Важной частью прошедшего в начале июля в селе Ело праздника «Эл Ойын» стали презентации работ мастеров народных промыслов, предлагавших жителям и гостям республики сувениры, керамику, акварели и работы маслом, изделия из войлока, меха и кожи, конную упряжь, национальную одежду и обувь. Объединившая их выставка-ярмарка «Город мастеров» явилась широкой демонстрацией всех видов прикладного творчества, используемых на территории нашего региона. Она показала участникам праздника, насколько велик потенциал местных ремесел и сколь широки перспективы их дальнейшего развития.
Гостей Эл Ойына трудно было оторвать от изделий мастерской «Копши-Кем», объединившей примерно шесть лет назад мастеров из села Купчегень Онгудайского района, посвятивших свою жизнь самобытным национальным промыслам – изготовлению нарядной конской упряжи, резьбе по кости и камню, изготовлению ювелирных изделий из серебра и множеству других. Приезжим, интересующимся этнографическими мотивами Горного Алтая, хотелось приобрести в качестве сувениров у купчегенских умельцев профессионально воссозданные ими предметы алтайского быта, а также работы по металлу, исполненные в традиционном для пазырыкской культуры «зверином стиле».
Несколько лет назад мастерская стала известна и за пределами нашей республики. Ее работники постоянно принимают участие в ярмарках, проводящихся в Москве, Томске, Казани и других городах России.
Большой ажиотаж среди побывавших на праздновании представительниц прекрасного пола вызвали оригинальные работы по коже. Возле прилавков было не протолкнуться: всех интересовали красивые сумочки, пояса, подвески, футляры, браслеты и другие кожаные изделия, каждому хотелось увезти с собой частицу праздника.
Среди кожевенных дел мастеров – супруги Елена и Андрей Пакшины, которые живут и трудятся в селе Барангол Майминского района. Они занимаются этим ремеслом уже более пятнадцати лет.
По словам умельцев, желание опробовать этот сложный, но в то же время пластичный материал возникло спонтанно. Увидев как-то очень красивую сумочку ручной работы у проходившей мимо дамы, Елена не смогла остаться равнодушной. Навыки этого ремесла у нее уже были: с пяти лет ходила с мамой в экспериментальный цех Барнаульской обувной фабрики. Там она часами перебирала лоскуты, училась обращаться с инструментами и постепенно приобретала навыки этого творческого дела.
Муж Елены Андрей освоил специальность мастера-обувщика, уже будучи взрослым человеком. Позже у родителей обучилась кожевенному делу их дочь Валерия, увлекшаяся семейным ремеслом.
Работы (язык не повернется назвать их изделиями, столько души в них вложено) рождались одна за другой. Было чем порадовать себя и подарить по случаю друзьям и знакомым.
Семья охотно делится своим мастерством со всеми, кто желает усовершенствоваться в этой сложной, требующей постоянного творческого поиска профессии. Сейчас Пакшины участвуют в различных выставках и конкурсах, имеют множество наград, одним словом, не обделены признанием. Тем не менее они продолжают учиться и стараются всячески совершенствовать свой промысел. Ими двигает огромное желание возродить в Горном Алтае художественное кожевенное ремесло, которое вполне может стать одним из брендов нашего туристического региона.
Еще один пример возрождения традиционного народного промысла – ремесленные изделия и творческие работы из войлока. Мастеров данного направления на праздник съехалось немало. На стенах выставочных павильонов красовались войлочные «акварели» и панно с использованием национальных орнаментов, головные уборы и обувь из этого универсального материала, использовавшегося местным населением с незапамятных времен.
Михаил ГОВОРОВ
Фото автора