Продолжение. Начало в №№124 — 127, 132 — 133, 150 — 154, 155 — 159.
Именно в таком «ключе» созидается один из ярких объективированных образов-характеров алтайской поэмы – Туба из одноименного произведения этого же поэта.
Социально-классовый, масштабный подход к проблеме позволил поэту нарисовать исторически детерминированный, правдивый народный характер представителя национальных окраин царской России, воссоздаваемый в контексте событий страны тех лет. Поэтому в характере Тубы акцентируются свободолюбие и гордость, полнота чувства собственного достоинства, решительность в борьбе с суровой действительностью, против социальной несправедливости. Эти качества особенно четко выявляются в главе «Туба в пивной», в которой герой, подсчитав выручку за проданный орех и запутавшись в расчете долгов баю, чиновнику, зайсану, каму и т.д., махнув рукой на все, пускается в разгул – угощает всех подряд:
Человек – золото, деньги –
бумага,
Дайте дорогу бедняку!
Безоглядно-безудержный Туба свои «деньги не жалеет – пейте!»
Внутренние качества героя находят отражение в емкой выразительной портретной характеристике:
Оба сапога скособочившиеся,
Но лисья шапка заломлена.
Шуба его шуршащая,
Но обе руки уперты в бока.
Контраст между внешним видом и внутренним миром героя наиболее четко выявляет его характер. Ни нужда, ни социальная несправедливость не придавили в Тубе чувства собственного достоинства. В столкновении с приставом его миропонимание выявляется четко и недвусмысленно:
Что бедняк Туба уступит дорогу,
Не думай.
Что инородцы не постоят
за себя,
Не надейся.
Образ-характер представителя национальных меньшинств царской России социально детерминирован: к правильному пониманию исторических перемен Туба приходит с помощью русского друга Иванака, который разъясняет ему суть происходящих событий и втягивает его в борьбу за народные идеалы. И Туба становится последовательным борцом за социальную справедливость.
Историческая правдивость характера проявляется также в неприукрашенности образа. Туба, когда необходимо, хитроват, и подраться может, и неразборчив в отношениях с женщинами. Главный поэмный образ созидается посредством синтеза иронически-юмористических, трагикомических и героических интонаций. Вот, к примеру, описание пребывания Тубы в тюрьме:
Впервые за всю жизнь хлеба
Здесь попробовал.
«Пусть прогоняют начальники,
Буду (здесь) жить», – решает он.
Тюремный лохматый бушлат
Очень ноский – хорошо.
Два башмака на одну ногу
Удивительно теплые!
Сюжетные компоненты и изобразительные средства в поэме многомерны. Хотя в основе главной интонации лежит традиционная ритмика, канонизированная в героических сказаниях (событийное повествование с информативной интонацией), однообразия текста нет, поскольку сюжет поэмы соткан из разнорифмических частей (главок, подглавок и т.д.).
Поэма написана живым, разговорным языком, который существенно повлиял на основную интонацию, «выстроив» новый реалистический строй, реалистическую интонационную структуру. Это – свидетельство достижения алтайским художественным словом нового эстетического качества. Приведем отрывок из главы «Туба в пивной», очень характерный в плане ритмической организации просторечия:
Здесь пиво. Новости.
Здесь каждый – царь.
Полиритмично построена вся глава. Здесь и трансформированный параллелизм народной песни, и ритмика традиционного, в стиле народных сказаний, повествовательно-событийного сюжета, и эмоциональная речь надсобытийного лирического героя – демиурга повествования. Удальство, бесшабашность и отчаянность Тубы передаются через стилизацию народной песни:
И мы зайсаны, и мы баи –
И мы умеем веселиться.
Повеселиться – повеселиться
надо,
Мы ведь (все равно) исчезнем…
Афористичность речи героя подчеркивает эти качества Тубы.
Использование в тексте реалистического произведения фольклорных формул и клише героизирует образ Тубы, подчеркивая несгибаемость, смелость и стойкость народного характера. Это чрезвычайно выразительно показано в главах «Туба и зайсан», «Туба и кам». Избиваемый за ослушание зайсаном Туба непокорен и в такой ситуации. Стихийный бунтарь, он не только не испугался и не попросил пощады – поднявшись с земли, он набрасывается на своих обидчиков. Как и герой героических сказаний, Туба неуязвим – и болезнь не может его одолеть.
Лирический герой поэмы чувствует себя сильным и могущественным, способным объять необъятный окружающий мир; он может всё:
Широкие крылья (свои)
Расправив,
В белую вышину,
Паря, поднимешься.
Снова жизнь
По-новому узнаешь.
Жизни любой
Простор осознаешь,
Топтаемой земли
Цену узнаешь…
В данном случае это лирическое отступление автора, сливающегося со своим героем.
Раиса ПАЛКИНА,
литературовед, кандидат филологических наук
Продолжение следует.