Столетие восхождения на Белуху в Усть-Коксинском районе праздновалось с размахом. На страницах нашей газеты уже выходили материалы, посвященные данному событию. Сегодня мы начинаем публикацию статей жительницы села Соузар С.С. Васильевой.
Зелеными листьями лето шумит. И самого чистого, белого цвета качаются ростом до сердца цветы, а не просто ледники нашей гордости, нашей святыни Белухи, всемирно известной и всеми любимой.
25 июля я пошла в музей, находящийся в селе Тюнгур. На берегу Катуни стоит небольшая юрта с табличкой «Музей». Возле двери встретила очень красивая женщина в национальном костюме. Зайдя внутрь, сразу же увидела портрет А.Г. Калкина, с которого он смотрел на меня как живой. В свое время я бывала у него дома в Ябогане. Он гостеприимно встречал гостей и, как и подобает хозяину, спрашивал у них про соок (из какого села приехали).
Во второй комнате музея выставлены старинные вещи и картины. Хозяйку музея зовут Лариса Яковлевна Сигрекишева, она – из соока кара-майман, работает учительницей начальных классов. Мечта создать этнографический музей появилась у нее давно, но времени и сил на все не хватало. Музей открылся только в прошлом году. Понемногу шло накопление местного материала, в этой работе помогали коллеги, преподаватели алтайского языка, литературы, истории Г.М. Окрашева, В.Н. Алженакова, А.А. Адарова, Г.Я. Шикаков.
— Своей работой хочется передать накопленное, рассказать об истории своего народа, о культуре. Гости интересуются картинами «На перевале», «Камлание», «Портрет А.Г. Калкина», пейзажами, написанными Сергеем Ивановичем Анчишевым, работами Г.Я. Шикакова. Эти люди очень талантливы от природы, может быть, в них присутствует энергия горы Белухи и реки Катуни. Мне старая бабушка рассказывала легенду: хозяйка взяла большой камень, положила на него травы и ветви деревьев и опустила камень в Катунь. Поэтому теперь вдоль Катуни живут талантливые люди, а в деревнях все растет (особенно это заметно от Тюнгура до Маймы).
Особый интерес вызывают шкатулка моего отца Якова Алженакова (1901 год), где лежат «байры» 1928 года, медаль «За отвагу» с портретом Сталина, а также алтайские шубы ручной работы, веревка из конской гривы Г.Я. Шикакова, алтайские национальные костюмы Светланы Такиной и Б.Т. Черепановой.
Г.Я. Шикаков родом из Кучерлы, из рода когол майман, воспитал четверых детей, имеет внуков и правнуков. Картины его с изображениями Катуни и Белухи очень трогательны. У него зоркий глаз, внимательно и профессионально художник подбирает цвета. Среди его работ встречаются картины и на исторические темы. Мы видим отражение культуры и традиций алтайского народа. Автор вкладывает душу в полотна, и каждое из них наполнено глубоким смыслом.
Его пейзажи известны не только у нас в районе, но и за его пределами. За годы работы им написано более пятисот картин, которые разошлись во многие страны — США, Канаду, Англию, Францию, Турцию, а по России – от Санкт-Петербурга до Сахалина. Через картины Г.Я. Шикаков показывает людям красоту, мощь, величие родной природы, ее хрупкость и беззащитность, рассказывала Лариса Яковлевна.
Люди слушали ее с большим вниманием. Лариса Яковлевна, большое спасибо вам за то, что открыли такой интересный музей! Вы так замечательно рассказали о шамане нашего народа, сильном, талантливом человеке А.Г. Калкине, о картинах и прочем. Спасибо вашим золотым рукам! В обрядной поэзии алтайцев видное место занимает алкым, или алкыш сос, что в переводе на русский язык означает «благопожелание», «благословение».
Алкыш – древний жанр народной поэзии, основанный на магии слова, имеющий цель путем просьбы или пожелания добиться успехов в труде, материального достатка и благополучия в жизни, удачи в мирных и ратных делах, благоденствия и здоровья как отдельному человеку, так и коллективу, роду в целом. Желаю всем достичь таких же высот, как наша Белуха!