Самая большая ценность на земле – это дети, то, во имя чего мы живем. Главная цель системы дополнительного образования — вырастить здорового, самостоятельного, ответственного, мыслящего, свободного и счастливого гражданина России. Можно проследить, как на протяжении многих лет удавалось решать эту задачу, если посмотреть кинофильм, автором сценария которого являются дети, а режиссерами – работники системы дополнительного образования. Вспомним наиболее яркие кадры…
Первые шаги всегда трудные
По решению Президиума Ойротского облисполкома в 1933 году была организована Ойротская детская техническая сельскохозяйственная станция. Своего здания она не имела и ютилась в двух комнатках городского пионерского клуба. Несмотря на трудности, дети посещали три кружка: юных мичуринцев, авиамоделистов и радиолюбителей.
Раннее летнее утро. По дну ущелья протекает прозрачный ручей. У ручья на ровной сухой площадке выстроились зеленые палатки, а на одной из них алеет маленький треугольный флажок — символ пионерии. Это лагерь юных охотников за растениями – участников четвертой Всесоюзной пионерской экспедиции, организованной по заданию И.В. Мичурина для изучения и сбора диких морозостойких луков и ягодников Горного Алтая. Десять лучших садоводов кружка «Юный мичуринец» — отличники учебы, жители юга, севера, средних районов, в том числе и наши горно-алтайские дети, получили почетное право участвовать в этой интереснейшей экспедиции. Как зачарованные, любовались они величавой панорамой Горного Алтая, таившего в недрах своих и на поверхности несметные природные богатства.
Юные натуралисты, пройдя пятьсот километров в труднейших условиях, за два месяца выполнили задание И.В. Мичурина. Итогом экспедиции явились 13 разновидностей морозостойкого лука, 20 — крыжовника, 27 — красной смородины, два вида сладкой черемухи и много интересных декоративных растений. A происходило это в 1934 году.
Интерес к работе юных натуралистов резко возрос. 16 июля 1935 года Президиум Ойротского облисполкома рассмотрел вопрос об отводе земельного участка и строительстве здания. 21 марта 1938 года комиссия приняла новое здание Детской технической сельскохозяйственной станции. В том же году был заложен плодовый сад.
В 1939-м действовало уже шесть кружков: фотолаборатория, электро-, радио-, авиамодельный, растениеводческий, зоологический и столярный. Самая активная работа велась по растениеводству. Юннаты Аня Горелова (в настоящее время Анна Тимофеевна Горелова живет в Барнауле) и Люба Духанина провели удачный опыт с выведенными сортами огурцов по морозостойкости. Все новое вызывало у ребят живой интерес. Например, кружок шелководов занимался выкармливанием тутовых шелкопрядов.
В 1940 году семь лучших юннатов во главе с агрономом Исидором Григорьевичем Павлючуком принимали участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, где были награждены Почетными грамотами.
Все для фронта, все для Победы
7 июня 1941 года приказом Наркомата просвещения РСФСР Ойротская детская техническая сельскохозяйственная станция была реорганизована в Ойротскую областную станцию юных натуралистов с отделениями растениеводства, зоотехники, массовой работы и консультации.
Как и всей стране, Великая Отечественная война принесла жителям Алтая много горя. Мужчины ушли на фронт. Женщины и дети несли на своих плечах все трудности тыла. Однако работа кружков на станции продолжалась: выращивали огурцы, капусту, помидоры, арбузы, лук, морковь, свеклу, малину, яблоки, а также поросят и кроликов. Урожай овощей и фруктов отвозили в госпитали Бийска.
В 1945 году отгремел салют Победы, нужно было восстанавливать разрушенное хозяйство.
В 1947-м юные садоводы приняли участие во Всесоюзном конкурсе на лучшего юного садовода и опытника-растениевода. И лучшие юннаты в 1948 году участвовали в работе II Всесоюзного слета садоводов в Мичуринске под руководством Нины Лаврентьевны Ефремовой (Шипуновой), которая всю свою трудовую биографию посвятила станции и была 30 лет директором этого учреждения.
Учебно-опытная работа: достижения и успех
В 50-е годы юннатское хозяйство расширялось. Много трудились юные растениеводы по заданию Центральной станции юннатов, опытно-показательного хозяйства в Майме. Широко развернулась работа по разведению кроликов. В 1953 году девочки из кружка кролиководов Г. Балабаева и Г. Косинцева были утверждены участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки: от двух кроликоматок они получили и вырастили до шестимесячного возраста 58 крольчат.
В 60-е годы набирало силу движение ученических производственных бригад. Юннатская работа продолжалась. Весной проводили экскурсии по первоцветам, выпускали плакаты, разъясняя людям, какие растения надо беречь, ходили в экологические десанты, очищали берега рек.
В 1976 году в области действовали 42 учебно-производственные бригады, 22 школьных лесничества. В летнее время функционировали 53 лагеря труда и отдыха. Трудовыми объединениями были охвачены около 7000 учащихся.
Вошли в историю юннатского движения школьники сурового высокогорного Koш-Агачского района, которые только в 1975 году сохранили до месячного возраста более 30 тысяч ягнят, настригли 30 тонн шерсти, начесали 25 центнеров пуха, подготовили к зиме 32 кошары и, кроме того, вырастили овес на зеленку на площади 1200 гектаров. Десять лучших членов ученических производственных бригад удостоились медалей «Юный участник ВДНХ СССР», а казахская бригада была представлена широким показом в павильоне «Юные натуралисты и техники» на ВДНХ СССР.
Интересен опыт работы ученической производственной бригады Чергинской средней школы Шебалинского района. В распоряжение ребят выделили три трактора, весь прицепной инвентарь и 91 гектар земли под посев кукурузы, других зерновых культур, подсолнечника и картофеля. Все работы, начиная с весеннего боронования и кончая уборкой, проводили сами учащиеся. В бригаде по заданию совхоза и агрохимлаборатории проводили опыты по изучению влияния доз минеральных удобрений на урожай зерновых, влияние яровизации клубней картофеля на сроки созревания и повышение урожайности. Был получен урожай картофеля в 470 центнеров с одного гектара на опытных делянках, а на контрольных — 423 центнера с одного гектара.
Параллельно с ученическими производственными бригадами развивались и школьные лесничества. Беречь и приумножать богатства родной земли — долг каждого. Целенаправленную работу в этом направлении проводили школьники в составе трудовых объединений, школьных лесничеств, девизом которых было: «Срубил дерево — посади два!». Только в 1978 году учащиеся посадили 750 тысяч саженцев деревьев и кустарников, заложили питомники на площади 11 гектаров.
Интересную исследовательскую работу проводили члены школьного лесничества Каракокшинской средней школы Чойского района, организаторами которого были инженер по охране леса Людмила Николаевна Михайлова и учитель биологии Виктор Агафонович Чеконов. Юные лесоводы изучали эффективность проведения лесовосстановления, влияние выборочной рубки ивы на фауну и водосбор, ранней стратификации семян кедра на рост саженцев. Школьное лесничество Каракокшинской средней школы явилось стартовой площадкой для юных выпускников, большинство из них пошли работать в лесное хозяйство.
Замечательными делами были известны не только в области, но и за ее пределами школьные лесничества Паспаульской, Иогачской, Бийкинской, Чемальской средних школ, принимавшие участие в краевых и российских смотрах-конкурсах. Много лет посвятили делу воспитания лучших человеческих качеств, любви к прекрасному миру природы энтузиасты юннатского движения ветераны труда Валентина Николаевна Фролова и Лидия Васильевна Дегтярева.
В 1992 году сменилось название учреждения: Областная станция юных натуралистов стала Республиканским эколого-биологическим центром учащихся, просуществовавшим до сентября 2007 года.
Каждому ребенку — занятие по душе
Решением облисполкома и ОК ВЛКСМ 1 декабря 1993 года в Горно-Алтайске был открыт областной Дворец пионеров – многопрофильное внешкольное учреждение. А с 1 марта 1994-го изменился его статус, и Дворец пионеров переименовали в Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Республиканский Центр детского творчества».
Педагогический коллектив состоял из 30 человек, из них 23 — педагога дополнительного образования. Руководил работой Владимир Васильевич Бородулин. Тогда в данном Центре детского творчества работало 36 творческих объединений: айкидо, карате, бодибилдинг, лифтфайтинг, фольклор, оригами, школа летчиков, мультипликация, Delpi, линукс, java, веб-дизайн, юзер, вasic, робототехника и другие — многим эти названия не знакомы, но все они были очень интересны и полезны!
Желающие укрепить свое здоровье, физически окрепнуть, постичь основы восточных единоборств, нарастить мышечную массу занимались в секциях спортивного ориентирования у педагогов дополнительного образования Юрия Дмитриевича Пушкинова и Александра Павловича Архипова.
Те, кто любит рисовать, не равнодушен к мультфильмам и имеет творческое желание создавать фильмы, учатся этому у Константина Игоревича Дмитриева.
Овладеть японским искусством оригами, изготовлением поделок из бумаги помогает педагог Вероника Рудольфовна Шевякина. В 2007 году она стала победительницей республиканского конкурса педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям».
Любителей старинных русских песен вдохновляет педагог дополнительного образования Елена Валентиновна Болтовская — руководитель ансамбля «Туматуриха».
Большой популярностью у детей республики пользуется школа летчиков, руководит которой пилот гражданской авиации, в прошлом военный летчик-истребитель Анатолий Александрович Якутин. Выпускники школы летчиков поступают в вузы авиационной промышленности и лётные училища России. Те ребята, кто хотел бы связать свою жизнь с авиацией, приходят в Центр детского творчества и не жалеют о своем выборе.
От пионерских дел до международных побед
Особого внимания заслуживают педагоги дополнительного образования. Люди, живущие в делах и сердцах детей, которые у них занимались, чему-то научились. Они с благодарностью вспоминают педагогов прежних лет и тех, кто продолжает учить детей «разумному, доброму, вечному»: Александр Александрович Сенюк (резьба по дереву), Николай Сергеевич Константинов (малогабаритная техника), Татьяна Владимировна Рюмина (конструирование и моделирование одежды), Лидия Яковлевна Сухова (вязание), Владимир Фёдорович Хохолков (вокал), Фёдор Кайдакович Пустогачев (бокс), Галина Ивановна Алексеенко (танцы), Елена Вячеславовна Васильева (программирование), Светлана Мереевна Кергилова (программирование) и многие другие.
Республиканским Центром детского творчества проделана огромная воспитательная работа в республике — от «пионерского слова», «пионерского дела», «пионерского костра» до создания ста пятидесяти детских общественных организаций разной направленности: по краеведению, экологии, этнографии. Учреждениями дополнительного образования детей решались задачи ранней профессиональной ориентации, возрождения народных традиций. Так, в Шебалинском Доме творчества действовали русская изба, алтайский аил. На базе школы №4 Горно-Алтайска открыт музей «Русская изба». Создаётся Центр ремесел в Горно-Алтайске, сохраняются династии народных умельцев в Домах творчества Усть-Коксы, Турочака, Чои.
Больших творческих успехов на российском уровне добились обучающиеся Артем Каноплин, Роман Тимощук, Игорь Телегин, Михаил Курносов, Костя Дмитриев в конкурсах «Веб-сайт Д,Артаньяна, или Персонажи детских книг в Интернете», юных активистов сети «Веб-старт». Все эти ребята продолжили заниматься программированием, и трое защитили кандидатские диссертации (Телегин, Курносов, Дмитриев).
Детский хореографический ансамбль «Прелестинка» под руководством педагога дополнительного образования Г.И. Алексеенко в 2001 году стал призером хореографического конкурса в Уфе, в 2002-м стал участником Международного хореографического фестиваля в Болгарии, а в 2003 году ансамблю было присвоено звание «Образцовый детский коллектив».
Здесь и сегодня оживленно и весело
Сегодня Республиканский Центр дополнительного образования детей — многопрофильное, разнонаправленное образовательное учреждение дополнительного образования детей, он предоставляет возможность заниматься в объединениях по десяти направлениям: художественно-эстетическое, культурологическое, эколого-биологическое, военно-патриотическое, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное и другие. В учреждении работают три кандидата наук, в педагогическом коллективе четыре человека имеют звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации», 11 педагогических работников — высшую квалификационную категорию.
Республиканским Центром дополнительного образования детей ежегодно организуются и проводятся более 50 мероприятий регионального уровня, в которых принимают участие более 4000 детей нашей республики.
Воспитанники учреждения в 2012 году стали победителями VI Международной научно-исследовательской конференции «Образование. Наука. Профессия» и XXVIII Всероссийской конференции «Юность, наука, культура».
За содействие молодёжи в творческом и научно-техническом развитии, сохранение и воспитание интеллектуального потенциала государства и успехи, достигнутые в 2011 — 2012 учебном году, Республиканский Центр дополнительного образования детей награжден дипломом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации национальной системы «Интеграция».
На базе Центра с 2008 года в целях поощрения и морального стимулирования одаренных детей Республики Алтай за достижения в области науки, культуры, в спорте, ставших победителями и призерами всероссийских конкурсов, создана «Золотая книга имен одаренных детей Республики Алтай», в которую занесены имена 24 победителей и призёров всероссийских конкурсов, а также семерых педагогов-наставников.
Подготовила Елена ПРИБЫТЬКО совместно с Министерством образования, науки и молодежной политики
Республики Алтай.