Ушедшие бойцы не умирают,
Они в сердцах потомков будут жить.
Их подвиги годами прославляют,
И память поколений их хранит.
Е. Мухачева
Прошло празднование 70-летия Победы – самого святого праздника для нашего народа. Нет, наверное, в нашей стране семьи, в жизни которой война не оставила бы следа. Моя семья не исключение. Вой-
ну от начала до победного конца прошли мои предки – дедушка Михаил Васильевич Красавин и прадедушка Василий Андреевич Красавин. Хоть и нет их сейчас, но память о них живет в моем сердце. Перебирая ордена, медали и черно-белые военные фотографии, невольно задумываешься, сколько же испытаний и трудностей выпало на их долю! Но они все выдержали и со всем справились. Именно они, солдаты прошедшей войны, завоевали нам мирное будущее. Недаром в народе говорят, что без памяти о прошлом не будет и будущего.
Мой дедушка Михаил Васильевич Красавин родился 1 мая 1922 года в селе Верх-Ая Алтайского района в дружной, трудолюбивой крестьянской семье. Его мать Лариса Фатеевна Красавина 1890 года рождения была неграмотной, а отец Василий Андреевич Красавин 1892 года рождения знал только буквы, которые выучил на фронте в Первую мировую войну. В семье родилось девять детей – пять сыновей (Иван, Николай, Михаил, Прокопий, Петро) и четыре дочери (Дуся, Нюра, Анна, Тася), из которых Николай и Нюра умерли еще в годовалом возрасте.
Учиться дедушка пошел в шесть лет, но, к сожалению, окончить ему удалось всего четыре класса, так как пришлось идти работать, чтобы помочь родителям прокормить младших братьев и сестер.
В 1937 году семья Красавиных из Верх-Аи переехала в сказочный сосновый бор в селе Анос, в дом с двумя комнатами. А почему именно в Анос, спросите вы. Да потому, что село очень понравилось моему прадеду Василию Андреевичу, когда он в этих местах был в партизанском отряде. Да и в 30-е годы стали организовывать колхозы, дело это было болезненным, а методы порой жестокими. Из семьи, в которой осталось девять голодных ртов, угнали в колхоз весь скот (коней, коров, овец), оставив всего одну корову, и живи, как хочешь. Топились кизяком, а сколько можно сделать кизяка с одной-то коровы? Это никого не волновало.
Василий Андреевич устроился работать трактористом в колхоз, а Михаил — разнорабочим (косил и убирал сено, пахал землю).
22 июня 1941 года грянула беда, которая перевернула судьбу моего деда. Прадеда сразу же призвали на войну. Дед остался единственным в семье взрослым мужчиной, способным прокормить домочадцев. Однако он вместе со сверстниками отправился в военкомат, но ему отказали. И только 25 сентября 1941-го ему и 55 другим призывникам пришли повестки. Из Эликманарского аймака их отвезли в Улалу, дальше на подводах — в Бийск. Затем в Барнаул, Челябинск. Они получили обмундирование (шапки, шинели, буденовки), прошли военную подготовку, за время которой дед совершил 11 прыжков с парашютом. Там была сформирована 19-я воздушно-десантная бригада 102-го батальона, в которую вошли и представительницы прекрасного пола.
С этого момента началась фронтовая жизнь деда.
Октябрь 1941 года. Взвод Михаила Красавина был переброшен в Москву, бойцов дообмундировали: выдали валенки, фуфайки, подшлемники и третьим эшелоном направили в Солнечногорский район под командованием командира батальона Водокова, командира роты лейтенанта Зайцева, командира взвода Лещева. Москва была окружена с трех сторон, немец стоял близко: в восьми, тринадцати и тридцати километрах. Именно здесь, в восьми километрах от Москвы, дед в свои девятнадцать лет получил боевое крещение.
Он вспоминал: «Наши войска отважно держали оборону, дождавшись сильных морозов, которые нипочем сибирякам, перешли в наступление. В результате отбросили незваного врага на 300 км. Это было моё первое сражение. Я не испытывал страха, только было больно за погибших друзей. Командир кричал: «Вперед! Не останавливайтесь!» Мы не могли отступить и отдать Москву. В этом бою враг был повержен. Не описать той радости, которую я испытал в тот момент».
Затем деда отправили в Щелково для прохождения дальнейшей боевой подготовки. В июне 1942 года он оказался в самом пекле — в Сталинграде. В одном из боев Михаила ранило в правую ногу.
Деда отправили в Казань, в госпиталь. Немного оправившись от ран, он вновь попросился на службу. Теперь это была пехотная дивизия 911-го артиллерийского полка. Освобождали Воронежскую область, в 1943 году перешли через Дон и пошли по Украине. Освободили станцию узловую Черкова, станцию Гавриловка и дошли до Павлограда Днепропетровской области. Здесь отряд попал в окружение, а дед получил сильную контузию. Его без сознания на поле боя подобрала и выходила простая украинская женщина (ее фамилия Вершигора). Как выяснилось, мой дед был очень похож на ее погибшего сына. Целый месяц дед считался пропавшим без вести, но когда встал на ноги, сообщил, что жив.
После выздоровления дед попал на 1-й Белорусский фронт в 1772-й артиллерийский полк. Освободив Белоруссию, войска вошли в Польшу, форсировали Вислу и завоевали плацдарм, на котором простояли шесть месяцев. Дальше форсировали Одер и вышли к Берлину. 12 марта 1945-го
дедушка был ранен в левую руку. Стоял вопрос об ампутации конечности (из руки торчали кости).Но хирург (земляк из Шебалинского аймака) спас ему руку. Дед не раз вспоминал этот случай и благодарил земляка, который хоть и провозился с ним весь день, но руку сложил, как и обещал.
Дальше были госпитали городов Сочи и Сталинграда. Обидно было деду, что из-за ранения совсем немного не дошел до Берлина.
12 ноября 1945 года дед демобилизовался.
Имеет награды: орден Отечественной войны 2-й степени, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», юбилейные и крепкое рукопожатие самого маршала Жукова.
Вернувшись домой, теперь уже в Аскат, некоторое время дедушка был заместителем председателя колхоза. 21 год отработал лесником. У него много почетных грамот и благодарственных писем. С женой Татьяной Васильевной воспитали четверых детей. Дедушка был очень добрым и отзывчивым человеком, всегда открытым к диалогу, для внуков (а их у него девять) был другом и наставником. Пройдя через ад войны, он умел ценить жизнь и радоваться каждому прожитому дню. Прожил дедушка 92 года и очень хотел встретить 70-летие Победы. Нам очень горько, что наш герой не дожил до этого дня и встретил его уже в Бессмертном полку.
А прадед Василий Андреевич дошел до Берлина и даже расписался на стене Рейхстага, имел ордена и медали и за Первую мировую, и за Великую Отечественную.
Татьяна ПОПОВА,
внучка и правнучка фронтовиков
М.В. и В.А. Красавиных