Пятница, 22 ноября 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Потомки, Отечества будьте достойны!
11:00, 10 декабря 2014

Потомки, Отечества будьте достойны!


Скажу откровенно: боль, оставшуюся после войны, время не лечит. Годы быстротечны, и в памяти сглаживаются трудности, выпавшие тогда на долю нашего государства. В дни подготовки к юбилею Великой Победы считаю обязанностью фронтовиков – офицеров, старших сержантов, солдат, словом, всех, кто делал черновую работу в действующей армии в годы войны, – рассказывать о тех далеких событиях. В памяти потомков нужно оставить правдивое представление о том, каких запредельных усилий потребовало от советского народа тяжелое бремя военных лет и последовавшего за ними периода восстановления разрушенного народного хозяйства.

Слово «война» — черного цвета…

Надо понимать, что договор о ненападении, подписанный СССР и Германией, носил достаточно условный характер. Гитлер в 1939 году в нарушение договорных обязательств приступил к оккупации соседних стран Европы. Сталин всеми способами старался выиграть время, втайне от Гитлера начав подготовку к неминуемой войне. Он надеялся на природные ресурсы страны, на беззаветный патриотизм ее народа. Целый ряд постановлений правительства и компартии был направлен на развитие военной промышленности и увеличение поголовья лошадей – главного транспортного средства Красной армии. В школах велась работа по военной подготовке учеников, молодежные клубы занимались патриотической работой.
Народ страны Советов понимал, что война с фашистской Германией неизбежна, терпел и ждал. Всевозможные налоги опустошали карманы рабочих и крестьян. В колхозах были организованы поставки лошадей в Красную армию, а также сбруй и бричек-двуколок, часть конского поголовья, не предназначенного для работы, содержалась без учета в колхозной статистике в «сталинских тайничках» — такое меткое название им дали крестьяне.
Весной 1939 года меня пригласили в бригаду – подписаться в ведомости по уходу за лошадьми. Председатель колхоза сказал: «Федор, забудь, сколько у тебя в косяках лошадей, и никому не говори. Это государственная тайна!»
22 июня 1941-го внезапно грянула война. На взмыленном коне ко мне подлетел знакомый парень призывного возраста Василий Елесов. Не доезжая до стана, крикнул: «Собирай лошадей и спускай табун в деревню. Война началась!» Эту фразу и голос Василия я не в состоянии забыть всю мою жизнь. Слово «война» — черного цвета, с запахом грязи и пота, пороха и крови…
Табун фондовских лошадей несся по широкой улице села Тоурак в загон на стойло. Кони, как солдаты, становились в строй по годам рождения. Деревня притихла в тревоге. За сообщением о нападении Германии на Советский Союз по радио последовало объявление о призыве на фронт военнообязанных. У конюшни стояли мобилизованные с узлами, женщины с ребятишками на руках. На Церковной площади около сельсовета строились в ряд военные двуколки. Бригадир Иван Козаков отдавал распоряжения – кому и куда какую лошадь запрягать. Тогда я понял, что означали слова председателя о государственной тайне. Мои мобилизованные товарищи и кони, как объяснил представитель райвоенкомата, направлялись в ряды действующей армии.
Строй двинулся по Уймонскому тракту на Куяган. За вторым притором колонна встала у горки. Стали прощаться. От этой горки, названной впоследствии Сопливой, потом провожали мужчин на фронт в течение всей Великой Отечественной.

А в это время на фронте…

Вот что рассказывал мне земляк из Тоурака ныне покойный Афанасий Акимович Шадрин: «Колхоз «Горный охотник» по плану Алтайского райвоенкомата в первый день войны поставил на фронт две брички-двуколки. На одной из них ездовым определили меня. К сельсовету, где происходило построение, мы приехали из села Пихтового всей семьей. Жена, провожая меня, целовала в небритую щеку и шептала на ухо молитву: «Спаси и помилуй, Господи!» Нелегко было расставаться: на плечах у нее оставались трое детей мал мала меньше.
Своим ходом прибыли на железнодорожную станцию Чемровка. Райвоенкомат поставил для армии больше роты пехоты и на целый полк конной тяги. Лошадей спешно погрузили в эшелон. В глухую ночь с 23 на 24 июня состав увозил солдат на фронт. До Смоленска – ворот Москвы – добрались без остановок, ехали на зеленый свет.
Армия Гитлера, покорившая пол-Европы и уже имевшая большой опыт ведения наступательных боев, упорно рвалась к Москве. Полки, прибывшие с Алтая в пополнение 16-й армии, генерал К.К. Рокоссовский направил на огневые позиции фронта у железнодорожного узла стратегического значения города Ельни.
Я подвозил на конях боеприпасы на огневые позиции. Обстрел окопов со стороны немцев велся непрерывно. 9 июля я был тяжело ранен под Ельней и потом долго лечился в военных госпиталях, будучи списанным врачебной комиссией. Так решилась моя судьба…»
Кто-то может спросить: какой подвиг совершил этот солдат? Он был одним из тех, кто в ходе обороны Москвы под огнем пушек, минометов и пулеметов обеспечивал удержание противника под Ельней, давая нашим войскам возможность занять оборонительные позиции у села Беззубково на Бородинском поле.
Мой собеседник ни единого слова не сказал о своем подвиге. По его мнению, он был всего лишь солдатом, исполнявшим приказ. Однако с гордостью говорил о достоинстве солдат того призыва – из Тоурака, Куягана, Куячи, Никольского, Белокурихи и многих других населенных пунктов Алтайского района, павших смертью храбрых, обороняя Москву.
Вернувшись домой в марте 1942-го, Афанасий Акимович работал в колхозе «Горный охотник», девять лет был его председателем, четыре года – председателем сельсовета. Затем переехал в село Майма и до ухода на пенсию трудился на Алгаирской ферме Майминского совхоза. Вместе с женой Анной Калиновной, удостоенной звания матери-героини, вырастил семерых сыновей и четырех дочерей. Он был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «Ветеран труда».

Лучшая идеология – любовь к Родине

Еще один мой земляк, Тихон Корнилович Казанцев родом из села Никольского Алтайского района, в годы Великой Отечественной был кадровым солдатом РККА. Перед войной служил в пограничных войсках на границе с Польшей. 22 июня 1941 года в кинотеатре вместе с сослуживцами смотрел фильм «Чапаев». Налет немецких самолетов на заставу оказался неожиданным. Команда «Боевая тревога, к бою!» показалась шуткой дежурного. «Мы выскочили из кинотеатра, а в расположении части – немецкие танки, самолеты очередями расстреливают пограничников. Нас убивают, а мы не верим, что началась война… Я был ранен, но успел открыть огонь из пулемета», — вспоминал он позже.
В 1942 году Тихон Казанцев получил второе ранение, лечился в госпиталях и был списан из армии. Долгие годы работал в Комитете государственной безопасности, дослужился до звания майора. Награжден двумя орденами Отечественной войны, орденом Красной Звезды, юбилейными медалями. Свое мнение Тихон Корнилович всегда высказывает не стесняясь, открыто и твердо. Особенно тревожит его сегодняшняя ситуация с формированием идеологии в России. Он говорит:
— Нам нельзя забывать о «холодной войне», которую ведет с нашей страной американская «демократия свободы и вседозволенности». Это главное орудие разложения приводит к распаду общества на группировки и партии, формированию всевозможных «особых мнений». В таких условиях уничтожаются любовь к семье, малой родине, уважение к власти. Забываются идеи патриотизма, никто не помнит книг, написанных писателями-патриотами.
Сложно управлять государством в разнобое и хаосе мнений людей, далеко не всегда понимающих суть государственной идеологии. Великий патриот России Иван Крылов, похоже, предвидел все это и в басне «Лебедь, рак и щука» предрек: «На лад их дело не пойдет…» В современной России должна главенствовать идеология патриотизма и любви к своей Родине!
История Великой Отечественной войны дает огромное множество примеров такой беззаветной любви наших людей к своей Отчизне. Вот лишь один из них. В семье священника-просветителя Степана Чевалкова, арестованного и через три дня после ареста расстрелянного в качестве «врага народа», было четверо сыновей. Все они, а также племянник Степана Ивановича Александр в годы войны ушли на фронт и как истинные патриоты России достойно сражались в рядах Красной армии. Василий и Наркиз пали смертью храбрых, Иван Степанович после тяжелого ранения вернулся в Ойрот-Туру и в 50 – 60-х годах работал преподавателем русского языка и литературы в Учительском институте. По окончании войны, демобилизовавшись, возвратился Петр Степанович. Он учительствовал на рабфаке, потом стал художником-оформителем.
Схожим образом сложилась судьба сыновей священника-просветителя Федора Тозыякова. Как истинные патриоты, они защищали Родину на фронтах Великой Отечественной. Таких примеров преданности патриотическому долгу в России много, и память о них хранят благодарные потомки.

konjuhov-o-vojne

Наше место в истории

История основывается на фактах. За последние годы неоднократно предпринимались попытки переписывания событий Второй мировой войны, авторы этих «исследований» отдавали главенствующую роль в разгроме фашизма государствам-союзникам СССР, преуменьшали заслуги Верховного главнокомандующего И.В. Сталина, маршалов Победы и советских солдат. Напрасный труд!
Конечно, говорить, что Красная армия в одиночку победила фашистскую Германию, исторически неверно: поддержка союзников в части техники и продовольствия была ощутимой. Однако решающую роль в разгроме Третьего рейха сыграли именно наши войска, что и было подтверждено в ходе Берлинской конференции глав союзных государств, состоявшейся в июле 1945 года. Генералиссимус Иосиф Сталин занимал на ней главное место победителя, и именно он внес ряд предложений, направленных на урегулирование политической обстановки в мире после окончания войны на Западном фронте. А после разгрома советскими войсками Квантунской армии милитаристской Японии во Второй мировой войне была окончательно поставлена точка.
Последний день войны мы, фронтовики, встретили по-разному, но у всех остались в памяти утраты товарищей, павших в боях, трагизм и величие, скорбь и радость, слезы и кровь…
До Берлина, я знаю, дошли не многие мои земляки. Я был одним из тех, кому довелось увидеть столицу поверженного фашизма. Получив за годы войны три ранения, дошел до Рейхстага и расписался куском гудрона на одной из его колонн: «А я из Тоурака. Федор Конюхов».
В преддверии 70-летнего юбилея Великой Победы обращаюсь к нынешним молодым людям, которым предстоит стать хранителями памяти о подвиге народа-победителя. Будьте бдительны, разумны и достойны своего Отечества – Родины-матери России! Так завещают вам живые свидетели истории, участники Великой Отечественной войны.

 

konjuhov-o-vojne-3

Федор КОНЮХОВ

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru