасной трассой.

Значение Чуйского тракта сегодня еще более возрастает. Правительство Республики Алтай сделало ставку на интенсивное развитие в регионе туризма, в том числе международного. С введением в эксплуатацию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Долина Алтая» и крупнейшего горнолыжного комплекса «Манжерок», расположенных в непосредственной близости от дороги, Чуйский тракт становится значимой, стратегической частью формирующегося на Алтае туристско-рекреационного кластера.

У Правительства Республики Алтай существует четкое понимание – успешное развитие региона во многом зависит от его транспортной доступности. Жемчужину Сибири – нашу Республику Алтай – мы хотим сделать удобной в плане транспортной доступности как для местных жителей, так и для гостей, приезжающих сюда отдохнуть и насладиться красотами природы, а главную дорогу региона – максимально комфортной и безопасной.

чуйский тракт сегодня

Опубликовано 17.04.2014г.  в газете «Звезда Алтая» №83-86

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru