Инновационный курс развития экономики Республики Алтай потребовал модернизации социальной инфраструктуры, включая образование. Министр образования, науки и молодежной политики Наталья Гусельникова рассказывает о положительных переменах, произошедших в этой сфере.
— Наталья Владимировна, 18 августа прошел VIII съезд работников образования, предыдущий был пять лет назад. Какие перемены произошли за это время?
— С момента проведения седьмого съезда отмечены существенные изменения.
Прежде всего произошел переход на программно-целевой, проектный метод управления развитием образования. Активно стала осуществляться модернизация региональной системы общего образования Республики Алтай, обеспечивающая повышение социального статуса учителя, обновление содержания учебных программ и инфраструктуры школ и детских садов.
Приняты Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС). Вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который не только обеспечивает существующие государственные гарантии права на образование, но и создает новые: введение дошкольного образования в качестве отдельного обязательного уровня; рост охвата детей услугами дошкольного образования.
— В последнее время в стране проводится активная политика по улучшению демографической ситуации. Мест в детских садах не хватает. Как этот вопрос решается в нашем регионе?
— В республике ведется планомерная работа, направленная на ликвидацию дефицита мест в организациях дошкольного образования. В 2013 году введено 1776 мест (по плану — 1722), из них: 1364 места — за счет строительства, капитального ремонта, приобретения и возврата зданий; 107 – в группах кратковременного пребывания; 19 — в семейных группах; 286 — за счет уплотнения групп полного дня. По состоянию на 1 июля 2014 года дополнительно введено 28 мест, создана семейная группа на троих детей в Усть-Коксинском районе, уплотнены группы полного дня в детских садах Усть-Коксинского, Усть-Канского, Турочакского районах (всего на 25 мест). Своевременное и эффективное освоение выделенных средств в рамках государственных программ позволит к 2015 году ввести дополнительно 1136 мест. Таким образом, дошкольным образованием детей в возрасте от трех до семи лет охвачено 8621 человек. Это составляет 77% от потребности.
В текущем году для реализации мероприятий по модернизации системы дошкольного образования направлено средств: из федерального бюджета 246466,2 тыс. руб.; из регионального – 85700 тыс. руб. Планируется ликвидация очередности в дошкольные образовательные организации к 2016 году.
— В каких направлениях необходимо работать для совершенствования преподавания?
— Многое сделано в рамках проектов и программ по поддержке и развитию учительского корпуса. Повышение заработной платы и реализация мер социальных гарантий оказали положительное влияние на повышение качества и доступности образования в целом.
В республике уделяется большое внимание мероприятиям по привлечению в сферу образования молодых специалистов. Доля учителей в возрасте до 35 лет составляет 38,5%. Для них предусмотрена система социальных гарантий: ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 50% от должностного оклада; оплата коммунальных услуг сельским учителям, частичная оплата съемного жилья; доплата за классное руководство. Педагогам, работающим в сельской местности, выплачивается надбавка к заработной плате в размере 25%.
С 2013 года для молодых учителей в рамках подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Республики Алтай, в том числе в сельской местности» реализуются мероприятия по предоставлению бюджетных субсидий для оплаты первоначальных взносов по ипотечным кредитам на приобретение жилья молодым специалистам в возрасте до 35 лет.
В программе модернизации педагогического образования уделено внимание соответствию количественных и качественных показателей кадров. Учебным центром профессиональных квалификаций Горно-Алтайского педагогического колледжа проведен мониторинг потребности в педагогических кадрах. В результате выяснилось, что самыми востребованными в ближайшее время будут воспитатели детских садов и учителя начальных классов. Это обусловлено тем, что в образовательных учреждениях сейчас трудятся 389 человек, достигших пенсионного возраста.
— Какая работа ведется по повышению качества образования?
— Отличительной особенностью государственной политики в сфере общего образования последних лет стало использование проектных и программно-целевых методов управления. Все базовые школы, где учатся дети из отдаленных сел, оснащены автотранспортом. За последние шесть лет в республике построена и капитально отремонтирована 81 школа. Однако позитивная демографическая ситуация требует возведения новых школ, реконструкции и капитального ремонта имеющихся зданий, кроме того, с 1 января 2015 года в соответствии с постановлением Правительства РФ произойдет перевод работы школ на одну смену. Необходимо предусмотреть эффективные решения, в том числе строительство детских садов-трансформеров, чтобы их при необходимости можно было переориентировать в перспективе в начальные школы.
Ведется работа по совершенствованию преподавательского мастерства через подготовку, переподготовку и повышение квалификации учителей. 96% учителей и руководителей школ повысили квалификацию для работы в соответствии с федеральными стандартами.
Одно из важных направлений нашей деятельности — сохранение и укрепление здоровья школьников. В рамках модернизации на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом выделена субсидия в размере 16941 тыс. рублей. Из бюджета Республики Алтай на развитие инфраструктуры массового детско-юношеского спорта предоставлено 891,955 тыс. рублей Средства будут направлены на ремонт трех спортивных залов общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, перепрофилирование одной аудитории под зал для занятий физической культурой и спортом, оснащение спортивным инвентарем и оборудованием, развитие школьных спортивных клубов, строительство двух открытых плоскостных спортивных сооружений.
В настоящее время в 69 сельских школах действуют спортивные клубы. На этом не следует останавливаться, необходимо привлекать молодежь к занятиям физкультурой и спортом, прививать культуру здорового образа жизни.
В школах республики организовано дистанционное обучение детей, расширены каналы связи, производится оплата Интернет-трафика. Все образовательные учреждения региона работают в системе «Дневник.ру», внедряют электронные журналы и дневники, имеют свои веб-сайты. В среднем на семь школьников приходится один компьютер.
Особое внимание уделяется психолого-педагогическому сопровождению и социальному развитию детей. Методический совет службы практической психологии и специального образования Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай регулярно проводит заседания по вопросам психолого-медико-педагогического сопровождения детей и подростков, в том числе по профилактике суицидального поведения.
— Наталья Владимировна, почему проблема развития дополнительного образования в современной России так актуальна?
— Наша страна – одна из немногих в мире, где дополнительное образование является бесплатным и широким по охвату. Но за 20 лет потенциал ослаб, и возникла необходимость его обновления.
В сложные годы перестройки Республика Алтай сумела сохранить сеть учреждений дополнительного образования. Координируют их деятельность республиканский Центр дополнительного образования, Специализированная детско-юношеская спортивная школа. Они осуществляют сетевое взаимодействие учреждений, проводят массовые мероприятия регионального и федерального уровня, реализуют методические функции и организуют работу с одаренными детьми.
Министерством образования, науки и молодежной политики РА сейчас создается Совет по вопросам дополнительного образования детей, деятельность которого будет направлена на его качественное обновление.
В учреждениях ДОД реализуются программы 761 творческого объединения, работают 1423 кружка и секции. Ежегодно растет число детей, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
— Молодежная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства…
— На реализацию молодежной политики в 2013 — 2014 учебном году было направлено порядка 14 млн. 600 тыс. руб.
В 2013-м по результатам всероссийских и региональных конкурсов талантливой молодежи присуждено:
— шесть премий Президента Российской Федерации за победу в международных, всероссийских и республиканских мероприятиях, размер премии — 30 тыс. руб.;
— пять премий Главы Республики Алтай — единовременное денежное поощрение обучающимся образовательных организаций в Республике Алтай за выдающиеся способности (20 тыс. руб);
— 22 республиканских школьных стипендии имени Павла Лукича Казанцева (700 руб);
— 10 республиканских стипендий для талантливой молодежи имени Лазаря Васильевича Кокышева (1150 руб);
— 15 республиканских студенческих стипендий имени Павла Васильевича Кучияка — 1150 руб.
В республике осуществляется поддержка ученых и научных коллективов. В декабре прошлого года впервые прошел республиканский конкурс научных работ молодых ученых и специалистов по двум номинациям: «Технические и естественные науки» и «Экономические и гуманитарные науки».
В рамках реализации одного из приоритетных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» принята подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» республиканской целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы. Молодые люди активно участвуют в международных образовательных форумах. Так, 48 человек стали участниками межрегиональных мероприятий, 63 — всероссийских. Реализованы три новых проекта: «Школа жизни», «Честь имею», «Неделя молодой мамы».
У нас постоянно действуют 12 студенческих отрядов разной направленности, общее количество студентов — порядка 300 человек. Создано региональное отделение Российского союза студенческих отрядов. Активно развивается волонтерское движение. Слаженная работа добровольцев позволила достойно, на высоком организационном уровне провести встречи Олимпийского и Параолимпийского огня «Сочи–2014» в Республике Алтай. Наш регион вошел в пятерку лучших субъектов РФ по организации и работе волонтерского штаба. 23 мая 2014 года впервые прошел первый региональный молодежный форум «Будущее — за нами». На новый качественный уровень перешел туристический Фестиваль молодежи Республики Алтай «Фо-РА», который стал межрегиональной молодежной площадкой, действующей у нас на Алтае.
Фото Владимира Володина
и Владимира Сухова