Говорят: «Актерами не рождаются, ими становятся». И это утверждение, как признают многие артисты, совершенно верно, ведь умение играть на сцене приходит с практикой и оттачивается благодаря специальным регулярным тренировкам. Только ежедневная работа над собой, своей пластикой, голосом может привести к успеху.
Повысить свой профессиональный уровень, научиться чему-то новому, постичь секреты театрального мастерства стало возможным для молодых актеров Национального драматического театра им. П.В. Кучияка и студентов русской труппы Колледжа культуры и искусства Республики Алтай. На протяжении нескольких дней для них были организованы мастер-классы и тренинги по элементам системы Станиславского, проводила которые известный и опытный театральный режиссер, профессор кафедры актерского мастерства ВТУ им. Щепкина Изольда Васильевна Хвацкая. Не так часто в республику приезжают настоящие театральные звезды. Ребята как губки впитывали каждое ее слово и движение. Изольда Васильевна необычайно позитивный человек, в то же время строгий и требовательный педагог.
В напряженном графике занятий И.В. Хвацкая нашла время встретиться с нашим корреспондентом и ответить на несколько вопросов, касающихся ее работы с будущими актерами.
— Изольда Васильевна, расскажите, какие методы и приемы вы используете в работе со студентами?
— В обучении профессии актера существуют определенные исторически отобранные методологические ходы, которые мы стараемся повторять. Поэтому, как и в любом другом обучении, важны последовательность и терпение педагога, особенно в нашем творческом деле. Нам приходится искать и отбирать людей, которые наделены актерскими данными, такими как возбудимость, темперамент, внутренний покой. Конечно, ошибки при наборе не исключены, приходится их исправлять. Нашему институту – Высшему театральному училищу имени Щепкина уже более двухсот лет. За эти годы накоплен большой опыт, как не испортить талант от природы, а помочь его развить. Методология обучения — от простого к сложному. Мы начинаем с самых элементарных вещей: что-то услышать, увидеть, далее — оценить, подумать, что это и как это меняет поведение актера, а потом только рождается слово. Слово – результат внутреннего проживания актеров. Мы начинаем с тренингов, затем переходим к простым упражнениям, после — к парным этюдам, этюдам на ситуации, далее ставим отрывки из простых пьес, близких по духу студентам, русскую, зарубежную классику, акты, спектакли, и в финале обучения – дипломный спектакль.
— Какое впечатление у вас сложилось о студентах Колледжа культуры и искусства Республики Алтай? Станут ли они настоящими актерами?
— Станут ли актерами — этого, увы, никто не скажет. От того, сколько сил и труда будет вложено, зависит успех. Актерские данные у большинства студентов есть – внимание, обаяние. Есть и недостатки, в частности речь. Но это беда почти всего современного театра. Очень слабый звуковой посыл. Вспомните, как разговаривали раньше, когда со сцены был слышен и понятен каждый звук. Сейчас речь «мельчает». К сожалению, в театральные вузы приходят студенты, которые знакомы с сигаретами, от этого у них голосовые связки уже с узлами.
— На мастер-классе вы не раз подчеркивали: «Тело – это инструмент актерского мастерства». Насколько важна для актера пластичность?
— В парижских и немецких школах, к примеру, половина всех учебных предметов – пластические. Это танец — национальный, классический, эстрадный, фехтование, отдельная пластика, акробатика, станок и прочее. У нас тоже большое внимание уделяется пластике: танцы, степ. К сожалению, чаще мы сталкиваемся с тем, что физическая форма будущих актеров оставляет желать лучшего, в 17 — 20 лет у многих уже окостенелый позвоночник. Пластикой, танцами нужно заниматься с детства, иначе движения тела становятся косными, невыразительными. Умение двигаться — для актера обязательное условие, поскольку речь и движение – это левая и правая стороны образа.
— Как вы считаете, должен ли актер переживать судьбу героя, чтобы хорошо играть, или ему достаточно просто выучить свою роль?
— В мире существуют два театральных направления – школа переживания и школа представления. Искусство сценического переживания – наша русская школа, которая идет от мастеров Щепкинского училища, малых театров, от наших далеких предков. В свое время Станиславский задумался, как сделать, чтобы каждый раз человек искренне плакал на сцене, радовался или сердился. Он стал изучать работы известного психолога Павлова. Завеса тайны была приоткрыта: переживания актер должен вызывать в себе каждый раз, когда он находится в образе, вне зависимости от того, идет ли речь о первой репетиции или о сотом спектакле. Станиславский особо подчеркивал значение непрерывности переживания, он рекомендовал и за кулисами оставаться в образе изображаемого лица.
Конечно, актер обязан знать все про человека, которого он играет, так же хорошо, как о себе, даже самые мельчайшие детали. К примеру, он играет короля, но в королевских дворцах не жил, не знаком с манерами поведения, привычками и прочим… Как ему быть? В этом помогают изобразительное искусство, литература, история и т.д.. Самообразование играет большую роль. Прекращая учиться, актер превращается в штампованного повторялку. Актеры учатся на протяжении всей своей деятельности
— Говорят, что для актеров важна реакция зрителей. Так ли это?
— Ни в коем случае! Для актера совершенно не важна реакция зрителей, и не дай бог, если он будет «ловить» ее. На сцене важнее реакция партнера, который находится рядом, с которым идет взаимодействие. Возможно, в какой-то степени зритель оказывает определенное влияние, когда актер краем глаза видит зал, слышит, что происходит, шуршат ли фантиками или вместе с ним плачут, или аплодируют. Положительная реакция всегда вдохновляет. Но если актер будет занят только изучением реакции зала, значит, он всего лишь показушник. Ведь недаром говорят: перестань играть на публику! Актер должен существовать на сцене так, как будто нет никого вокруг, только он и его партнеры по спектаклю.
— Изольда Васильевна, вам уже приходилось бывать в Горном Алтае?
— Я приезжала сюда 20 лет назад, чтобы набрать первую труппу для обучения в Щепкинском училище. Тогда в нее вошли нынешний художественный руководитель Национального театра Республики Алтай Эмма Иришева, актеры театра Аржан и Анна Товаровы. Вернувшись в республику спустя столько лет, я была очень удивлена тем, как изменился Горно-Алтайск. Город настолько похорошел, стал уютным и чистым, что я могу только восхищаться. О замечательной природе Горного Алтая можно говорить часами – это настоящее чудо на земле! Хочется возвращаться сюда снова и снова…
Елена СЕРГЕЕВА.