Воскресенье, 22 декабря 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Кто шаманит на Синюхе, или Алтай глазами туристов
16:47, 02 октября 2013

Кто шаманит на Синюхе, или Алтай глазами туристов


Расхожая истина: спрос рождает предложение. Что больше всего интересно туристам, поток которых не ослабевает год от года? Несомненно, что-нибудь этакое, сугубо «местечковое». «Псевдоместные» китайские сувениры из камней, дерева и тому подобное они могут купить и у себя в регионе, а вот сфотографироваться в настоящей алтайской одежде, отведать блюда национальной кухни, пообщаться под звуки бубна с шаманом – такие услуги стабильно популярны. И ими умело пользуется принимающая сторона, кстати, не только в нашей республике.

Так, на ГЛК «Манжерок» на конечной точке подъемника на горе Синюхе гостей ждут развлечения на любой вкус: кафе-юрта, музеи русской и алтайской культуры, знакомство с легендами, шаман и Золотая Баба. Сказать, сколько во всем этом истинного культурного наследия Алтая, сложно, потому что на первом месте бизнес. Да и не нуждаются, по большому счету, наши гости в истинных пророчествах, для них главное – антураж. А вот его как раз в полной мере, а местами – так и в избытке.

Кафе и музей алтайской одежды интересны, продуманы, хотя здесь все стандартно. После продолжительного подъема (25 – 30 минут) ничто так не восстанавливает силы, как пиала горячего чая или лагман (подумаешь, в «культурную» историю лапшичка не вписывается, зато вкусно!). В музей же в основном заходят, чтобы не только посмотреть, но и сфотографироваться в национальных алтайских костюмах, не за бесплатно, естественно. Легкое недоумение вызывает гордое слово «музей»… Интересно, кто придумал назвать войлочную юрту учреждением (а именно этот смысл несет в себе название: музей – учреждение, занимающееся собранием, изучением, хранением и экспонированием…)? Назвались бы выставкой — и всего-то делов. Хотя идея заманчивая: может, в следующем сезоне и я растрясу бабушкин сундук, да и открою какой-нибудь музей, например, а-ля тридцатые годы прошлого века.

Наибольший интерес у посетителей вызывают шаман и Золотая Баба, о том, что они работают «в связке», становится понятно почти сразу. Забегая вперед, скажу: перед шаманом по имени Артем снимаю шляпу. Насколько он «всамделишный» шаман, судить не берусь, но то, что первоклассный психолог и хороший актер, это да! Посудите сами, легко ли на протяжении нескольких месяцев подряд ежедневно общаться с постоянно сменяющими друг друга людьми, при этом уметь попадать с ними «на одну волну», поддерживать интерес к своей персоне, заставлять поверить в свои слова, да и жарко, поди, летом в шкурах-то! Мехов в аиле в избытке, равно как и тотемов. И то сказать – место силы! (Даже если таковым и не было, то за несколько турсезонов точно стало намоленным: сколько раз звучал там бубен и обращались к богам.)

По всей видимости, место силы заканчивается сразу за аилом, ему на смену приходит место несанкционированной свалки – под обрыв не то гости, не то хозяева сбрасывают бутылки, пакеты и прочий мусор…

Теперь вернемся к богам. Шаман Артем прочитал нам хорошую лекцию о взаимоотношениях в семье, подкрепляя свои слова глубоким знанием славянской культуры и мифологии. Род, Перун, Ярило, быт и обычаи предков… Так и рвалось с языка: «Может, вы ведун?» Опередив мой вопрос, шаман сказал, что ему это все ближе, так как он изотерик. О вкусах, как говорится, не спорят, но картинка в голове упорно не хотела складываться в единое целое…

Впрочем, все вскоре стало более или менее ясно, когда шаман отправил нас к Золотой Бабе. Баба как баба. Отлитая из цемента и покрашенная краской под золото, она ждала нас в углублении скалы. Тут же на столике продавали ее уменьшенные копии и прочую символику, призванную сделать нашу жизнь лучше, богаче и здоровее. Очередной информатор сообщил, что за 50 рублей с Бабой можно сфотографироваться как душе угодно, также ее нужно потереть — и любое желание будет исполнено. К сожалению, этим людям неизвестен тот факт, что Золотая Баба не что иное, как современная Баба Яга, которая в древности была добрым божеством, почитаемым среди славян, живших за Уралом и ближе к Северу. Она была покровительницей рожениц, и шли к ней женщины, прикасались к большому золотому животу, прося себе благоприятного разрешения от бремени. Не просили у Бабы Яги ни богатств несметных (нам-то только о ее финансовом даре и рассказывали), ни лимузинов с яхтами. И, между прочим, мужчины к ней за помощью не обращались, ни к чему им это было.

Так как мы с «экскурсоводом» не смогли прийти к согласию, спор пришлось прекратить. И то сказать, не спорить же мы сюда приехали, а купить сувенир и вновь вернуться к шаману, который должен был провести над ним обряд камлания. Увеличить, так сказать, волшебную силу.

Возвращаться в аил мы не стали — туда только что зашла группа восторженно ахающих туристов, зажимая в кулачках купленные сувениры. Через несколько минут услышали глухие звуки бубна: шаман-изотерик старательно камлал над фигурками Бабы Яги. Осознав, что своими расспросами и так уже заработали достаточно жирный минус в карму, решили спуститься вниз. Зачем искать истину там, где все выстроено на деньгах? Тем более среди туристов деятельность наших новых знакомцев нареканий не вызывает, люди очарованы и покорены. Они искренне верят в то, что получили в свои руки уникальные обереги, а, как известно, во что веришь, то и сбывается.

Ася МАКСИМОВА.

 

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru