Задумывался ли каждый из нас, какой смысл несут в себе детские книги, каков их настрой? Чему они призваны учить, как воздействуют на восприимчивую детскую психику?
Совсем недавно, в очередной раз садясь с дочерью за уроки, был несколько шокирован одним произведением из школьной программы. Домашнее задание: выразительное чтение рассказа В.Л. Дурова «Жучка». Услышанное и прочитанное вызвало просто ужас! И это вовсе не какой-то первый попавшийся рассказ из домашней библиотеки либо купленной книги на рынке, а учебник под названием «Литературное чтение», часть вторая, для детей, обучающихся в третьем классе средней школы. До сих пор недоумеваю, как такой рассказ можно читать детям девятилетнего возраста?
Привожу эпизод из произведения, где мальчик убивает собаку: «…Я накинул Жучке на шею веревку и повел в сарай. Жучка весело бежала, натягивая верёвку и оглядываясь. В сарае было темно. Дрожащими пальцами я нащупал над головой толстую поперечную балку; потом размахнулся, перекинул верёвку через балку и стал тянуть.
Вдруг я услыхал хрипенье. Собака хрипела и дергалась. Я задрожал, зубы у меня защёлкали, как от холода, руки сразу стали слабые… Я выпустил верёвку, и собака тяжело упала на землю.
Я почувствовал страх, жалость и любовь к собаке. Что делать? Она, наверно, задыхается сейчас в предсмертных мучениях! Надо скорее добить её, чтобы не мучилась. Я нашарил камень и размахнулся. Камень ударился обо что-то мягкое…».
Не понимаю, какую воспитательную цель преследовали авторы учебника, размещая на его страницах подобное произведение. Где духовно-нравственные ценности, эмоциональная отзывчивость, любовь и бережное отношение к животным? Ведь не у всех детей в возрасте девяти лет окрепшая психика, некоторые сочтут это «инструкцией к применению» и пойдут вешать собак и кошек, других прочитанное потрясет до глубины души! Мой ребенок после прочтения эпизода повешения и добивания камнем бедного животного со слезами на глазах бросил учебник в сторону. Все желание читать и тем более пересказывать текст пропало! Я долго пытался «реабилитировать» главного героя в глазах дочери, оправдывая его тем, что он в финале рассказа раскаялся. Но на вопрос ребенка: «А почему, почувствовав любовь и жалость к собаке, мальчик не отпустил ее, а взял камень, чтобы добить?» — я так и не смог ответить. Нужно ли в начальной школе закладывать основы милосердия ко всему живому не в светлом и добром чувстве, а в желании добить, чтоб не мучался?!
Дмитрий М.