Воскресенье, 22 декабря 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Маршрут подвига — маршрут поиска
4:38, 24 апреля 2014

Маршрут подвига — маршрут поиска


27 сентября 1941 года у деревни Холмище Кадуйского района Вологодской области немецкая авиация разбомбила воинский эшелон, следовавший на помощь осажденному Ленинграду. В составе поезда было восемь маршевых рот из 76-го и 22-го запасных полков 23-й запасной стрелковой бригады, дислоцировавшеся в городах Бийске (Алтайский край) и Каинске (Новосибирская область), — всего 2016 человек. Из них более 220 солдат были уроженцами Горного Алтая.

После налета вражеских бомбардировщиков погибли 340 воинов-сибиряков, имена большинства из них долго оставались неизвестными. Завеса тайны стала приподниматься в последние девять лет усилиями руководителя Вологодского поискового отряда Ивана Дьякова.

Дьякову удалось найти в архиве списки личного состава четырех маршевых рот из Алтайского края и установить судьбу нескольких солдат, погибших и умерших в госпиталях в результате бомбежки. Списки и всю найденную дополнительную информацию командир вологодских поисковиков передал в средства массовой информации Алтайского края. С 2011 года в Барнауле к поиску активно подключился проект независимой газеты «Свободный курс» Книга Памяти, том 10-й. А в декабре 2013-го руководитель проекта журналист Тамара Дмитриенко предложила отделению Поискового движения России в Республике Алтай продолжить работу над этой темой вместе. Начался обмен информацией, списками, фотографиями, замыслами и идеями.

Пользуясь данными, представленными нашим отделением в Военный комиссариат Республики Алтай, его отделы в муниципальных образованиях начали работу по уточнению списков и поиску родственников солдат. И родственники вскоре откликнулись! Началось общение с ребятами из Вологодского поискового отряда и его командиром. Но электронная связь и телефонный разговор никогда не заменят живого общения. Хотелось поскорее встретиться и пожать руку тому человеку, который, находясь за тысячи километров от Горного Алтая, вот уже десятый год живет судьбой каждого солдата, спешившего в сибирском эшелоне на помощь блокированному врагом Ленинграду и погибшего или пропавшего без вести на Вологодской земле.

Наконец мы встретились с Иваном Дьяковым в Санкт-Петербурге на открытии Всероссийской вахты памяти-2014. Всем, что ему удалось отыскать в архивах (списки, донесения, документы и иные свидетельства той страшной трагедии сентября 41-го), он поделился с алтайскими поисковиками.

За два месяца интенсивной работы в республике при самом непосредственном участии временно исполняющего обязанности главы региона А.В. Бердникова, правительства и военного комиссариата республики, а также глав муниципальных образований мы накопили достаточно материала, который передали вологодским поисковикам. Газеты «Звезда Алтая», «Алтайдын Чолмоны», «Постскриптум», сайты «Новости Горного Алтая» и «ВГТРК Республики Алтай», издания муниципальных образований предоставили свои площади для освещения хода поиска. Расставаясь в Санкт-Петербурге с Дьяковым, договорились вскоре встретиться.

12 апреля мы вновь увиделись с Иваном Александровичем и его ребятами на Вологодчине. Они встретили меня рано утром на вокзале в Вологде. Предстоял долгий путь на автомобиле на то место, которое вот уже много месяцев не дает мне покоя, где судьбы простых солдат из разных районов нашей малой родины были соединены навеки под страшным и смертельным огненным дождем.
Сначала асфальт, потом грунтовка, и в самом конце пути – дорога с песчаным покрытием, где были огромные лужи с рваными неровными ледовыми краями. Наконец прибыли на место. Вот они, Кадуй и Холмище, современная двухпутная железная дорога гонит товарняки и пассажирские поезда на Питер и обратно. Только сердце сжимается от боли, и мысленно переносишься на более чем 70 лет назад в тот сентябрь 41-го. Тогда железная дорога была однопутной, 90 деревянных теплушек пыхтя тащил трудяга-паровоз, у сидевших в поезде — тоска по покинутой родине и тревога при приближении фронта. До конечной станции — Волховстрой – всего два дня пути. Маршевые роты уже получили боевое оружие, назначены командиры, значит, после выгрузки – сразу на передовую.

А дальше случилось то, что частенько случалось с воинскими эшелонами на подходе к прифронтовой полосе. сотни самолетов с черными крестами, самоуверенные от отсутствия наших истребителей и средств противовоздушной обороны пилоты Люфтваффе. Вагоны внизу — отличная мишень, как в тире. Одна авиабомба — на паровоз, другая — в конец эшелона, и можно не спеша на бреющем полете бомбить и расстреливать все живое, копошащееся внизу. Кровавая карусель над гибнущим эшелоном продолжалась до тех пор, пока не кончились боеприпасы у бравых немецких летчиков. Последние остатки были потрачены на подошедший санитарный поезд с ярко-красными крестами на крышах вагонов.

Сейчас на месте трагедии усилиями вологодских поисковиков, местных властей и жителей установлен памятник, а над двумя братскими могилами — пирамиды со звездочками. Здесь всегда лежат живые цветы.

У нас в республике продолжается работа по установлению имен солдат, погибших при бомбежке эшелона. В самое ближайшее время на месте гибели бойцов будет установлен памятный камень с надписью «От благодарных жителей Горного Алтая». Камень уже подготовлен, и после согласования с администрацией Кадуйского района будет определено место его установки. Там, где в сентябре 1941 года пролилась кровь наших земляков, я взял землю. Капсулы с этой землей будут торжественно размещены на мемориалах и возле памятных знаков в каждом районе нашей республики.
Когда мы с Иваном Дьяковым шли от железнодорожной насыпи к братской могиле под Холмищем, в небе показался журавлиный клин. Несколько раз покурлыкав над могилой, птицы полетели дальше. Сразу же вспомнились бессмертные строки: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей…»

Александр Вилисов, председатель Совета АРО ВООВ «Боевое Братство», руководитель отделения Поискового движения России в РА

Вилисов и Дьков

у памятника

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru