Четверг, 18 апреля 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
11:28, 10 мая 2012

Сергей Дыков: «Лучший подарок для меня – это бумага, кисти и краски…»


«Не от мира сего», – говорят про того,
Кто совсем не похож на других.
И в огромной толпе мы отыщем его.
Он задумчив, рассеян и тих.
Другу рад, отвечая порой невпопад,
Сторонится компаний больших,
Но глаза его внутренним светом горят.
Он – во власти мечтаний своих…

Эти строки из стихотворения «Не от мира сего» Нелли Зновой наиболее точно определяют сущность известного в республике художника Сергея Владимировича Дыкова. Не зря он появился на свет в Месяц Кукушки (по алтайскому календарю) – время тепла и любви, пения птиц и пьянящих ароматов цветов, а также первой весенней грозы. С первым дыханием вобрав в себя все это, он не мог не стать художником.
Как и многие обычные дети, рисовать Сергей начал рано, но его детские картинки уже тогда отличались особой глубиной содержания, не понятной даже родителям. Мальчика, родившегося на окраине города, всегда манила природа, он мог часами наблюдать за насекомыми, разглядывать травинки, камушки, цветы… А затем нахлынувшие эмоции пытался передавать в красках.
О чудесной поре, детстве, Сергей Владимирович вспоминает:
– Жизнь, как правило, непредсказуема. В детстве я много рисовал. Мне это очень нравилось, и в то же время тянуло к музыке. К счастью или сожалению, получилось так: в музыкальную школу отдали младшего брата, а я пошел в художественную. Благодарен родителям: они никогда не мешали тому, что я делаю, не ругали, не понимая мои рисунки. У нас обычная рабочая семья, где художников никогда не было. Дедушка с бабушкой по отцовской линии были слепыми, поэтому много времени мне приходилось проводить с ними. Я не мог понять, каково это – быть слепым. Повзрослев, осмыслил: зрение – величайшее счастье. На мой взгляд, трудно найти лучший способ познания и мировосприятия. Думаю, на долю художников визуальных искусств приходится 90% сенсорной информации, поступающей извне.
По мнению Сергея Дыкова, природа – лучший учитель для любого художника. Это совершенство форм, линий, цветов. Конечно же, освоить технику рисования сложно без профессионального наставника. Своими первыми учителями наш герой считает Илью Григорьевича Сазонова, Сергея Карловича Янсона. Но в формировании личности художника большую роль сыграл замечательный скульптор Василий Федорович Рублев. Он не только учил технике рисования, но и внушал своему ученику главную мысль: рисуя, надо думать. Общение с талантливым художником проходило на высоком философом уровне и оставило заметный след в душе ученика, а в последующем нашло отражение в его творчестве и поисках собственного стиля.
У Сергея Дыкова, родившегося и выросшего в Горном Алтае, заметен интерес, проявляемый к культуре и традициям алтайского народа. Стилистика его работ своеобразна, а потому узнаваема. Каждая из них таит в себе что-то незримое, но очень загадочное, манящее. Это целый мир философских мыслей, где вымысел переплетен с реальностью, прошлое – с настоящим и будущим. В них будто бы слились воедино все параллельные миры. Его картины переполнены таинственными существами, живущими своей особой жизнью.
О своем необычном стиле автор говорит так:
– За период своей деятельности я испытал много разных влияний: народное творчество, современное искусство, сюрреализм и всевозможные новые течения, а также алтайское искусство, в том числе орнамент. Меня интересовали алтайские мифы и легенды, сказки и поэзия. Все это пытался проиллюстрировать. Так постепенно стал выкристаллизовываться мой собственный стиль, названия которого я даже не знал. Позже выяснил, что, оказывается, манера, в которой я пишу, – это этноархаика, ее называют еще неоорхаика или этноархаический стиль. Причем зародился он почти одновременно в разных городах Сибири в 90-е годы. С некоторыми художниками-этноархаистами я познакомился во время коллективных выставок, проходивших в разных городах России. Такое направление есть и у угро-финских народов. Художники-удмурты создали другое направление – этнофутуризм, то есть искусство, опирающееся на этническую основу. Искусствоведы это понятие определили недавно. В такой манере пишут Сергей Лазарев из Томска, омич Евгений Дорохов и многие другие.
Что касается Сергея Дыкова, то его работы сегодня узнаваемы. Хорошо и то, что у него, как преподавателя Колледжа культуры и искусства, подрастает целая плеяда учеников. Особенно он выделяет Алексея Темдекова из Улагана, считает его талантливым от природы человеком с пластическим мышлением. Гордится тем, что в Красноярский художественный институт поступили замечательные выпускники колледжа Игорь Катонов и Аржан Ютеев, хотя Аржан занимался у другого преподавателя – Амыра Укачина.
О том, что дочь художника не пошла по стопам отца, отдав предпочтение математике, он не сожалеет и с уважением относится к ее выбору.
С.В. Дыков считает: с супругой Натальей они вырастили замечательную дочь. Вместе они много лет. По этому поводу художник шутит, что жену себе присмотрел в годы юности среди своих учеников, когда начал работать преподавателем в школе искусств. Они были почти ровесниками. Сегодня, как и в молодости, им есть о чем поговорить, если учесть, что Сергей Владимирович – замечательный собеседник. Он не только художник, но и философ и поэт. За разговором с ним время летит не заметно.
– Допустим, вам дали чистый лист бумаги, кисти и краски и попросили нарисовать любовь и ненависть, жизнь и смерть. Что бы вы нарисовали? – спрашиваю его.
– Образы рождаются непосредственно во время работы над картиной. Неизвестно, что тебе подскажет белый холст. В моих работах превалирует тема любви, жизни, лишь иногда мелькает тема смерти. Смерть может предстать в образе черной птицы, например, а жизнь – в том же образе, но с человеческим лицом. Вообще, сложно сказать, что будет на картине. Для этого нужно взять холст и краски.
– Вы чувствуете того, кто помогает вам творить?
– Человеку пока не дано понять тот высокий свет, который освещает все вокруг. В свое время я всерьез увлекался буддизмом, учением дзэн и даже занимался практикой. Восток научил меня видеть Создателя во всем, потому как он повсюду: в любой травинке, песчинке и даже в том, что создано руками человека, будь то самолет или мобильный телефон. Каждый день Он дает нам новые подсказки. Важно услышать это и понять. Создатель – дает нам силы жить и творить, движет нашими мыслями и чувствами. Он дал нам дыхание и его заберет.
– Зачем вы рисуете?
– У французского поэта Блэза Сандрара есть по этому поводу стих из двух строк: «Для чего я пишу? Потому что…». Я бы ответил проще: не знаю. На мой взгляд, для художника важно, что он из себя представляет, а не что рисует. Если ничего, значит, ему и представлять-то нечего.
– Чего вы больше всего боитесь в жизни?
– Меня пугает то, что колодец может иссякнуть, а источник – пересохнуть. Думаю, этого боятся все художники.
– Можете отличить хорошего человека от плохого?
– Это все тот же разговор о добре и зле. Я не настаиваю на том, что один человек хороший, а другой плохой. Оступиться может каждый, но дело в том, что все хорошие люди одинаковы, а злые разные. Мир зла более разнообразен по формам, и очень легко раствориться в нем. Он более изощрен, и у него гораздо больше средств выразительности, к тому же он прекрасно маскируется и несет в себе обман и разрушение. Хороший человек, в моем понимании, излучает позитив и сеет добро, не стараясь при этом урвать что-то от жизни.
– Какой подарок для вас стал бы самым лучшим?
– Я буду рад, если мои ученики получат образование и найдут свою дорогу в жизни. Лучший подарок для меня – это бумага, кисти и краски, а еще – встреча с хорошими, добрыми людьми.

Заслуженный художник РФ С.В. Дыков родился 13 мая 1957 года в Горно-Алтайске. В 1976-м окончил художественное училище в Новоалтайске. В 1977–1983 годах работал преподавателем истории искусств в Горно-Алтайской художественной школе. В 1978–1993 – художником-постановщиком республиканского драматического театра, в 1993–1996 – художником-оформителем художественных мастерских №17 Горно-Алтайска. С 1978 года участвует в областных, республиканских, всероссийских и зарубежных выставках. Его персональные выставки проходили в Санкт-Петербурге (1992–1993), Новосибирске (1986, 1999), Новокузнецке (1999), Барнауле (1999). Художник участвовал в оформлении около 100 спектаклей и представлений, а также двух республиканских национальных праздников «Эл Ойын». С.В. Дыков – член Союза художников России, член Союза театральных деятелей России, а в прошлом – председатель Союза художников Республики Алтай. Кроме того, он автор поэтических сборников «Стихи» и «Линия жизни». В настоящее время преподает в Колледже культуры и искусства. Художник занимается живописью, графикой, керамикой. Его работы стали украшением многих частных коллекций в России и за рубежом. Свое творчество он определяет как попытку синтеза духовной культуры народов Горного Алтая с современным видением мира. Фольклорный мифопоэтизм, интерес к шаманским мистериям трансформируются в графическую речь, соединяющую образы поэзии с преображенной реальностью.

Марина ТУРКУШЕВА

Об авторе: Звезда Алтая


© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru