2015-й президентом страны объявлен Годом литературы. Подписывая указ, Владимир Путин заметил: он очень рассчитывает на то, что год станет ярким проектом, объединяющим общество.
Как вы представляете себе его проведение в нашей стране и республике? На этот и другие вопросы ответил спикер республиканского парламента Иван БЕЛЕКОВ.
— Иван Итулович, что вы ждете от Года литературы?
— Многим сейчас кажется, что Год литературы пришелся на сложный период с точки зрения политической и экономической ситуации в стране. А значит, будет крайне сложно выполнить задуманное. Но я считаю, что это мнение ошибочно. Наоборот, появившиеся в жизни страны и отдельно каждого гражданина трудности заставляют по-иному посмотреть на нашу действительность, на свои собственные пристрастия и увлечения. В трудные времена у нашего народа всегда пробуждался интерес к книге.
Сказать, что в этом году следует уделить особое внимание пропаганде чтения, значит, ничего не сказать. Мы не сможем повлиять на литературные вкусы людей в возрасте от сорока до шестидесяти лет. Это уже сформировавшиеся личности со своей культурой, взглядами на жизнь. Они либо читают, либо вообще не берут книгу в руки. Так что остается одна аудитория, на которую следует серьезно работать, — молодое поколение. Его мы просто обязаны приобщить к книге. Я уже не говорю о детсадовских малышах. Это, на мой взгляд, естественно: пока надо учить их слушать сказки. Если же мы будем чуть ли не с пеленок приобщать детей к телевизору, компьютеру, который они осваивают буквально молниеносно, то вряд ли сможем изменить ситуацию в лучшую сторону.
— Сегодняшняя молодежь в большинстве своем читает книги в электронном виде в Интернете при помощи планшетов и т.д. Вы согласны, что у молодых людей напрочь отсутствует потребность брать в руки книги бумажного формата?
— Мне сложно судить об этом. Но полностью поддерживаю бытующее мнение, что в сети Интернет серьезной конкуренции для бумажных книг в данный момент просто не существует. Люди туда заходят совершенно не за тем, чтобы удовлетворить книжную потребность. Они хотят послушать интересующую их музыку, посмотреть фильм, поиграть в игры, получить информацию, что называется, с колес. Мы просто обязаны создать такие условия, чтобы более половины россиян читали не менее шести — восьми книг в год. Это возможно, если действия книжной отрасли будут согласованы с государством. Очень надеюсь, что в пропаганде хорошей книги нам поможет телевидение.
Тема Года литературы заявлена в качестве приоритетной на отечественном телевидении. Надеюсь, что наше местное телевидение не упустит предоставленной возможности и подаст заявку на финансирование этого направления в федеральный бюджет. Мне кажется, будет правильно, если для участия в телепрограммах журналисты будут приглашать библиотекарей, учителей, поэтов, писателей, школьников. А то у нас в последнее время на каналах центрального телевидения получился какой-то перекос: писатели, поэты стали менее популярны, чем артисты и политики. Не такой у них рейтинг?! Но его, этот рейтинг, очень часто мы создаем сами. Что касается самой беседы, то она с писателем или поэтом может получиться куда интереснее, чем со звездой. Просто для хорошего интервью потребуется готовиться серьезнее. Кстати, в 2015-м на российском уровне должны состояться интересные масштабные мероприятия, такие как «Книги — в больницы», «Литературная карта России», «Библионочь-2015», проект «Лето с книгой», конкурс «Литературная столица России» и другие. В республике мы можем сформировать не менее интересную программу Года литературы. С особой ответственностью следует подойти к празднованию Дней русского и алтайского языков. Широкое проведение этих мероприятий — серьезный повод для пропаганды чтения хорошей литературы.
— Возможны ли в Год литературы законодательные, административные подвижки для облегчения работы издательств и книготоргового бизнеса — налоговые льготы, льготы по аренде и т.д.?
— Заработать на содержании книжного магазина в наше время нереально. Поэтому мы понимаем, что книготорговые точки должны пользоваться льготами. Но подобный подход может пойти вразрез с имеющимся законодательством, поскольку мы не вправе забывать, что продажа книг – прежде всего коммерция. В этой ситуации нужно искать соломоново решение.
В городе книжные магазины есть, но мы должны подумать, как обеспечить жителей районов возможностью купить интересующую книгу, у горожан, к счастью, она есть. К сожалению, имеющийся опыт советского времени, когда книжные магазины находились в райцентрах на лучшем месте, сегодня утрачен. Вместо них мы имеем ювелирные лавки, сеть разного рода сетевые магазины. И все-таки депутаты должны вдумчиво подойти к этой проблеме, как и муниципальные органы власти. Почему бы не способствовать выдаче микрогрантов таким магазинам? Баланс будет достигнут, и интерес к книге начнет расти.
— Иван Итулович, находите ли вы время для чтения при вашей постоянной загруженности?
— Приходится много читать, узнавать новое, быть в курсе последних событий. Когда удается выкроить свободное время, я читаю или перечитываю, конечно же, классические произведения. Сейчас для меня интересна алтайская литература (поэзия, драматургия, проза, публицистика) периода 20-х годов. Заново перечитываю творения Павла Чагат-Строева, Мирона Мундус-Эдокова, Эндрея Модорова, Алексея Тозыякова, Аргымая Эдокова, Алтаяка Толтока, Эндрея Борбуева, Исая Тантыева, Павла Кучияка, Алексея Чокова и других, творчество которых составляет золотой фонд алтайской литературы.
Особенно интересно само время творения — начало ХХ века, когда произошел некий пассионарный всплеск творческой энергетики. Молодые, романтичные, энергичные поэты, художники ратовали за новую жизнь, ассоциируя ее со светлыми и чудными образами, а дореволюционные годы в их произведениях обычно предстают в темных тонах. Благодаря этим произведениям прекрасно чувствуется атмосфера того времени. Несмотря на то что нас разделяет почти столетие, есть возможность провести некие параллели между нашими эпохами. За радужными красками, описывающими новый строй — становление советской власти на Алтае, грядут страшные 30-е годы, когда многие родоначальники алтайской советской литературы безвинно сложат свои головы.
Тем не менее классическая литература остается актуальной. Хотелось бы, чтобы молодое поколение больше читало, открывая для себя новых авторов, приобщалось к русской классике, не забывало имена родоначальников алтайской литературы. Не следует забывать, что хорошая книга делает человека лучше, плохая – хуже.