Воскресенье, 22 декабря 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Загадка природы – ведьмины мётлы
8:11, 20 февраля 2015

Загадка природы – ведьмины мётлы


Удивительная природа Горного Алтая богата разными чудесами. Встречается у нас и редкое явление под названием ведьмины мётлы. Заметить их нетрудно, прогуливаясь по хвойным лесам или проезжая вдоль Чуйского тракта. Стоит лишь внимательно посмотреть по сторонам. Особенно часто ведьмины мётлы встречаются на кедрах на Семинском перевале, в Курайской степи, на елях в районе Белого Бома, на лиственницах в Улаганском районе.
Об этом чуде рассказывает гость нашей редакции научный сотрудник Горно-Алтайского ботанического сада Светлана Понкратьева, которая занимается наблюдением и изучением ведьминых мётел в природе уже несколько лет.
— Светлана, что об этом необычном явлении говорит наука?
— Ведьмины мётлы – это, по сути, следствие различных вирусных и грибковых заболеваний. Те и другие вызывают образование утолщений и наростов, а на них в свою очередь — закладку больших скоплений спящих почек. Вырастает шарообразный комок тонких прямых побегов с короткими междоузлиями и хаотично разросшимися прилистниками. Древесина их более плотная, прочнее, чем у обычных ветвей дерева той же породы, и имеет свилеватую структуру. Мутационные ведьмины мётлы формируются при возникновении мутации в клетках меристем почек. Благодаря способности передавать свои признаки при вегетативном и частично при семенном размножении ведьмины мётлы имеют высокую селекционную ценность и могут использоваться для выведения новых форм растений. На их основе уже получены сотни сортов декоративных форм. На соснах и елях мётлы бывают сплошь покрыты зелёными побегами, иногда приросты видны лишь на верхушке, а сама метла похожа на бурого медведя, чудом взгромоздившегося на дерево.
— Откуда пошло такое название?
— Заглянем в глубину веков: придумали название «ведьмины мётлы» наши давние предки, объясняя внукам, что эти образования на деревьях являются результатом колдовства ведьм, которые выращивают таким образом свои «летательные аппараты». Считалось, что ведьмы, пролетая над лесом, напускали на деревья хворь, чтобы на ветвях вырастали несуразные комья сучьев. Еще ведьмины мётлы считались обиталищем мифических персонажей, например дворового – защитника домашних животных, духа с телом бесхвостой кошки. Однако особо важное значение мётлам придавали финно-угорские племена, для которых древо было главным объектом языческого культа, а уж такие «несъедобные» для понимания фигуры всегда вызывали буйный трепет. Финны наделяли ведьмины мётлы сверхъестественной силой и влиянием, боялись их и всячески оберегали. Не удивительно, что почтительное отношение к мётлам и другим необычным деревьям сохраняется у северян и сегодня.
— Чем могут быть интересны садоводу-любителю эти необычные лесные объекты?
— Современный садовод, покупающий на рынке миниатюрную ёлочку, сосенку или пихту, наотрез отказывается верить в то, что перед ним «структурная аномалия, возникшая под воздействием внешних либо внутренних факторов (мутации в клетках точек роста)». Похожая на заключение медэксперта формулировка никак не вяжется с видом красивого аккуратного плотного зелёного шарика. На самом деле это так. Большинство миниатюрных сортов хвойных растений начали свой путь именно из ведьминых мётел, найденных энтузиастами в разных уголках мира. Практика использования мётел для создания новых сортов, в основном компактных, с шарообразной кроной, в Европе существует с 1890 года. Мётлы, образовавшиеся из нарушенной почки, способны продолжить свою жизнь на чужих корнях. Для этого черенки мётел прививают на подготовленный подвой соответствующей породы. Черенки некоторых мётел привить крайне сложно, из-за этого стоимость экзота бывает довольно высока. Сегодня существуют популярные сорта, к примеру «мопс», известный уже 90 лет сорт сосны горной, полученный в Голландии из ведьминой метлы.
— Наверняка селекционерам есть над чем поработать?
— Удивительно, но посевы семян с ведьминых мётел дают интересные результаты, что говорит именно о мутации, а не о некоем гормональном разрастании. Многие из экзотических сортов получены селекционерами с сосны и ели обыкновенной — наших распространённых лесных пород. Селекция декоративных привойных сортов на Западе имеет вековую, а то и двухвековую историю. Они получены от всех используемых в озеленении хвойных: сосны, ели, пихты, лиственницы. Увы, они выведены в сравнительно мягком морском климате и поэтому ограниченно пригодны даже для европейской России, не говоря уже о Сибири. Вместе с тем сорта, полученные у нас, ничем не отличаются от любых других по своему селекционному потенциалу, следовательно, на их основе можно вывести широкий диапазон сортов, которые при этом будут абсолютно устойчивыми в нашем климате. В России тоже заметна тенденция перехода от перепродажи голландских форм к созданию собственной селекционной базы по декоративным хвойным. Один из первых деятелей в данном направлении Сергей Николаевич Горошкевич (г. Томск) с 1995 года активно занимается созданием географической коллекции сибирского генофонда. У него лучшая в России коллекция: 700 клонов сосны, 400 — ели, 300 — пихты, 150 — лиственницы и другие. Это настоящий рай для любителей хвойных! Моя мечта, чтобы подобная коллекция появилась и в нашей республике.
— Как вам пришла идея заняться такой необычной деятельностью?
— Занимаюсь данным направлением с 2009 года на базе Горно-Алтайского ботанического сада в селе Камлак Шебалинского района. Я росла среди хвойного леса, с раннего детства любила наблюдать за природой. Отрадно, что все это переросло в профессиональную деятельность. Получив образование в Горно-Алтайском государственном университете и став биологом, нашла свое призвание, устроившись на работу в ботанический сад. Выращивала хвойные деревья и наблюдала за ними, и мне пришла в голову мысль привить их. По принципу прививания плодовых деревьев я попробовала привить кедр, но результат меня не удовлетворил. На следующий год я решила проконсультироваться с легендарным Сергеем Горошкевичем, который поделился со мной накопленным опытом. Он буквально заразил меня «метловодством», как мы называем это в своих кругах. Тогда мне открылась эта удивительная грань природы. Так я превратилась в «охотника за ведьмиными мётлами».
— У вас появились какие-то наработки?
— За этот период накоплен опыт по прививкам хвойных растений, создана небольшая милая коллекция–экспозиция, которую могут посмотреть все желающие в нашем ботаническом саду. Кроме того, ведется работа по занесению в базу данных ценных экземпляров ведьминых мётел, которой в последующем могут пользоваться преемники и селекционеры, работающие в данном направлении. К сожалению, чтобы «перевести» все это в культуру и получить разнообразие декоративных хвойных сибирских пород, необходимы десятилетия, даже века. Как говорит мой учитель Сергей Горошкевич: «Кедровый селекционер должен жить как минимум 300 лет». Поэтому в данном деле очень важна преемственность, то есть каждая частица опыта должна передаваться. Кстати, благодаря социальным сетям я подружилась с «метловодами», проживающими в европейской части России. Обмениваюсь не только опытом, но и селекционным материалом. Хорошо сохранился собранный и отправленный мною материал с ведьминой метлой лиственницы сибирской, он находится в Ярославле под наблюдением как ценный сорт. Наши «алтайские» ведьмины мётлы неплохо прижились в Московской, Ярославской, Томской областях. Хотелось бы найти соратников в этом деле у нас, в Горном Алтае.
— Светлана, спасибо за беседу. Желаем вам удачи в столь необычном и интересном деле!

kurajskaja-step.-listvennica s.-ponkrateva chemalskij-rajon-sosna-obyknovennaja

Беседовала Елена Сергеева

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru