Роль учителя в современном обществе велика. Именно от его деятельности во многом зависит будущее нашей страны, воспитание молодежи. Несмотря на то что реализовано немало проектов, в системе образования сегодня существуют проблемы, которые волнуют учительство. Педагоги говорят о необходимости повышения престижа профессии, стремлении к созданию новой школы, которая позволит учителям расширить возможности для профессиональной и творческой самореализации.
Эффективным инструментом для решения многих возникающих вопросов являются общественные педагогические организации. В настоящее время общество приходит к пониманию того, что педагогическое общественное объединение — это мощная организация, способствующая профессиональному росту, эффективному социальному партнерству, взаимопониманию в решении актуальных проблем. Здесь всегда необходимо и важно чувствовать мнения, настроения и потребности не только учительского сословия, которое оно призвано защищать, но также и тех людей, для которых работают педагоги, учащиеся и их родители.
Буквально полгода назад, в июне 2014 года, при инициативе учительской общественности региона был создан Союз учителей Республики Алтай – Уредучилер Бирлиги. Возглавил вновь созданную организацию Виктор Кюндючиевич Кыпчаков, всю свою жизнь посвятивший школе. Эта общественная организация молодая и в данный момент проходит этап становления. Согласно уставу создаются районные отделения. Сегодня они есть в трех муниципальных образованиях и объединяют порядка 500 единомышленников, учителей, директоров школ, а также людей, неравнодушных к проблемам образования. В ближайшее время перед Союзом учителей стоят задачи по формированию всех структур, расширению диалога с госвластью, муниципалитетами, родительским сообществом и населением в целом.
Обмен опытом и знаниями
Стоит сказать, что в соседних регионах подобные объединения в системе образования действуют уже давно. На протяжении нескольких лет они оказывают методическую, материальную помощь работникам образования. Учителя сами защищают свои интересы, на государственном уровне сообща решают многие проблемы.
Педагоги Алтайского края откликнулись на предложение коллег из Республики Алтай принять участие в совместном «круглом столе», поговорить о насущных вопросах и проблемах, которые сегодня существуют, и при поддержке общественных организаций обменяться опытом и наладить межрегиональные связи. Так, на базе Барнаульской средней общеобразовательной школы №126 прошел межрегиональный семинар директоров передовых школ Алтайского края и Республики Алтай. Тепло приветствовали гостей из горного региона председатель Алтайской краевой организации Общероссийского профсоюза образования Ю.Г. Абдуллаев, директор школы А.В. Загайнов, член общественной организации педагогов-лауреатов губернаторской премии им. С.П. Титова «Клуб «Титовцы» Г.Е. Иванов, председатель Губернаторского клуба учителей-новаторов Алтая Г.В. Татарникова и другие. Делегацию Республики Алтай представляли председатель Комитета Госсобрания — Эл Курултай РА по образованию, науке, спорту, культуре, СМИ и общественным объединениям В.Н. Уханов, заместитель министра образования и науки О.М. Бондаренко, председатель региональной общественной организации «Союз учителей Республики Алтай — Уредучилер Бирлиги» В.К. Кыпчаков, директора школ региона. Ю.Г. Абдуллаев отметил инициаторов взаимодействия общественных организаций от Республики Алтай В.К. Кыпчакова и В.Н. Уханова.
Открывая новые горизонты
Учительству Алтайского края есть чем гордиться, о наработанном опыте общественных организаций они могут говорить часами. С гордостью рассказали о действующих в регионе объединениях педагогов. Сегодня здесь существует семь общественных объединений, в состав которых входит более 900 педагогов. Наиболее многочисленным является клуб «Учитель года Алтая», который ведет свою работу уже 24 года. Он объединяет более 500 педагогов – победителей конкурса на высокое звание «Учитель года» и является своего рода экспериментальной площадкой для научных разработок.
С 2007 года действует общественно-профессиональная ассоциация «Лучшие школы Алтая». Ее членами являются победители конкурсов приоритетного национального проекта «Образование» и «Новая школа России». Ассоциация создана как добровольное объединение с целью расширения общественного государственного управления, координации усилий по разработке нормативно-правового обеспечения образовательного процесса.
В 2012 году по инициативе губернатора Алтайского края появился Клуб учителей-новаторов. Основу клуба составили прогрессивные педагоги региона: что ни имя, то глыба в образовательном пространстве Алтайского края. Это передовые педагоги, широко распространяющие свой опыт. Пусть их немного, порядка десяти человек, но они уникальны. Эти учителя являются авторами публикаций, программ, учебников и методических материалов, которыми пользуются педагоги школ Алтайского края и за его пределами. Так, опыт Раисы Коркиной, преподавателя химии, единственного народного учителя в Алтайском крае, и книги историка Бийского лицея-интерната Сергея Исупова применяются во многих школах России. Учитель английского языка Шипуновской школы им. Луначарского Татьяна Билан открыла языковой центр, где могут обучаться дети не только из ее школы и села Шипуново, но и из других населенных пунктов района. Учениками Раисы Коркиной и учителя информатики гимназии №42 Светланы Юрцевой становятся желающие со всего Алтайского края во время летних и зимних школ по химии и информатике.
Активным участником государственного общественного управления является Ассоциация молодых педагогов Алтая, объединяющая более 200 человек. Это клуб единомышленников, влюбленных в свою профессию. К слову сказать, закреплению молодых учителей в школах в Алтайском крае уделяется особое внимание. На это направлены и программа по обеспечению жильем, и грантовая поддержка сельских педагогов, и семинары для молодых специалистов. Во многих районах края определены подъемные, а также фиксированная прибавка к заработной плате начинающим учителям.
Более 70 человек включает клуб победителей конкурса на премию губернатора Алтайского края им. С.П. Титова в размере 125 тысяч рублей. Восьмой год в регионе сельским педагогам, ведущим активную просветительскую работу на селе, вручается столь внушительная награда, не имеющая аналогов в стране. Она носит имя выдающегося учителя Степана Павловича Титова, который внес большой вклад в становление и развитие просветительской деятельности. Среди обладателей премии – авторы книг, учебников, разработчики краеведческих проектов, создатели сельских музеев, активисты, занимающиеся с молодежью спортом, музыкой, туризмом, воспитывающие нравственность, духовность, шефы-наставники.
Елена ПРИБЫТЬКО