Среда, 18 декабря 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
В защиту прав и интересов КМН
11:29, 07 октября 2013

В защиту прав и интересов КМН


Одними из основных индикаторов состояния государственной национальной политики являются судьба и перспективы развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока — исторически сложившейся части сообщества населения России. Это люди, проживающие на территориях расселения предков, насчитывающие каждый менее 50 тысяч человек, осознают себя самостоятельными этническими общностями, сохраняющими традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы. В последнее десятилетие идет процесс их самоопределения.

В Едином перечне коренных малочисленных народов РФ (он составляется по данным органов государственной власти субъектов, на территориях которых проживают эти народы), утвержденном постановлением Правительства России от 24.03.2000 г. №255, представлено 45 народностей. Федеральный закон от 30.04.1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» устанавливает правовые основы гарантий их самобытного культурного и социально-экономического развития, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Права коренных малочисленных народов согласно общепризнанным принципам и нормам международного права гарантированы и Конституцией РФ 1993 года (ст. 69). Защита их прав и интересов отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов (ст. 72). Таким образом, Основной закон страны позволяет регионам, в которых проживают малочисленные народы, формировать свое правовое поле, в том числе по закреплению их квотного представительства в государственных органах власти и местного самоуправления. И многие субъекты (Бурятия, Карелия, Саха (Якутия), Кемеровская, Мурманская, Иркутская области и др.) внесли в законодательные акты соответствующие нормы, направленные на защиту, сохранение, выживание и развитие КМН. Оптимизация этнополитических процессов вызвала рост национального самосознания, возрождение исторической памяти народов, проживающих и в нашей республике.

По данным Всероссийской переписи 1897-го и Всесоюзной 1926 года, на территории Горного Алтая проживали алтайцы, теленгиты, тубалары, кумандинцы, челканцы, телеуты, шорцы. Позднее, в большей степени с целью создания единой общности — советского народа, произошло объединение всех коренных малочисленных народов под единым этнонимом «алтайцы». Сегодня коренными малочисленными народами Республики Алтай считаются тубалары, челканцы, кумандинцы, теленгиты. Наиболее многочисленными, по данным переписи 2010 года, являются теленгиты (3648 человек, 1,5%) и тубалары (1891, 0,9%). Челканцы и кумандинцы составляют по полпроцента от общей численности населения (1113 и 1062 человека соответственно).

Стихийный процесс изменения самоидентификации малых народов был скорректирован государственной властью и приобрел юридическую силу с принятием в Республике Алтай следующих документов: Закона РА от 5 мая 2008 г. №42-РЗ «О республиканской целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 г.» (утратил силу); постановления Правительства РА от 17 мая 2001 г. №135 «О Республиканском целевом бюджетном фонде «Возрождение и поддержка коренных малочисленных народов Республики Алтай». Другим правовым документом был определен перечень территорий компактного проживания коренных малочисленных народов в республике. К ним отнесены Кош-Агачский, Турочакский, Улаганский, Чойский районы, Бирюлинское и Кызыл-Озекское сельские поселения Майминского района.

Конституцией РА (ст. 10) установлено: «Территория Республики Алтай является исконной землей традиционного расселения ее коренного и других народов, обеспечивает сохранение их самобытности… и на территории компактного проживания коренного населения и других этнических общностей могут быть образованы национально-родовые общины и органы самоуправления».

Отдельные нормы, касающиеся сохранения мест обитания, компактного проживания коренных народов, были закреплены в ранее принятых правовых документах (некоторые из них в настоящее время утратили силу): «О проекте Закона РА «О коренных малочисленных народах Республики Алтай и об организации их общин в Республике Алтай», «Об административно-территориальном и муниципальном устройстве Республики Алтай», «О местном самоуправлении в Республике Алтай», «О регулировании отношений в области развития нематериального культурного наследия», «О животном мире» и других.

Кроме того, в законах «О выборах депутатов Республики Алтай» от 24 июня 2003 г. №12-15 и «О муниципальных выборах в Республике Алтай» от 7 июня 2005 г. №32-РЗ предусмотрены избирательные округа в местах компактного проживания коренных малочисленных народов c меньшим числом избирателей. Также был подготовлен (но до сих пор не утвержден на государственном уровне) законопроект «О родовой общине алтайцев». Следует отметить, что в целом в регионе отсутствует четко разработанная законодательная база о коренных малочисленных народах республики, предметом регулирования которой стали бы политические, экономические, природно-ресурсные и социальные отношения.

Ниже приведены результаты социологического исследования, проведенного в Республике Алтай 3 — 16 июля 2012 года, с тем чтобы рассмотреть и проанализировать направления государственной политики по отношению к коренным малочисленным народам, проживающим в нашем регионе. Опрашивались жители северных (Майминского, Чойского и Турочакского) районов, внесенных в перечень территорий с компактным проживанием коренных малочисленных народов, в возрасте старше 18 лет. Исследование показало: принятие федеральных и местных законов, гарантирующих соблюдение и защиту прав и интересов коренных малочисленных народов, в настоящее время не способствует их социально-экономическому развитию. В целом 87,2 процента из опрошенных представителей КМН заявили, что не пользуются никакими правами, предоставленными им федеральным законодательством. Только 12,1 процента отметили, что пользуются необходимыми льготами по землепользованию и природопользованию, получают социальное обслуживание (9,1%). Менее трех процентов указали, что безвозмездно владеют и пользуются землями различных категорий, участвуют в формировании и деятельности советов представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти и местного самоуправления, создают хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. Правом на получение 100 кубометров пиломатериала для строительства дома воспользовались 6,4 процента респондентов, льготами для поступления детей в учебные заведения — 4,3 процента, при выходе на пенсию — 2,1 процента. Более всего тех, кто воспользовался соответствующими правами, проживают в Турочакском районе, самый низкий показатель относительно предоставления прав КМН — в Майминском районе. Что касается Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 2000 года, то во всех исследуемых группах низок процент респондентов, читавших весь текст (4%). Больше половины (66,5%) отметили, что слышали о таком законе, но незнакомы с его содержанием. Примечательно, что многие респонденты вообще не знают и никогда не слышали о таком документе.

С помощью вопросов также выявлялись знания о существовании организаций коренных малочисленных народов в Республике Алтай. В основном были названы общины (44,7%) и семейно-родовые общины малочисленных народов (21,1%), далее — союзы (ассоциации) общин (10,6%), территориально-соседские общины малочисленных народов (8,7%). Но значительная часть опрошенных жителей (45,8%) не осведомлены о существовании таких организаций. Следует отметить: менее всего не знающих об организациях коренных малочисленных народов среди русского населения.

Представляет интерес мнение респондентов о том, способствовало ли выделение коренных малочисленных народов расширению их прав. Положительно на этот вопрос ответили 21,1 процента опрошенных, в то же время значительная часть (30,2%) затруднились ответить. И это вполне закономерно: во-первых, люди незнакомы с положениями законов, во-вторых, данные законы — «неработающие», механизмы их осуществления не внедрены в практику. Обращает на себя внимание различие между ответами по национальности: более трети ответивших представителей КМН считают, что их выделение способствовало расширению их прав.

Исследование касалось и оценки экологической ситуации в местах исконного проживания коренных народов, так как их жизнедеятельность связана с природой, существенно влияющей на их традиционный уклад. Многие участники опроса — вне зависимости от национальности — склонны считать экологическую ситуацию не совсем благополучной (65,4%). В качестве основных причин были названы низкий уровень сознания и культуры человека (34,9)%, незаинтересованность местных властей в решении экологических проблем (28,7%), несовершенство природоохранного законодательства, отсутствие строгих санкций за антиэкологическое поведение (27,3%), неумение ценить окружающую красоту, отсутствие эстетического чувства (22,6%), коррупция (19,3%), недостаток властных полномочий у органов местного самоуправления (11,3%). Остро стоят такие проблемы, как вырубка леса в целом (Турочакский) и кедра в частности (Чойский район), мусор, оставляемый туристами и жителями сел (особенно Майминский район), захламленность берегов Катуни и других рек и ручьев (во всех районах), повышенный вследствие «ракетопада» уровень радиации, загрязнение почвы, воды, воздуха (особенно Чойский район), истребление животных, уничтожение лекарственных трав, ореха, черемши, ягод, грибов (особенно Чойский район), отравление водоемов ртутью при работе золотоискателей (особенно Турочакский район), снос гор, уничтожение водных источников с целью строительства туристических баз и других мест для отдыха (особенно Майминский район). Отсюда видно, какой колоссальный ущерб наносится окружающей природе.

Таким образом, несмотря на то что развитие коренных малочисленных народов России регулируется значительным количеством документов, в целом федеральное законодательство в отношении их пока еще не представляет собой единую систему взаимосвязанных и взаимодополняющих нормативных правовых актов. Некоторые предписания по вопросам коренных малочисленных народов частично или полностью не выполняются из-за несогласованности, непроработанности механизмов реализации, недостаточного финансового обеспечения предлагаемых в них мер.

Результаты проведенного социологического исследования позволяют внести следующие предложения по совершенствованию политики в отношении коренных малочисленных народов.

Необходимы:

— углубленная теоретическая разработка концепции национальной политики в регионе с последующим принятием закона и обеспечением его практической реализации;

— повышение уровня и качества жизни всех этносов, населяющих Республику Алтай;

— разработка программ подготовки кадров, создание рабочих мест, обеспечение занятости местного населения;

— принятие программ правового просвещения населения на уровне органов субъектов РФ и местного самоуправления;

— совершенствование законодательной базы в области охраны окружающей среды на федеральном и местном уровнях;

— целенаправленное изучение возможности и целесообразности создания этноприродных парков как одной из форм сохранения традиционного уклада жизни малочисленных народов на территории их компактного проживания.

Гульнара Эшматова, кандидат политических наук, старший научный сотрудник НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова.

 

Об авторе: Звезда Алтая


© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru