В преддверии 70-летия Великой Победы хотелось бы рассказать о жительнице Кош-Агачского района труженице тыла, ветеране труда Марии Мединовне Шонхоровой.
16 декабря 1927 года в семье теленгит-сортогойского животновода на свет появился первенец, девочку назвали Марией. Самтаковы, Меди и Сойон, прожили долгую и счастливую жизнь, вырастив 10 детей. Из пятерых братьев и пяти сестер в живых на сегодня остались только двое: героиня нашего повествования и ее сестра Александра, которая проживает в Горно-Алтайске. Глядя на милую худощавую женщину, с трудом веришь, что ей почти 87 лет. На пороге десятого десятка Мария Мединовна выглядит крепкой и бодрой, еще полна сил – сразу чувствуется, какой у нее волевой характер. Всеми домашними делами занимается сама. Раньше она очень любила вязать, вышивать, но в последние годы, после ряда операций на оба глаза, даже любимые газеты читает с трудом, а новости узнает по телевизору. Мария Мединовна рассказывает: «За всю сознательную жизнь мне приходилось обращаться к врачу только один раз, в 1982 году, тогда у меня диагностировали остеохондроз. На здоровье не жалуюсь, правда, я инвалид первой группы по зрению. Да вот нынче в октябре лежала в больнице с подозрением на пневмонию…»
Да, организм нашей героини закален с детства – тяжелый, даже адский труд в годы войны смогли выдержать немногие. Как шутит она сама, всю жизнь проработала чернорабочим, – горькая ирония. Однако тогда, в далеком 1941-м, 13-летняя девочка всячески помогала своей маме и братьям, сестрам. Несмотря на выпавшие на ее долю трудности, женщина не теряет бодрости духа. Просто поражают ее стойкость и оптимизм. На вопрос: «Как живете?» — Мария Мединовна всегда отвечает: «Хорошо!» На лице – улыбка, в глазах – блеск. С этим блеском встречает и провожает каждого. Жаль, что гости теперь к ней ходят очень редко, за исключением учеников Нины Викторовны Ербалиной.
Весь груз тяжелой, изнурительной работы во время войны пал на плечи женщин и детей. Когда началась Великая Отечественная, отец Маши был призван на фронт, он вернулся домой только после победы без одной ноги. Почти четыре года тяжким бременем лежала на хрупких плечах женщин и детей задача обеспечения фронта всем необходимым. Работать за троих было нормой того времени, все детство Мария, как и большинство ее сверстников, провела не разгибая спины. Мальчишки и девчонки косили траву, заготавливали дрова, пасли скот. Мария Мединовна вспоминает: «Никогда наша семья не бедствовала так, как в годы войны, многие тогда умерли от голода и холода… Тяжело, очень тяжело пришлось маме, брату и мне, ведь нам приходилось работать от восхода до заката, чтобы прокормить сестер. Я многому научилась в те годы, не будешь же сидеть и смотреть, как другие работают, если руки-ноги есть. Первоочередной задачей было выполнение плана, поэтому днем трудились в колхозе, а потом уже думали о своих заботах. Очень тяжело было, когда приходила пора заготавливать дрова. Зимой мы с мамой и еще одна семья (мать с сыном) до глубокой ночи сваливали вручную деревья и перевозили их на верблюдах. Руки стирались до кровавых мозолей, спина после этого не разгибалась и ныла, но мы все вытерпели. Наверное, это меня закалило.
Возвращение отца, живого, хоть и раненого, так нас обрадовало! Послевоенные годы – период восстановления народного хозяйства — уже были не столь сложными, ведь наши победили!»
Мария Мединовна и после войны не сидела без дела. В конце 1945 года ее отправили учиться на ветеринара. После прохождения ускоренных курсов она три года отработала в Теленгит-Сортогое. Как признается сама героиня, трудно девушке быть ветеринаром. Нужно было постоянно ездить по стоянкам. Вскоре она познакомилась со своим будущим мужем Дмитрием Шонхоровым, участником Великой Отечественной войны. В 1948 году Мария Мединовна переехала в Кош-Агач и там тоже трудилась в колхозе — каждый год ездила на сакман. С детства привыкшая к труду, кем и где только она не работала, став взрослой! И охранником в Сбербанке, и наборщиком в редакции районной газеты «Новый путь», и в трикотажном цехе, и почтальоном, и в ветлаборатории. После выхода на пенсию продолжила трудиться в финотделе. Общий стаж ее работы превысил 56 с половиной лет. Окончательно оставила трудовую деятельность Мария Мединовна лишь в 1992 году.
— Жизнью я вполне довольна, — говорит она, — с мужем мы прожили долгую и счастливую совместную жизнь, вырастили двух дочерей, и сейчас у меня два внука, внучка и два правнука. На судьбу не жалуюсь. Здоровье, конечно, в последнее время подводит – годы берут свое. Но одно только меня огорчает: столько лет стою в очереди на получение жилья! Хочется на старости лет пожить в комфортных условиях. То ли из-за незнания законов, то ли из-за недостаточной настойчивости до сих пор жду очереди. В последние годы уже отчаялась, особенно после смерти мужа.
По словам Марии Мединовны, в очередь на получение квартиры они с мужем встали еще в 1998 году. Право на жилье, как известно, гарантируется законом, диктующим определенные условия, возможно, в случае нашей героини какие-то из них не были соблюдены…
У М.М. Шонхоровой много заслуг, о которых женщина говорит только вскользь. Она награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов», медалью «Ветеран труда» и юбилейными медалями.
Как приятно общаться с таким человеком! Добрейшей души, умудренная житейским опытом, трудолюбивая женщина, заботливая мама, бабушка.
Уважаемая Мария Мединовна, от имени послевоенного поколения хочется выразить вам огромную признательность и благодарность за то, что будучи подростком вы трудились наравне со взрослыми. Низкий поклон вам и всем, кто приближал Победу в ужасной войне на фронтах и в тылу! Многие не вернулись с полей сражений, многие ушли после, трудности и горечи того периода канули в Лету… Но помнить об этом мы будем до скончания века.
Лиана Кумашева