12 декабря мы отметили 20-летие Конституции Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации и Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай.
20 лет — для истории срок небольшой, но он позволяет достаточно объективно оценить роль того или иного исторического события, государственного института.
В данном случае — дать оценку Конституции РФ, которая была принята самим народом, напрямую, с осознанием высокой ответственности перед прошлыми, нынешними и будущими поколениями.
С позиций прошедшего времени можно смело сделать вывод: приняв 20 лет назад Конституцию, проведя выборы в Совет Федерации и Государственную Думу, граждане не только подвели черту под переходным периодом. Благодаря Основному закону России удалось вырваться из власти стихии и обрести государственность. И как следствие страна получила возможность приступить к последовательному осуществлению давно назревших перемен.
«Конституция, провозгласив высочайший статус прав и свобод граждан, ценности федерализма и сильного государства, стала надежным фундаментом для развития страны», – подчеркнул в своем приветствии Президент России Владимир Путин, обращаясь к участникам торжественного юбилейного заседания обеих палат Федерального Собрания 9 декабря текущего года.
Принятию Конституции предшествовали непростые годы – период поиска конкретных ответов на вопросы, какой общественный строй и система государственности нам нужны, в рамках какой политической системы и социальной обстановки мы хотим видеть будущее общества и государства, каким образом нам реализовать права народов России.
Отделяющие нас от времени принятия Конституции два десятилетия не были наполнены исключительно победным движением. Трудностей и проблем хватает и поныне. Но главный итог налицо: мы выстроили систему парламентаризма, имеем реальную Федерацию. Мы сформировали правовое государство с новым политическим строем, базирующимся на ценностях прав и свобод граждан, запустили рыночные механизмы. Мы преодолели угрозу, исходившую из проявлений сепаратизма, сохранили политическое единство и территориальную целостность страны.
Сегодня мы говорим, что Конституция Российской Федерации была принята в своеобразных условиях – при наличии национально-территориальных проблем, противоборства политических сил, иногда доходившего до вооруженных конфликтов, в ситуации, когда общество отказалось от прошлого, но еще не вступило в будущее. В ней есть не совсем удачные формулировки и конструкции. Но ведь ни одна Конституция не является совершенной. Неурегулированность тех или иных общественных отношений Основным законом нельзя считать его недостатком и даже конституционным пробелом. Всегда нужно помнить, что только бережное отношение к своей Конституции обеспечивает устойчивое и стабильное развитие государства. Если же мы будем каждый раз вносить в нее поправки, тем более принимать в новой редакции, то ни о какой стабильности не будет и речи.
В Конституции России провозглашены правовые основы независимого государства, неприкосновенность его территории, форма государственности, сущность и задачи государства, права и свободы человека и гражданина, защита национальных целей и интересов, государственного языка, официальные символы, цели внутренней и внешней политики, экономические, политические, социальные и культурные основы общества и государства.
Федеративная форма государственного устройства, закрепленная в Конституции, наиболее полно отражает приоритет интересов и защиту прав разных народов России, а также позволяет в полном объеме объединять усилия во имя достижения общих целей. Именно в единстве многообразия народов сила и мощь нашего государства.
Важным атрибутом федеративной формы государственности является двухпалатный парламент. Это правило стало, по сути, нормой современной демократии. Для любого федеративного государства наличие двухпалатного парламента обусловлено прежде всего тем, что он обеспечивает представительство интересов граждан не только в партийно-политическом плане, но и как членов территориальных сообществ – субъектов Федерации.
«Российская парламентская система — это не только палаты федерального парламента – Государственная Дума и Совет Федерации. Важной особенностью России как огромного федеративного государства является двухуровневая парламентская система, поскольку помимо федерального парламента в 83 субъектах Федерации действуют свои региональные парламенты, которые за два десятилетия приняли около 160 тысяч региональных законов. Развитие регионального парламентаризма должно стать одним из магистральных путей развития нашей Федерации на обозримый период», — так обозначила место и роль регионов в развитии парламентаризма в России В.И. Матвиенко.
В рамках развития конституционных положений о федеративном устройстве, о распределении полномочий между федеральным центром и регионами, о разделении власти на три ветви – исполнительную, законодательную и судебную – осуществляет свою деятельность Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай.
Полагаю, что нет необходимости подробно останавливаться на деятельности депутатов всех созывов. Но стоит подчеркнуть, что наш парламент взрослеет на глазах. В нем уже выросло немало профессиональных политиков. Главным итогом работы парламентариев пяти созывов является успешно выполненная основная задача законодательной власти – создание нормативно-правовой базы Республики Алтай. А ведь начиналась вся деятельность ГС — ЭК РА с чистого листа.
Словом, мы учимся демократии. Как показала жизнь, вещь это непростая. Западные политики занимаются этим столетия. Так что у нас все еще впереди.
И. Белеков, Председатель Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай.