Обволакивающая силуэт черная мантия прячет под собой все качества личности и говорит о непредвзятости закона, о том, что перед ним все равны.
Работа судей не начинается и не заканчивается на судебном заседании. В своем кабинете они детально разбирают каждый документ, готовясь к очередному процессу, которых в день бывает не два и не три. В такое время они обычно без мантии. И вот тогда можно по-настоящему разглядеть человека, профессия которого – вершить правосудие…
Борис Евстафьевич Антух – судья Верховного суда Республики Алтай. На эту должность он был назначен в 2004 году. Поводов для встречи с ним у нас оказалось несколько. Во-первых, в 2014-м исполнилось 150 лет судебной реформе, осуществленной в России во времена императорства Александра II и кардинально изменившей систему судопроизводства. Во-вторых, нынешний год стал юбилейным и для Бориса Евстафьевича – недавно он отметил свое 60-летие. Ну и, наконец, как подчеркивают его коллеги, он высокий профессионал и к тому же очень интересный собеседник.
Борис Антух родился в селе Чернильщиково Томской области. В их семье кроме него воспитывалось ещё четверо детей. Мама вела домашнее хозяйство, а отец работал на стеклозаводе, к сожалению, он рано ушёл из жизни.
После восьмилетней школы юноша продолжил учебу в Томске. Окончив техникум, стал автодорожником и по распределению попал в Читу. Но проработал там недолго — призвали в армию. Отслужив положенный срок в рядах Вооруженных сил, Борис поступил на юридический факультет Томского государственного университета. В 1981 году дипломированного специалиста направили на три года на Сахалин, после чего он снова вернулся в Томск, но уже не один – в 1984-м женился. В ставшем уже родном городе не нашлось работы, где предложили бы жилье молодой семье, и тогда супруги уехали на север области в город нефтяников Кедровый. Прожили там до 1993-го, а затем переехали в Горно-Алтайск. «Моя жена из этих мест, мы захотели быть поближе к её родителям», — рассказал Борис Антух.
С момента окончания вуза он являлся адвокатом, вел гражданские и уголовные дела. В 2000 году был назначен судьей Майминского районного суда, а в 2004-м – Верховного суда РА.
— География мест, где вам довелось поработать, такая широкая – без малого полстраны! Молодые годы вашей жизни были, наверное, очень интересными…
— Да, я объехал почти всю Сибирь и Дальний Восток. Как адвокат, работал на Сахалине и в Томской области. Такую же деятельность вел и в Республике Алтай. Адвокатский стаж у меня более 15 лет.
— Борис Евстафьевич, профессия у вас непростая: постоянно нужно взаимодействовать с людьми, причем очень разными, отстаивать их законные интересы. Однозначно, это дело сильных духом, то есть самому требуется крепкий характер. Дают ли вам эту необходимую закалку сибирские условия?
— Я родился в Сибири. Это суровый край со своеобразным климатом. Большая часть территории Томской области приравнена к районам Крайнего Севера. Лето там короче, чем здесь, на пару месяцев, особо не отдохнешь: повсеместно непроходимая тайга с болотами и неприятные ощущения от громадного количества комаров, мошки и другого гнуса.
Насколько всё это отразилось на моей натуре, не знаю, но о себе скажу, что характер у меня спокойный, уравновешенный, я типичный сибиряк.
— Чем привлекла вас работа судьи?
— К концу 90-х объём работы в судах значительно увеличился. Начались реформы. Появились и вакансии. Мне предложили попробовать себя в новом качестве, и я подумал: почему бы и нет? Как проходит судебный процесс, мне было хорошо известно. К тому времени (мне исполнилось 45 лет) имел и профессиональный, и жизненный опыт, что способствовало моему выдвижению и потом помогало в работе.
— Судьи в нашем представлении – это строгие, отчасти суровые люди. Но ведь и им присущи все человеческие качества, в том числе доброта и сострадание. Проявляются ли они в работе?
— Одна из заповедей гласит: «Не суди, да не судим будешь». Но мы живем в обществе, взаимоотношения в котором регулируются законами, поэтому и есть такая функция, как судейская.
Судья должен обладать в первую очередь профессиональными знаниями. При этом большое значение имеют и обычные человеческие качества, такие как воспитанность, терпеливость, сдержанность, умение слушать. Ведь в суд зачастую приходят люди, взвинченные своими проблемами. Накал страстей тут бывает очень высок, а судья должен быть сдержанным, дело нужно рассматривать хладнокровно, без проявления каких-либо отрицательных эмоций.
— В последнее время растет количество рассматриваемых в судах гражданских и административных дел. Почему такое происходит?
— Вы правы. Сложность дел изменилась. Их количество было на порядок меньше в 90-е. А в советские годы обращений было ещё меньше, потому что тогда серьезную работу проводили парткомы, профсоюзы организаций, товарищеские суды. Теперь весь этот груз взвален на суды.
Конечно, сейчас тоже есть попытки ввести в практику так называемый институт медиации, иначе – службу примирения. Но он приживается тяжело. Думаю, если это будет обязательной процедурой досудебного разбирательства, то нужный эффект, может, и получится. В настоящее время опыт, к сожалению, показывает: далеко не каждый готов обратиться к медиаторам и идти на компромисс. Лучше искать правду в суде, считают многие.
— По-вашему, часто меняющееся российское законодательство – знак совершенствования общества или свидетельство того, что наши граждане настолько безответственны, что нужно постоянно придумывать для них новые ограничения?
— Я снова скажу о советском периоде. Тогда законодательство было очень стабильным. И гражданское, и уголовное право менялись крайне редко. В настоящее время работать сложнее. Госдума, действующая на постоянной основе, активно занимается законотворчеством. Законы и изменения в них принимаются часто. Это связано с усложнением общественных отношений, но никак не с желанием ограничить граждан в правах. Учитывая многообразие спорных отношений, к каждому рассматриваемому делу нужно тщательно готовиться, изучать законодательство, судебную практику. Но и это не исключает возникновения проблем в правоприменении. Большую помощь в отслеживании изменений в законодательстве нам оказывает компьютер, без Интернета нам теперь невозможно обойтись.
Приведу пример. Вводилось ограничение на содержание алкоголя в крови автоводителя сначала до ноля промилле, затем алкоголь мог присутствовать в объеме 0,3 промилле, впоследствии этот показатель снова снизили до ноля. Но в конечном итоге выяснилось, что прибор по измерению алкоголя в выдыхаемом воздухе несовершенен, и законодатель был вынужден ввести новый показатель — до 0,16. Таким образом, мы видим: законодательство пытается быть ближе к жизни и всё регламентировать.
— С какими мыслями вы отправляетесь на судебные заседания? Может, соблюдаете какой-то особый ритуал или говорите себе что-то на удачу?
— Как студент перед экзаменом, пятак под пятку не кладу точно, — смеясь, опровергает мои предположения Борис Антух. – На каждое заседание иду, хорошо подготовившись. В гражданских делах, как правило, имеется всего лишь исковое заявление, иногда ещё один или пара документов, поэтому до процесса готового решения быть не может. Ты чаще всего знаешь только суть проблемы без деталей. Основные обстоятельства выясняются во время заседания. И только после изучения и анализа всех доказательств можно прийти к правильному разрешению спора.
— Недавно вы отмечали свой юбилейный день рождения. Круглая дата — повод подумать о сделанном за прошедшие годы. Довольны ли вы своей судьбой или жалеете о том, что не остались в автодорожниках?
— Нет, не жалею. А к своим дням рождения отношусь скептически. Родился бы я 29 февраля, отмечал бы его раз в четыре года, может, и моложе бы был, — шутя, заметил мой собеседник. – А если серьезно, то, думаю, достигнув пенсионного возраста, особых планов на будущее человек не строит. Юбилей в эти годы – время подводить итоги. В этой связи хотелось бы отметить: то, о чем я мечтал в молодости, сбылось. Посадил дерево, и не одно, вырастил двоих сыновей, построил дом… Сейчас в целом у меня душевное удовлетворение прожитой жизнью. В настоящее время житейские проблемы вроде решены, и, пока позволяет здоровье, с удовольствием хожу на работу, которую люблю…
— Это действительно важно, ведь тот мир и согласие, что у вас в душе, вы несете людям… Борис Евстафьевич, позвольте задать ещё один вопрос. Вы имеете огромный опыт профессионального участника судебных процессов, прежде выступали в качестве адвоката, теперь – судьи. Не появились ли у вас свои идеи и предложения, на которые вы хотели бы обратить внимание ваших коллег, для совершенствования существующей судебной системы?
— К сожалению, так глубоко я не задумывался над такой темой, но, думаю, что в перспективе было бы неплохо выносить мотивированные решения только по тем делам, с результатом рассмотрения которых стороны не согласны.
— Чего бы вы пожелали своим коллегам в связи с отмечаемой датой – 150-летием судебной реформы в РФ?
— Мне хотелось бы им пожелать не только профессионального роста, но и крепкого здоровья, так как оно очень важно в нашей работе. А для этого необходимо всегда находить время заниматься утренней гимнастикой, любимым видом спорта для снятия эмоциональных перегрузок. Ну и, конечно, всем желаю вместе со своей семьей чаще общаться с природой, которая у нас похожа на сказку!
Наталия Манышева