Кооперация и современные технологии

Мы продолжаем серию публикаций по материалам, предоставленным редакции опытным практиком, специалистом по сельскому хозяйству Вячеславом Тымтышевым, интервью с которым можно было прочитать в предыдущем номере нашей газеты. В этом материале Вячеслав Александрович предлагает свое видение модернизации АПК.

Локомотивом и движущей силой социально-экономического прогресса села, конечно же, должно стать развитие сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности республики. Это значит, что каждое экономически сильное сельскохозяйственное предприятие, в том числе занятое в переработке продукции, должно стать градообразующей и жизнеобеспечивающей структурой на территории своего населенного пункта.
Что для этого необходимо?
Естественно, Министерство сельского хозяйства республики должно являться мозговым центром, организующим и координирующим всю работу по развитию АПК и перерабатывающих производств, центром высоких технологий и инноваций.
В целях усиления влияния науки на сельскохозяйственное производство и укрепления их взаимосвязей, а также для ускорения темпов внедренческой работы считаю целесообразным учредить должность заместителя министра сельского хозяйства по науке и технологиям. Он же по совместительству должен стать директором НИИ сельского хозяйства (по согласованию).
Далее необходимо создать информационно-аналитический центр при министерстве. Базой для него станут современные компьютерные технологии.
Во-первых, следует разработать компьютерные программы селекционно-племенной работы для всех отраслей животноводства, установить их во всех хозяйствах республики и объединить в локальные сети в каждом районе, а затем – в единую локальную сеть Министерства сельского хозяйства. Это даст первую мощную информационную базу для министерства по основополагающей проблеме животноводства – племенной работе.
Во-вторых, нужно создать компьютерную программу для районных и министерского серверов по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, а также еще одну локальную компьютерную сеть, интегрированную со всероссийской сетью поставок и продаж.
Третье. На сегодняшний день уже компьютеризированы похозяйственные книги при сельских администрациях. В продолжение этого направления следует разработать компьютерные программы по ведению похозяйственного учета для районных и республиканского серверов. Иначе говоря, создать локальную сеть похозяйственного учета. Это будет еще одна мощная информационная база.
Следующим шагом должна стать разработка единой экономико-математической модели развития агропромышленного производства в республике. Она должна учитывать все факторы, влияющие на сельскохозяйственное производство и определяющие себестоимость продукции (среднегодовые уровни осадков и температуры, расстояния от Горно-Алтайска, Бийска, Барнаула, потенциальные возможности заготовки кормов, количество теплых дней в году, вегетационный период для растений, высоту над уровнем моря и т. д.). Это нужно для того, чтобы грамотно распределить государственную поддержку по районам и дифференцированно производить расчеты по субсидированию, дотированию и компенсации различных расходов сельхозпредприятий, КФХ и ЛПХ по производству той или иной продукции. Ведь известно, что совсем не одно и то же – вырастить овцу или корову в Майминском или же Кош-Агачском районе. Другими словами, государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей должна осуществляться таким образом, чтобы она реально стимулировала производство, а не просто проедалась. Уравниловка в выделении средств без учета факторов, влияющих на производство, приводит к тому, что одним достается без надобности слишком много, а другим не хватает, чтобы сделать необходимое. В том и другом случае деньги выкидываются на ветер. Нужна правильная стимуляция производства. А как сделать это правильно и все просчитать? Только методом экономико-математического моделирования с учетом всех факторов, влияющих на сельскохозяйственное производство.
Имея такую базу, министерство ежедневно будет в курсе всех колебаний и изменений, тенденций и закономерностей, как отрицательных, так и положительных, в разрезе районов, сел, деревень, сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) и даже личных подсобных хозяйств. Это мощнейшая база данных для анализа и принятия тактических и стратегических решений по развитию деревни и сельскохозяйственного производства в целом.
Важными элементами исполнения предлагаемого плана должны стать кооперация, интеграция и специализация сельскохозяйственного производства. Ясно, что в наших условиях в силу определенных обстоятельств (и по масштабам и по юридическим признакам) классические холдинги – неприемлемый вариант. Но можно создавать межхозяйственные кооперативы по принципу холдингов вокруг убойных пунктов, перерабатывающих предприятий, откормочных и племенных хозяйств, стремясь вовлечь в них как можно больше товаропроизводителей. Объединять их нужно не силовым методом, а экономическими рычагами и выгодами. В повышении конечной экономической эффективности должны быть заинтересованы не только переработчики, но и владельцы животных. Для этого необходимо организовать межхозяйственную кооперацию по видам перерабатываемого сырья и разработать такую систему взаиморасчетов между ее участниками, чтобы они были одинаково заинтересованы в наилучшем конечном результате. То есть должны быть созданы экономические и финансовые рычаги, которые будут предусматривать все нюансы совместной работы – тарифные сетки, первоначальные фиксированные цены, прогнозы инфляции и повышения цен, авансирование на определенном участке совместной работы, конечный перерасчет и распределение прибылей в конце финансового года.
Далее в целях координации деятельности кооперативов необходимо учредить советы директоров (председателей) во главе с генеральным директором. Эти советы нужно привязать к центральным межхозяйственным кредитно-финансовым кооперативам, которые необходимо создавать при ассоциированном участии Россельхозбанка. Любые проекты и кампании должны начинаться с финансирования и кредитования, и сезонные краткосрочные – например посевная или уборочная кампании, и долгосрочные – строительство ферм и цехов, объектов электроснабжения, водоснабжения, дорог и подъездных путей, и мероприятия по обеспечению жизнедеятельности межхозяйственных коопераций. Деньги должны крутиться внутри этой замкнутой и взаимосвязанной цепи. Естественно, основным ее звеном должны стать межхозяйственные кредитные кооперативы, которые обеспечат бесперебойный оборот финансов.
В конечном итоге производство должно быть организовано таким образом:
— молоко должны давать коровы только молочных или молочно-мясных пород, а мясо – исключительно коровы мясных пород;
— на убой животных следует направлять только с откормочных хозяйств и площадок и с живым весом не ниже 500 кг;
— хозяйства должны свои стада ремонтировать только из племенных хозяйств и кооперативов по выращиванию племенных животных;
— свой молодняк хозяйства должны направлять: бычков (баранчиков) и выбраковку – только в специализированные откормочные хозяйства и на площадки, телочек (ярочек) – только в хозяйства и кооперативы, специализирующиеся на выращивании ремонтного молодняка;
— хозяйства для ремонта своих стад должны брать молодняк обратно из племхозяйств и специализированных кооперативов по выращиванию ремонтного молодняка.
Еще одна важная деталь: необходимо пересмотреть государственную поддержку сельскохозяйственного производства в рамках РЦП «Развитие агропромышленного комплекса Республики Алтай»: там должны быть предусмотрены особые условия поддержки инновационных проектов.

Продолжение публикаций в следующем номере

Related posts

комментарии