В России немало замечательных людей, сумевших сделать наш мир чуточку лучше, а заодно вдохновивших на новые свершения окружающих. Пришло время выяснить, кто они — недаром же говорится: народ должен знать своих героев.
В начале октября в Санкт-Петербурге в рамках Петербургского международного форума профессионального образования (SPIFPE 2013) состоялась VIII Всероссийская конференция «Проблемы и перспективы развития среднего профессионального образования в России». В мероприятии приняли участие представители Министерства образования РФ, Комитета Госдумы по образованию, Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, российского Союза промышленников и предпринимателей, Союза директоров средних специальных учебных заведений и другие. Ежегодный смотр достижений собрал руководителей лучших учебных заведений профессионального образования из 56 регионов нашей страны. Республику Алтай представляла директор Горно-Алтайского государственного политехнического колледжа Е.В. Басаргина.
Ключевым моментом форума стала торжественная церемония награждения лауреатов конкурса «100 лучших ссузов России». Горно-Алтайский политехнический колледж был отмечен сразу в двух номинациях – «Лучший ссуз года» и «Директор года». Кстати, политехнический колледж – единственное образовательное учреждение, представлявшее Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай в этом конкурсе. Почетная награда за успехи в работе коллектива в 2013 году – уже седьмая в истории колледжа последнего времени.
В рамках этого мероприятия также прошло вручение одной из самых значимых и почетных наград — «Персона года». Традиционно ее получают люди, добившиеся выдающихся результатов в какой-либо деятельности. Персоной года становится человек, олицетворяющий значимую тенденцию развития страны, формирующую будущее России. Лауреатом премии за личный вклад в развитие профессионального образования стала министр образования, науки и молодежной политики Республики Алтай Н.В. Гусельникова. Эту награду Елена Владимировна Басаргина привезла в республику, где в торжественной обстановке на праздновании 40-летнего юбилея ПУ-49 ее вручили Наталье Владимировне. Награда является не случайной, ведь сегодня очень большое внимание Правительством Республики Алтай, главой А.В. Бердниковым, министерством образования, науки и молодежной политики уделяется профобразованию. В этом непосредственная заслуга и большой вклад грамотного и опытного руководителя Н.В. Гусельниковой.
Какие шаги делаются министерством образования, науки и молодежной политики региона в развитии профессионального образования, каких успехов удалось добиться, и над чем придется основательно поработать в будущем, с такими вопросами мы обратились к Наталье Владимировне.
— Насколько остро сегодня стоит вопрос развития в республике профессионального образования?
— Эта тема нормативно поддерживалась и обсуждалась, когда принимался Закон «Об образовании». Было немало споров и дискуссий. Поскольку ступень начального профобразования в документе не предусматривается, возник вопрос: как работать в этом направлении? Не секрет, что нареканий к подготовке и обучению студентов ссузов достаточно много. Работодатели уже давно бьют тревогу: профессиональные кадры недостаточно подготовлены либо не оправдывают надежд конкретных работодателей. Именно поэтому принято решение уделить особое внимание этому аспекту, направить все силы на создание в республике эффективной системы профобразования.
— Как выстраивается кадровая политика в нашем регионе?
— Для обеспечения экономики и социальной сферы нашего региона специалистами определенных профессий и квалификаций, соответствующих спросу рынка труда и стратегическим целям социально-экономического развития, повышения эффективности использования кадрового потенциала региональным министерством экономического развития и инвестиций республики разработана целевая программа «Развитие кадрового потенциала Республики Алтай в 2009 — 2014 годах». В рамках ее исполнения министерство образования, науки и молодежной политики организует работу по совершенствованию кадровой подготовки путем развития системы профессионального образования региона. Речь идет о подготовке кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, об удовлетворении личности в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии, углублении и расширении образования. Также разработан прогноз потребности регионального рынка труда в специалистах различных направлений на 2014 — 2020 годы. В частности, определены приоритетные направления профессиональной подготовки кадров для действующих инвестиционных проектов, реализуемых на территории республики.
— В ноябре прошлого года на базе Горно-Алтайского государственного политехнического колледжа был создан Многофункциональный центр прикладных квалификаций. Оправдал ли он ожидания?
— Да, он стал действенным механизмом профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона и потребностям инвесторов. Сроки и формы обучения устанавливаются с учетом потребностей заказчика и оговариваются в заключенном с ним договоре. Центр тесно взаимодействует с работодателями, образовательными учреждениями и организациями республики. С ноября 2012-го по май 2013 года профессиональную переподготовку прошли 560 человек.
— Оказывается ли поддержка такой социально незащищенной категории населения, как безработные и люди с ограниченными возможностями?
— Говоря о региональной системе профессионального образования как об институте обеспечения благоприятного инвестиционного климата, не стоит забывать и о том, что система призвана удовлетворять потребности личности и решать социальные задачи. Так, профессиональные образовательные учреждения кроме основной деятельности занимаются обучением неработающего населения через систему профподготовки и переподготовки, которая в 2012 — 2013 учебном году осуществлялась по 107 программам. В этом году здесь уже прошли обучение 689 безработных граждан по 45 специальностям.
Министерством образования, науки и молодежной политики совместно с комитетом занятости населения разработан комплекс мер по содействию трудоустройству инвалидов и обеспечению доступности профессионального образования на 2012 – 2015 годы. Учитываются потребности не только инвесторов, но и общества и самого человека. Например, в Горно-Алтайском государственной политехническом колледже ежегодно осуществляется набор группы обучающихся по специальности «маляр строительный». Возможно, такой потребности у инвесторов нашего региона нет, но у ребят, завершивших обучение в коррекционной школе, появляется возможность получить профессию. Здесь решается проблема социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями, подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Такие группы имеются в ряде профессиональных образовательных учреждений – «социальный работник», «портной», «мастер сельскохозяйственного производства» и другие.
— Наталья Владимировна, какие в настоящее время специальности в нашем регионе являются приоритетными?
— Это профессии и специальности трех кластеров: туристического, строительного, агропромышленного. В 2013 году по направлению развития «туризм» подготовлено 109 организаторов туризма, поваров, менеджеров, для развития строительной отрасли — 21 мастер отделочных строительных работ, девять маляров строительных, 17 сварщиков. В рамках развития сельскохозяйственного кластера — 12 агрономов, 26 ветеринаров, 55 трактористов-машинистов и другие. Более 200 специалистов подготовлено по общим для всех кластеров профессиям и специальностям: «экономика и бухгалтерский учет», «водитель», «автомеханик» и прочим.
— Каково взаимодействие работодателей и будущих специалистов?
— Немаловажен тот факт, что теперь работодатели принимают непосредственное участие в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, закреплены права на их участие в экспертизе ФГОС профессионального образования. Таким образом, в настоящее время работодатель становится доминирующим заказчиком и оценщиком качества образования, участвуя в итоговой государственной аттестации, независимой внешней оценке программ в качестве экспертов, реализации образовательных программ как на стадии разработки учебных курсов, так и в процессах формирования предметных компетенций, в частности в чтении лекций, проведении мастер-классов и семинаров, практик.
Среди профессиональных образовательных учреждений, активно привлекающих работодателей к участию в образовательном процессе, я бы отметила Горно-Алтайский государственный политехнический колледж, профессиональное училище №84, экономический техникум Респотребсоюза. Именно здесь практикуются такие формы взаимодействия, как участие представителей предприятий в итоговой аттестации выпускников (ОАО «Алтайэнерго», Пенсионный фонд, фирма «Кумир», ГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по РА, туристические комплексы РА, контрольно-счетная палата и т.д.), конкурсах профессионального мастерства, конференциях и «круглых столах». К сожалению, большинство работодателей сегодня не готовы вкладывать средства в материально-техническое оснащение образовательного учреждения, в связи с чем возникает вопрос о возможности предоставления работодателями на бесплатной основе производственных площадей для прохождения практики студентами и стажировки — преподавателями профессионального цикла и мастеров производственного обучения.
Говоря о социальном партнерстве, хочется обратить внимание на тенденцию к увеличению количества заключаемых договоров на производственную практику. Так, налажен тесный контакт с организациями, которые с удовольствием ждут студентов: парк-отель «Ая», турбазы «Алтан», «Высотник», «Семинский перевал», АКХ «Катунь», ООО «Алтай», ООО «Улала», ЗАО «Горно-Алтайское ПМК», ООО «Горно-Строй» и другие. Причем практика является инструментом закрепления и адаптации молодежи на рабочих местах.
Трудоустройство выпускников, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптация и закрепление их на рабочих местах — еще один немаловажный момент. В образовательных организациях созданы отделы по содействию трудоустройству выпускников, ежегодно проводится мониторинг качества их подготовки путем сбора и обобщения информации от работодателей. На базе профессионального училища №84 создан Центр карьеры. За три года работы там оказали консультативную помощь более чем двум тысячам выпускников и обучающихся по профессиональному самоопределению и вопросам трудоустройства. С 2012 года для эффективности трудоустройства молодых специалистов по инициативе вузов, сотрудничающих с Правительством Республики Алтай в рамках целевой контрактной подготовки, возобновлено заключение трехсторонних договоров «работодатель – вуз — студент». В число таких вузов входят Алтайский государственный политехнический университет им. И.И. Ползунова и Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия. В лице работодателей выступают предприятия, организации Республики Алтай соответствующего профиля, такие как ООО «Росстройкомп», ООО «Алтайстройкомплект». Согласно договору студент-целевик проходит производственную практику и по окончании учебы остается работать на предприятии. В этом году трудоустроены 42 выпускника Алтайского медицинского университета. Также налажены связи в области подготовки специалистов с вузами Сибирского федерального округа, Санкт-Петербурга, Москвы, Владивостока.
— Как вам видится будущее профессионального образования в республике?
— Несмотря на достигнутое, работа не будет остановлена, еще есть высоты, которые в системе профобразования предстоит покорить. Будем надеяться, что Республику Алтай еще не раз положительно отметят на уровне Российской Федерации как один из субъектов, где заложена серьезная база и намечены ориентиры в сохранении и развитии инфраструктуры профессионального образования.
Справка:
Сегодня в республике десять профессиональных образовательных учреждений, три учебных заведения высшего образования. Здесь обучаются 11137 человек. У молодёжи и незанятого населения есть возможность выбрать специальность по душе по одной из 32 профессий НПО, 53 специальностей СПО. За прошедший учебный год подготовлен 1751 рабочий и специалист (с высшим профессиональным образованием – 40,3%, средним профессиональным – 35%, начальным профессиональным – 24,7%).
Елена Прибытько.