В последнее время в Республике Алтай усиленно раскручивается резонансная тема захоронения Принцессы Укока. Говорят об этом практически все: журналистская братия, общественность, обыватели. Не слышно в этом «хоре» только голоса науки, представители которой имеют свою позицию по данному вопросу. Каким образом возросший интерес вокруг принцессы может повлиять на развитие нашего сообщества, а также место науки и государства в разрешении проблемы наследия коренных народов обсуждали члены научного сообщества региона — специалисты в области археологии, истории, этнографии, других дисциплин 28 августа в Малом зале Правительства РА под председательством первого вице-премьера Натальи Екеевой.
Наталья Михайловна обратила внимание собравшихся, что они, как исследователи, занимающиеся каждый в своей отрасли и имеющие вес не только в республике, но и за ее пределами, должны сегодня четко объяснить свою позицию по данной теме, участвовать в популяризации историко-культурного наследия, которое сегодня еще достаточно слабо пропагандируется среди населения.
— Мы не должны политизировать данный вопрос, нельзя устраивать спекуляции вокруг Принцессы Укока, позволять отдельным псевдодеятелям выступать от имени всего народа, манипулируя при этом стихийными бедствиями, — задала тон собранию Екеева. — Мы уважаем мнение десятков тысяч людей, которые высказываются за захоронение мумии, но необходимо также услышать мнение государства и науки.
От имени археологов высказался кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой археологии и всеобщей истории ГАГУ Александр Эбел. Он, в частности, сказал:
— У некоторых складывается впечатление, что наука уже получила свое и Принцессу можно захоронить. Это не так. Наука развивается большими темпами, и мы не можем сегодня сказать, что нам откроется завтра.
Свою позицию озвучила кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой алтайской литературы и народной художественной культуры Института алтаистики имени С.С. Суразакова Майя Чочкина, отметив, что всегда, когда в сообществе возникают волнения, тревога, вызванные некими социальными или природными катаклизмами, создаются новые мифологические воззрения. Может быть, именно поэтому в конце 80-х, во время перестройки, в республике появился праздник «Эл Ойын». Когда вокруг хаос, именно в возрождении обычаев, традиций люди ищут некий порядок и покой. Безусловно, ни наводнение, ни ураган и град не стоит связывать с Принцессой, но нельзя отрицать того, что в нашем сообществе присутствует некая напряженность. Возможно, она вызвана нарушением норм поведения в священных местах, вырубкой леса вдоль берегов рек. Об этом стоит задуматься. Если говорить о захоронении мумии, продолжила Майя Петровна, то встает вопрос: по каким обычаям хоронить принцессу — по скифским или в соответствии с традиционной культурой?
Тему сохранения традиционной культуры продолжила Наталья Тадышева, кандидат исторических наук, доцент, заместитель директора Института алтаистики, сказав, что традиционная культура – это живой организм, который изменяется и трансформируется. По этому она и сохраняется. То, что десять лет назад казалось нерушимым, сегодня благодаря современным методам находит свое продолжение.
— Некоторые темы, — сказала Наталья Олеговна, — раньше были табуированы, и их никто не касался. Сегодня под воздействием современных явлений многие элементы традиционной культуры меняются, но это не значит, что она исчезает. У нас сейчас есть уникальная возможность вернуться и взглянуть через время на укокскую Принцессу.
На совещании разговор не мог не коснуться и вопроса сохранности мумии. Об этом рассказала заместитель директора музея Римма Еркинова, отметив, что Принцесса как биологический объект является музейным экспонатом и на нее распространяются все требования сохранности и безопасности в соответствии с федеральным законодательством. Проводится мониторинг влажности и температурного режима. Все параметры соответствуют норме. Римма Михайловна также обратила внимание на то, что мумия не предназначена для широкого показа. Тем не менее при размещении ее в специальном саркофаге, который уже готов, можно демонстрировать экспонат в определенные дни и часы.
— Не стоит забывать о том, — сказала Римма Еркинова, — что благодаря Принцессе Укока были выделены огромные деньги на реконструкцию музея, возросло количество экскурсантов.
Стоит отметить, что разговор ученых не ограничивался только этими темами, они не ставили перед собой задачу вынести решение о захоронении или незахоронении Принцессы, речь шла о ценном биологическом объекте, который еще до конца не исследован и является наследием огромного мира, в который в том числе входит и Горный Алтай. Как отметил специалист по этнической культуре, кандидат исторических наук директор Института алтаистики Николай Екеев, Укок – это часть большой горной страны, и Принцесса стала сенсацией мирового уровня.
— У нас есть соседи, и они также проявляют большой интерес к этой находке, — сказал Николай Васильевич, — а в конечном итоге — ко всему наследию, которое находится на территории Алтая.
Николай Екеев также обратил внимание собравшихся, что у разрешения проблемы возникшего ажиотажа вокруг мумии Принцессы есть несколько аспектов: государственная власть, научное сообщество и здоровое общественное мнение.
— Общественное мнение нельзя игнорировать, — добавила Наталья Екеева, — но оно во многом зависит от того, как сработают власть и наука. Поскольку оно сегодня формируется однобоко, можно сделать вывод, что наука и власть недорабатывают. Наша с вами задача — исправить данную ситуацию.
Для этого, по словам первого вице-премьера, существует необходимая нормативная база: в Конституции РФ есть статья о сохранении историко-культурного наследия, с 2008 года в Республике Алтай действует Закон о нематериальном наследии.
— Если есть необходимость создания какой-то дополнительной структуры для рассмотрения вопросов, касающихся сохранения и использования историко-культурного наследия, правительство готово их рассмотреть, — обратилась к ученому сообществу Наталья Михайловна.
Свое мнение высказал и кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и всеобщей истории Василий Соенов, сказав: он согласен со всем, что звучало на совещании, но проблему захоронения или незахоронения мумии Принцессы следует рассматривать шире – как проблему наследия коренного населения, его прав на свою историю, ее трактовку.
— Это касается не конкретно Горного Алтая, — сказал Василий Иванович, — а всех коренных малочисленных народов России и мира. Нельзя сказать, что в других странах все гладко, но там наука уже вступила в диалог с коренным населением.
Василий Соенов призвал ученых отделить вопрос захоронения Принцессы от мнения псевдорелигиозных и прочих «деятелей от народа», которые, хорошо чувствуя настроение населения и пользуясь общественно значимым моментом, зарабатывают себе политические очки, и в то же время не рассматривать его только с точки зрения науки. Государственные органы должны принять решение, учитывая все аспекты, в том числе международные стандарты, касающиеся прав коренных народов.
Подводя итог встрече, Наталья Екеева подчеркнула, что вопрос, связанный с укокской Принцессой, выявил некоторые моменты: необходимо создание Центра науки, инновации и технологий, о котором уже давно говорят в научном сообществе региона. Сейчас речь идет о сохранении не только памятников историко-культурного наследия, но и территорий хозяйственного пользования. Вполне возможно, что страсти вокруг Принцессы Укока — это не что иное, как ответная реакция на ущемление прав коренных малочисленных народов. Возможно, через какое-то время республика будет располагать финансовыми и организационными ресурсами для того, чтобы переместить Принцессу на плато Укок, но сегодня нужно исходить из реальности — условия, необходимые для сохранения мумии, имеются только в Национальном музее.
Олеся Бородина
Фото В. Володина