Воскресенье, 27 сентября 2020   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Виталий Перчик: «Наслаждаться надо эпизодами»
3:36, 22 апреля 2014

Виталий Перчик: «Наслаждаться надо эпизодами»


Серию творческих вечеров «Лицом к лицу» продолжила встреча актера и режиссера Национального драмтеатра им. П.В. Кучияка заслуженного артиста республики Виталия Перчика с почитателями его таланта.
Недавно Виталий Валентинович отметил свое 65-летие. Правда, по признанию самого актера, чувствует себя на «осьмнадцать». Поэтому он решил не подводить никаких итогов, а просто рассказать о своей жизни, потому что в ней – жизнь целого поколения.
Виталий Валентинович подготовил слайд-шоу семейных и личных фотографий. Начал с уникального снимка: дедушка и бабушка по отцовской линии запечатлены в Ревеле (прежнее название Таллина). Дед нашего героя Александр Перчик эстонец по происхождению, рано осиротел и воспитывался в приемной семье. Артист до сих пор не знает, была ли эта необычная фамилия родной для дедушки или ее носили принявшие его люди. Дед работал столяром-краснодеревщиком, участвовал в революции 1905 года и был сослан в Сибирь. Бабушка добилась, чтобы и ее отправили с ним.
После Октябрьской революции Александра Перчика – уже по партийной линии – направили в Горный Алтай. В период тотальных репрессий однажды ночью за дедом приехал «воронок». Самого забрали, а во дворе устроили огромный костер из книг на немецком и английском языках, коими Перчик владел в совершенстве. Живым его больше никто не видел.
Родители мамы артиста переселились сюда добровольно, вероятнее всего, из Подмосковья – по крайней мере многие люди указывали Виталию Валентиновичу на его «московский» говор.
– В школе я учился обыкновенно, – вспоминает актер, – потому что мне было некогда, учеба не являлась для меня главным.
Юного Виталия больше занимали общественные дела и участие в художественной самодеятельности. То, как парнишка пришел в театр, отдельная история. С детства запомнил он картину: мама стирает, моет пол и т.д., а жена старшего брата читает ей книгу. Мама, в школе отучившаяся лишь один день, безумно любила театр, кино, художественную литературу и сама просила сноху почитать вслух.
Конечно, не пропускали в семье и кинопремьеры. Года в четыре Виталий увидел фильм «Ленин в 1918 году». Его особенно поразила роль… Фанни Каплан. Дома он надевал мамин халат, прицеплял на голову мочалку-«волосы» и изображал стрелявшую в вождя мирового пролетариата женщину.
В первом классе (а учился Виталий в школе №13 – по его мнению, в то время самой хулиганистой и самой творческой) он сыграл Лису в постановке «Журавль и Лиса», причем только благодаря собственной инициативе. Классная руководительница однажды сказала: «После уроков останется Толя» (Толя – одноклассник Перчика). «И я!» – вдруг крикнул Виталий. «Ну ладно», – под таким напором учительница сдалась и выделила мальчику роль.
В третьем – четвертом классе Виталий сыграл Митю Ульянова в спектакле про семью Ленина, который поставили старшеклассники. В 1964 – 1966 годах, сам будучи в старших классах, Перчик пришел в Народный театр, что организовался в городском Доме культуры.
Окончив школу, Виталий решил связать судьбу с театром. Но в Москву ехать не рискнул, отправился в театральный институт во Владивосток (папа сказал: «Никаких училищ, только вуз!»). На третьем туре (на танцах) срезался. Возвращаться домой было стыдно, и Виталий подался к любимому старшему брату. Тот, видя страдания несостоявшегося актера, посоветовал все же поступать в училище. Виталий, еще во Владивостоке слышавший много хорошего о недавно открытом Иркутском театральном, поехал туда. С приключениями, разными трудностями, но все же поступил Перчик, выдержав конкурс 25 мужчин на место (у девушек – и того больше).
Учиться было очень тяжело. Виталий Валентинович признается: режиссер Симоновский, пришедший к ним на курс, «урабатывал» студентов на самостоятельных отрывках. Репетировали днем и ночью. Здесь Перчик и получил первый режиссерский опыт: ведь нужно было не только выучить текст, но и продумать постановочные моменты.
По окончании училища выпускников курса оставили в Иркутске – поднимать ТЮЗ. Но Перчик проработал в нем совсем недолго, переехал в Омск, где два года служил в театре юного зрителя. Довольно быстро перейдя в разряд «вечерних» актеров, амбициозный молодой человек решил: пора двигаться дальше. И поехал в Москву на так называемую актерскую биржу, которая проходила каждое лето. Так сложились обстоятельства, что Виталий Валентинович устроился в Минусинский театр и под возгласы коллег «ты с ума сошел!» отправился в городок с 40-тысячным населением.
Театр этот Перчик вспоминает с теплотой: пять дней в неделю шли ежевечерние спектакли, зал на триста мест всегда заполнялся, еще и с гастролями выезжали.
– Здесь я наигрался всего и много, – признается Виталий Валентинович.
Через шесть лет работы в Минусинске Перчик вернулся на родину – оставшейся одной, маме требовались забота и поддержка. Пришел в недавно образованный театр, где режиссером была Мария Гавриловна Назарова. Поначалу отношения между Назаровой и Перчиком не были особенно теплыми, но через некоторое время творческие люди подружились.
Режиссурой, по словам Виталия Валентиновича, он никогда не увлекался. Но в тяжелые годы смены эпох, когда наш театр переживал не лучшие свои времена, актриса Антонина Маркина нашла пьесу «Смех лангусты» (про великую Сару Бернар) и предложила Перчику ее поставить. Он согласился. Первый блин комом не оказался – на театральном фестивале в Барнауле спектакль новоявленного режиссера занял первое место.
Сейчас Виталий Валентинович считается детским режиссером, он долго не решался браться за постановки для ребят, потому что когда-то прочитал: детские спектакли нужно ставить так же, как взрослые, только лучше. Первой пьесой в этом направлении стали «Старомодные чудеса».
Рассказав о своем творческом пути, Виталий Валентинович вступил в прямой диалог со зрителями. Многих интересовало его видение, каким должен быть театр. Перчик откровенно ответил: театр должен детей учить добру, взрослого человека – заставлять задумываться над своей жизнью. Но делать это нужно не в назидательной, не в трибунной форме.
– Оброненная слеза, бывает, потрясает больше, чем монолог, – сказал артист.
Для него самого, выяснилось, процесс репетиций гораздо важнее и интереснее, чем конечный результат. Это объясняет, почему своим самым любимым спектаклем Перчик считает «Леди Макбет Мценского уезда», поставленный режиссером Хугаевым и сыгранный всего восемь раз. Атмосфера…
Ролей у Виталия Валентиновича много, очень часто он играл злодеев – колоритные, богатые образы. Не всегда это были первые роли, но, как верно подметил мастер, наслаждаться надо эпизодами…

IMG_4318_1

Ольга Дружинина
Фото Владимира Сухова

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

© 2020 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru