Пятница, 22 ноября 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
6:30, 22 сентября 2014

ППС И ГИБДД: Различия в полномочиях


Ситуация, когда автомобиль останавливают сотрудники различных ведомств МВД, не редкость. Интуитивно большинство водителей считают, что право на остановку транспортного средства при нарушении Правил дорожного движения или для проверки документов имеют только работники ГИБДД. В связи с этим часто возникают спорные и даже конфликтные ситуации.
Автомобилисты жалуются на то, что их останавливают наряды патрульно-постовой службы, в компетенцию которых, казалось бы, входит поддержание общественного порядка на улицах и в общественных местах, а не на автодорогах. Обоснованны ли эти жалобы? Есть ли различия в полномочиях работников ГИБДД и ППС при организации дорожного движения?
Следует отметить, что функции Госавтоинспекции и постовой службы не всегда были разделены. В 20-е годы прошлого века постовой милиционер отвечал помимо всего прочего и за безопасность дорожного движения – для этого у него был специальный красный жезл. Только в 1936 году в милиции появилось отдельное «дорожное» подразделение – Государственная автомобильная инспекция. Однако, несмотря на формальное разделение обязанностей, до настоящего времени задачи по поддержанию правопорядка на дорогах имеют право решать сотрудники и других ведомств МВД. Так, в Законе о полиции и Правилах дорожного движения не существует разницы между полномочиями сотрудников ГИБДД и других работников полиции. Таким образом, сотрудник ППС имеет полное право останавливать автомобили и осуществлять проверку документов.
Среди водителей распространено мнение, что сотруднику ППС нужно предъявлять только паспорт или другой документ, подтверждающий личность, а для проверки водительских прав и документов на машину он должен вызвать сотрудников ГИБДД. На самом деле пункт 2.1.1. ПДД утверждает, что водитель обязан по требованию сотрудников полиции (неважно, ГИБДД, ОВО, ППС и т.п.) передавать им для проверки:
— водительское удостоверение;
— регистрационные документы на автомобиль;
— документ, подтверждающий право владения или использования транспортного средства;
— при коммерческих перевозках − путевой лист, документы на груз и т.п.
В то же время есть определенные нюансы, связанные с внутренней структурой МВД. Для каждого подразделения полиции и каждого сотрудника существует четкое предписание, в каких именно случаях можно остановить автомобиль при исполнении своих должностных обязанностей (в соответствии со статьей 18 Закона о полиции). В частности, устав ППС предусматривает следующие полномочия работников службы для обеспечения безопасности дорожного движения:
— предотвращать случаи управления автомобилем водителями с признаками опьянения или лицами, не достигшими необходимого возраста;
— пресекать различные правонарушения, которые несут угрозу жизни и здоровью граждан;
— проверять документы на право управления автомобилем, на автомобиль и груз;
— производить осмотр транспортных средств при подозрении их использования для противоправных целей.
Итак, с точки зрения права на остановку и осмотр автомобилей между сотрудниками ГИБДД и ППС разницы нет. Теперь что касается обнаружения факта нарушения ПДД, задержания и составления административного протокола. Согласно статье 18 Закона о полиции сотрудник полиции «выполняет обязанности в соответствии с занимаемой должностью и в пределах своей компетенции». Это означает, что работник ППС вправе задержать нарушителя, но составлять протокол о нарушении ПДД он не может. Его обязанностью является либо вызов наряда ДПС, либо транспортировка нарушителя к ближайшему посту ГИБДД.
Ряд статей Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) в области дорожного движения предусматривает наложение штрафа, который может оформить практически любой сотрудник полиции, в том числе и ППС, при выполнении своих служебных обязанностей, за:
— управление автомобилем, не имеющим регистрации или не прошедшим технический осмотр;
— управление автомобилем с отсутствующими, нечитаемыми, подложными, нестандартными или неправильно установленными государственными номерными знаками;
— управление автомобилем водителем без необходимых документов или лицензии, разрешающей перевозить пассажиров и грузы в легковом такси;
— нарушение правил использования ремней безопасности;
— управление автомобилем лицом, не имеющим такого права;
— нарушение правил проезда ж/д переездов;
— нарушение правил движения по автомагистрали;
— проезд на красный свет или запрещающий жест регулировщика;
— нарушение правил движения по перекресткам;
— нарушение правил при осуществлении маневров;
— нарушение правил при обгоне или размещения на дороге;
— несоблюдение требований дорожных знаков и разметки;
— непредоставление преимущества пешеходам, маршрутным транспортным средствам и автомобилям со специальными сигналами;
— нарушение правил остановки и стоянки;
— нарушение правил пользования световыми и звуковыми сигналами;
— непредоставление автомобиля для осмотра по требованию сотрудника полиции или другого предусмотренного законодательством лица.
Таким образом, в России сложилась двоякая ситуация. С одной стороны, сотрудники ППС и ГИБДД имеют четкое разграничение функций, и право на составление протокола о нарушении Правил дорожного движения возложено только на ГИБДД. С другой стороны, предусмотрена возможность наложения штрафов на водителей практически любым сотрудником полиции по приблизительно половине статей КоАП, касающихся дорожного движения. Поэтому водителям стоит особо внимательно относиться к соблюдению ПДД в присутствии сотрудников не только Госавтоинспекции, но и любых других подразделений МВД, в том числе ППС.

Подготовил Максим Попов

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru