Четверг, 21 ноября 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Духовная культура — оплот мира и согласия
7:11, 10 марта 2014

Духовная культура — оплот мира и согласия


Известный алтайский писатель Бронтой Бедюров как общественный деятель – фигура российского, и даже международного, масштаба. Его, как неординарного мыслителя, замечательного оратора, этнографа, филолога, публициста, постоянно приглашают для участия во всевозможных форумах и конгрессах, проводимых в стране и за рубежом.Б. Бедюров 2

Весной 2012 года Бронтоя Янговича выбрали Эл Башчы – главой Курултая, а 22 февраля этого года на очередном съезде ему был дан обновленный титул Алтай Башчы. С читателями нашей газеты он делится своими размышлениями о состоянии алтайской духовной культуры и не только.

– У каждого отдельно взятого этноса, как и у любого человека, есть свое прошлое. Бронтой Янгович, для такой огромной страны, как Россия, имеет значение, допустим, история маленького алтайского народа с его языком, традициями и культурой?

– Многие, чуть что, всуе упоминают Россию, которая актуализируется для нас в смысле федерального бюджета. На самом деле мы, наша республика, и есть Россия, потому что являемся ее неотъемлемой частью.

Два с половиной века тому назад наш народ встал перед выбором. Пойти на поклон к маньчжурскому богдыхану означало стать подданными Китая, что произошло с нашими единокровными братьями-тувинцами, Танды-Урянхай после этого 200 лет находился в составе маньчжурского Китая и только 100 лет тому назад стал протекторатом России, а в 1944 году вошел в состав СССР. Наши же предки алтай-урянхаи, как называли нас в ту пору, на 200 лет опередили их, войдя в другой цивилизационный ареал. Пойди они по другому пути, вероятнее всего, нас как нации могло уже не быть. Да, тогда мы потеряли огромные территории, были загнаны врагами на периферию своих земель – в горы, однако, несмотря ни на что, алтайский народ остался таковым, сохранив свою этническую идентичность, в силу защищенности госграницами России.

Я согласен с президентом Путиным, который сказал, что в России нет лишних народов. В единстве многообразия народов страны кроется уникальная сила и мощь России, потому что все мы по духу, по житью-бытью, по географической, исторической принадлежности являемся россиянами – евразийцами.

– Пожалуйста, об этом чуть подробнее…

– Евразийский – значит северный сектор планеты, то есть северное сообщество. Мы, алтайцы, как и другие сибирские тюрко-монгольские народы, всегда входили в него. Некоторые, не буду конкретизировать, живя сейчас в России, подобно детям, рожденным вне брака, не могут понять, кто их отец, а кто мать, кто брат, а кто сват, и все размышляют, ту ли они фамилию носят. Так вот, не 70 и не 700, а семь тысяч лет мы, разноязыкие народы, жили в этом мире по скифскому принципу «объединяй и властвуй», а не по римскому праву «разделяй и властвуй», потому что каждому около лесного или степного костра находилось место. И будь велик или мал числом этот народ, он являлся составной, защищенной частью евразийского северного сообщества. Наши далекие, но прямые предки – алтайские тюрки создали великий Тюркский каганат. Об объединении народов в его рамках видный ученый евразийской школы князь Николай Трубецкой писал, что именно алтайские тюрки впервые объединили народы Северной Азии и Восточной Европы в одном государственном теле еще в VI веке, создав понятие Евразии, евразийского государства. Общеизвестно: тот древний язык алтайских тюрков распространился на громадном континентальном пространстве великих степей, гор, равнин и лесов, став языком межнационального общения в период возникновения первого Тюркского каганата. Именно на этом языке общались в евразийском мире до XVI века – тысячу лет вплоть до возвышения Московского, уже Русского государства. Таким образом, алтайские тюрки создали единое государственно-политическое, культурное, экономическое сообщество, жившее по Кодексу Евразии, которому свойственна духовная и национальная терпимость. Разные народы еще тогда жили по принципу «не гноби и не убивай малого и слабого, а принимай его и помогай ему». Русский народ унаследовал его от своих предшественников. Так что наши предки – алтайские мудрецы, идя 250 лет назад на север, на свет Полярной звезды, выбрали правильный вектор развития, потому что на следующем историческом и политическом этапе именно русский народ стал заступником для всех объединенных им народов, заслужив по праву звание старшего брата. Поэтому мы должны понимать кто нам друг и брат, а кто враг и супостат.

– Из-за столь богатого событиями исторического прошлого, смешения разных этносов, наслоения культур, вслед за чем последовала эпоха «забытья» – атеизма, мы, потомки древних тюрков, не можем разобраться сегодня, кто мы – язычники, шаманисты, бурханисты или тенгрианцы. Современное поколение, предав по незнанию веру своих предков, принимает чужое или, хуже того, попадает в секты. Бронтой Янгович, кому, как не вам – бывшему аспиранту Института Востоковедения, а ныне члену нескольких академий, знать и разбираться в истории религий…

– Разруха в умах и душах, разброд и шатания в вопросах веры происходят от невежества, а природа, как сказал древний философ Аристотель, не терпит пустоты. Чаще всего она заполняется мусором. Шаткую позицию таких людей прекрасно понимают приверженцы новообразованных религий и сект, ловко пользуясь этим. К сожалению, нынешнее алтайское племя забывает вследствие мутаций XX века своих единоверцев и родичей. К тому же сегодня крайне сузилось понятие географического Алтая. Томичи, кемеровчане, новокузнечане не знают, что живут от нас к северу в томском Алтае, как и те, кто проживает на юге Красноярского края, не осознают, что находятся не на Саянах, а в северных предгорьях великого Алтая. Мы забыли про то, что Байкал расположен на восточных отрогах Алтая, о чем поется в бурятских сказаниях об Алтае и Хухее. А бренд Алтая вовсю используется не только в Западной Монголии, но и в Китае, Казахстане.

Исторически на всей этой огромной территории (вплоть до ее падения в середине XVIII века) находилась Джунгария – Ойротский Союз, или сообщество тюркско-монгольских народов, где государственной религией был буддизм. Ойротов тогда в русских официальных документах называли зенгорцами. Когда алтайские беженцы переходили границу России, они клялись в верности новому Отечеству на своих бурханах – отмечается во всех русских записях. Этот исторический факт зафиксирован географом и этнографом Ипполитом Завалишиным в «Описании Западной Сибири» и всеми другими сибирскими русскими историками и публицистами. С установлением новых границ были отсечены прежние духовные связи алтайцев с буддийским миром, оттого была потеряна грамотность. Со временем, видоизменяясь и преломляясь, буддизм трансформировался на Алтае в бурханизм как христианско-буддийский синтез.

Общеизвестно, что у каждого народа существует как минимум две культуры: одна, лежащая в основе, – исконная, другая, перенятая извне, накладывается сверху, и этот процесс духовного устроения продолжается до тех пор, пока существует нация. Об этом свидетельствует принятие христианства на Руси тысячу лет назад.

К сожалению, в нашей республике до сих пор не прописано, какое вероисповедание у титульной нации и других народов республики. Как говорил арабский мыслитель XIV века Ибн Хальдун, нации образуются, формируются лишь тогда, когда у них появляется либо светская, либо религиозная идея, организующая ее целостность. А что творится с нами? Неужели мы забыли, откуда, из лона какого государства вышли, на каких бурханах наши зайсаны клялись и на каком языке и с помощью какой письменности обращались к российским властям? Если бы люди интересовались своей историей, читали, то знали бы эти элементарные вещи. Тем более эта информация не закрытая, не секретная, а хранится в архивах, музеях и библиотеках, во всех научных источниках и трудах.

О каком Боге, религии можно говорить в нечитающем, бездуховном потребительском обществе! А бездуховность, фанатизм, невежество – это и есть смертные грехи и опаснейшие наши враги.

– Бронтой Янгович, истории своего народа вы посвятили серьезный научно-исследовательский системный проект «Слово об Алтае»…

– Историей, этнологией, фольклором, этнографией, религией, языками и культурой тюркских народов я увлекся еще в период учебы в Литературном институте, а продолжил накопление знаний, будучи аспирантом Института востоковедения АН СССР. С тех пор я стал постоянным посетителем московских и санкт-петербургских научных библиотек. Но лишь в зрелые годы полученные и систематизированные знания вылились в такие работы, как «Мудрый Богатырь», «Твердыни Алтая», «Возраст Воли», «Языческий ковчег», «Эль-Бабурган», четыре тома «Слова об Алтае», «Памятное завещание».

Горжусь, что на заре XX века первая в мире духовная ненасильственная революция произошла на Алтае. Об этом я написал в «Избраннике духов», где высказал свое отношению к шаманизму и бурханизму, как к двум основным составляющим народной духовной культуры.

– Именно вам, как известно, принадлежит идея создания Ассоциации алтайских народов Евразии, численность которых достигает полмиллиарда человек. В чем заключается ее основная миссия?

– Всю жизнь мечтаю и работаю на ниве духовного сотрудничества, подразумевая под этим духовную культуру разных народов страны и Республики Алтай. Вдохновленный этой мыслью, на рубеже 80 – 90-х годов я написал: «На Алтае сошлись три учения, три драгоценности духа – Слова Будды, Христа, Магомета, а над ними – все то же вечное синее небо – Кёк тенгери». Алтаю необходимо заново стать зоной сотворчества, сотрудничества, объединения культур, учений и религий. Оплотом межнационального, межконфессионального мира и согласия должна стать духовная культура – наше драгоценное, нетленное наследие.

Очень важно в современном мире, чтобы люди жили в согласии, уважали и знали веру, культуру, обычаи и языки друг друга.

Будучи приверженцем Кодекса Евразии, известного всем образованным людям под названием Великая Яса, уверен: по этому Закону наши люди жили и должны будут жить во все времена. Именно благодаря тому, что был записан свод законов – Яса (точнее, Ясак, Язу – писание, кодекс), враждующие, немирные соседи, кочевые племена объединились в единое государство.

С тех пор династии Чингизидов, как ранее тюркских каганов, покровительствовали всем религиям. Ханы Золотой Орды освободили Православную Церковь от всех податей и зависимости от Византии, и такой высокий статус ей не мог предоставить никто из прежних князей. Так Русская церковь стала великой и могучей. В столице монгольской империи Кара-Коруме на Хангае проводились религиозно-философские диспуты между представителями разных учений. По описаниям путешественников Плано Карпини, Гильома де Рубрука и других ученых, в столице всеевразийской Монгольской империи в тот период были храмы всех великих мировых религий. Это говорит о том, что благодаря Кодексу Евразии разные народы и племена пришли к взаимопониманию, взаимоуважению, нашли общий язык, жили длительное время в мире и согласии, пока опять не начались распри и войны, ненависть и невежество.

– Войдя, как вы сказали, в другой цивилизационный ареал, найдя общий язык в большой семье российских народов, мы на данном этапе столкнулись с проблемой: современное поколение не придает серьезного значения изучению родного языка, а порой и не желает изучать. Что вы, как академик российской словесности, думаете по этому поводу?

– Знать языки – большое счастье: чем больше их знаешь, тем ты сильнее, образованнее, духовно богаче, шире твой интеллект и кругозор. Именно язык делает человека человеком. Знать или плохо знать родной язык – это, конечно, порок, но порок, навязанный социумом. Можно долго рассуждать на эту тему, но если быть кратким: каждый человек должен знать родной язык – это аксиома. Другой вопрос, есть ли у него желание и условия для этого. Сегодня государственный русский язык для многих стал единственным, но владеют ли они им в совершенстве? Многим языки дают путевку в большую жизнь, крылья для полета, а ведь раньше вплоть до 60-х годов прошлого века алтайцы плохо владели русским, поэтому русские старожилы, особенно кержаки, отлично говорили по-алтайски, так как им это было нужно для общения. Оттого прекрасно знали и уважали алтайские обычаи, перенимали нашу национальную кухню и практичную одежду.

Безусловно, наши дети талантливы, разносторонни, успешно изучают иностранные языки. Но раз они способны изучить английский, китайский и прочие языки, то почему бы им не освоить заново свой родной? Иначе они окажутся отсеченными от своей духовной культуры, от собственных корней, идущих из глубины веков. Незнание языка обрекает нас на новый виток невежества. Чтобы быть полноценными людьми без комплексов, быть титульной нацией в республике, мы, алтайцы, должны лучше знать родной язык, что с каждым годом становится всё актуальнее. Тем более что в нашей республике статус государственного имеют два языка: алтайский и русский.

– Как любое дерево, человек силен корнями. Понятно, что без знания истории, традиций, культуры своего народа он слаб, уязвим. Наверное, поэтому в некоторых наших районах бесчинствуют приверженцы нетрадиционных религий? Не пора ли кричать SOS?

– Свято место пусто не бывает. Представители нетрадиционных религий, думая, что мы безбожники, эдакие темные язычники, у которых вместо души пар, решили, что нас нужно осчастливить, откровенно навязывая свои постулаты, а невежды потворствуют им, попадая в их крепкие сети. Спасти от негативного воздействия чуждых нам сектантов может религия наших предков, а также знание канонов традиционных российских религий, потому что они проповедуют общечеловеческие ценности и ведут людей к миру и согласию. Кто твердо стоит на ногах, ориентируется в религиозных вопросах, тот обладает иммунитетом от всякого рода лжеучений. Я уважаю все религии, в том числе истинный протестантизм. Но зачем нам клоны, производные секты?

Обидно, что некоторые из нас, не зная своих корней, своей истории, в том числе истоков религии предков, водят туристов по опустевшим курганам наших великих царей и старейших вождей, бормочут им всякую чушь, топча цветы разума и просвещения.

А нам крайне необходимо здесь, на границе России, чтобы территория Республики Алтай, как и в прежние времена, стала местом сотрудничества, взаимоуважения, взаимообогащения разных народов, религий и культур. Для этого мы имеем всё, в первую очередь глубокие корни, по сей день питающие нас.

Мне доводилось бывать в разных уголках планеты. В тюркском мире я горжусь тем, что принадлежу к оригиналу – этносу, уцелевшему в горах Алтая с гуннских времен. Этим должны гордиться все мы, а для этого – иметь элементарные представления о своей истории, культуре, религии, языке. Очень надеюсь на молодое поколение, несущее в себе древнейший генофонд. Они – будущее народа, который сохранился лишь потому, что не отказался от своего языка, одежды, национальной пищи, соблюдал свои традиции и обычаи. Иногда, размышляя над этим, поражаюсь, как такой крошечный народ уцелел, проживая последнее тысячелетие в иноязычном и иноэтничном окружении. В борьбе за самосохранение наши предки были вынуждены, наподобие эдаких черепах или ежиков, прятаться в своем духовном панцире и отторгать чужеродное, негативное. Но в этом дошли до абсурда, не узнавая, под влиянием деструктивных сил, отторгая свет Великого Учения, идущего к нам из далеких времен. Думаю, это временное помутнение, оно обязательно пройдет. И мы наведем порядок в собственной голове и в Доме.

Будучи в составе Российского государства, алтайцы поднялись и окрепли. Сегодня мы образованный, свободный народ, способный изучать, выбирать и сравнивать, отличая добро от зла, светлое от темного, передовое от мракобесия и лжи. Вот почему важно ценить и беречь все лучшее в себе. Так что будущее нашего народа в наших руках. Даже если мы будем кричать SOS, нам никто не поможет, кроме нас самих, и если мы хотим идти к новым высотам, то должны знать, кто наш друг, а кто враг, обретать новые знания. Очень важно для нас не потерять в пути свой багаж, то драгоценное духовное наследие, которое передали нам наши предки.

Марина ТУРКУШЕВА.

 

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru