Прошло уже несколько лет с тех пор, как Республика Алтай определила приоритетом своего развития туризм, встав на путь продвижения туристического бизнеса и сопутствующих сфер деятельности. Министр экономики, туризма, инвестиций и предпринимательства Республики Алтай ЕВГЕНИЙ ЛАРИН в интервью нашему изданию рассказал о современном состоянии и перспективах развития этого важнейшего направления экономики региона.
— Евгений Владимирович, на чем базируется туристическая отрасль нашей республики, и чем она сегодня располагает?
— Правительство России в прошлом году утвердило Стратегию развития туризма в Российской Федерации до 2020 года. В этом документе большое внимание уделено тому потенциалу туристической отрасли, который сегодня недооценен и в полной мере не используется. Применительно же к нашему региону, потенциал туризма в котором общеизвестен, речь должна идти, на мой взгляд, в первую очередь о состоянии туристической индустрии. Ведь туриндустрия – это не только инфраструктура гостеприимства и развлечений, но и развитие сопутствующих отраслей – сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, банковской сферы.
Тот комплекс мер по развитию внутреннего и въездного туризма, который в течение восьми прошлых лет реализовало правительство, уже показал свою эффективность. Между прочим, Республика Алтай – единственный субъект Федерации, определивший свою региональную специализацию именно в сфере туризма. Этот шаг обеспечил нам внимание на всех уровнях власти, что выразилось в крупных бюджетных инвестициях в эту отрасль. К примеру, в прошлом году в республике общий объем инвестиций в туризм составил более полутора миллиардов рублей.
Сегодня в секторе экономики, обслуживающем туризм, у нас работают примерно 780 субъектов предпринимательства. Около пятисот частных домовладений – так называемые «зеленые дома» – предлагают гостям порядка шести тысяч мест размещения и большой спектр туристических услуг. Еще 13,5 тысячи мест (в том числе семь тысяч круглогодичных) обеспечивают туркомплексы и базы, которых в республике насчитывается около 240.
— Прошлый год для турбизнеса оказался очень сложным?
— Да, стихия нанесла туристической отрасли ущерб в размере 92 млн. рублей. Правительство республики, понимая, какие потери понес бизнес, приняло меры, чтобы смягчить последствия для предприятий туркомплекса и сельхозтоваропроизводителей. В частности, через Фонд микрофинансирования пострадавшие субъекты предпринимательства получили чрезвычайные займы в размере 100 тысяч рублей под 0,5% годовых – случай для России беспрецедентный.
В итоге, несмотря на негативное начало, туристический сезон для республики не стал провальным. Турпоток не только не снизился, но даже вырос, пусть и ненамного – на 4% в сравнении с 2013 годом. В июле – августе загрузка туркомплексов составляла от 80% в рабочие дни до 100% в выходные.
Популярность Горного Алтая среди туристов высока, это одно из лучших туристических направлений в России, что подтверждают итоги Интернет-голосований, осуществляемых журналом «Нэшнл Джиогрэфик Трэвел»: в прошлом году мы, кстати, вновь заняли в нем первое место.
— Вы говорили о развитии отраслей, сопутствующих туриндустрии. В чем оно конкретно выражается?
— Сфера дополнительных услуг активно развивается. Приведу несколько примеров. Бизнес у нас использует сегодня порядка пятисот маломерных судов для оказания услуг туристам, а сельчане задействуют для проката около трех тысяч лошадей. 15 наших предприятий внесены в Единый федеральный реестр туроператоров. Это говорит о том, что местный бизнес занимается и выездным туризмом.
Развитие туризма должно происходить в едином русле, одновременно со всеми сопутствующими отраслями, тогда оно способно вызвать мультипликативный эффект, который влияет на экономику региона в целом, не дает пустовать гостиницам, создает рабочие места и спрос на продукцию местных сельхозтоваропроизводителей. Пока что у нас несколько недооценено сельское хозяйство – как отрасль, которая тесно связана с туризмом. В настоящее время в ходе подготовки программ по импортозамещению мы постараемся этот пробел восполнить.
— Какой эффект оказывает туризм на экономику нашего региона?
— Во-первых, туристическая отрасль оказывает серьезное влияние на ситуацию на рынке труда. 6,5 тысячи человек у нас заняты в активной фазе турсезона, порядка двух тысяч – в межсезонье. Во-вторых, от туризма напрямую зависит валовой региональный продукт. Доля реализованного турпродукта в 2014 году составила порядка 9% общего объема ВРП – почти 2 млрд. 750 млн. рублей. По сути, туризм для Республики Алтай – системообразующая отрасль.
— Сколько туристов ежегодно посещают наш регион?
— Объем туристического потока сегодня стабилизировался и составляет примерно 1,5 млн. человек в год.
— Это серьезная цифра. А играет ли какую-то роль фактор конкуренции с другими туристическими регионами?
— Да, многие наши соседи набирают хорошие обороты в развитии туризма. Например, Алтайский край начинает активно использовать те огромные ресурсы, которые позволяют реализовывать лечебно-оздоровительные программы – в районе Соленых озер, в Белокурихе. Красноярский край, республики Бурятия и Хакасия тоже работают над продвижением туротрасли.
Тем не менее мы пока не испытываем конкуренции со стороны наших соседей не только по Сибирскому федеральному округу, но и по России в целом. Каждый регион специализируется на каком-то своем направлении – этнотуризме, экологическом, сельскохозяйственном, лечебно-оздоровительном и т.п. У нас все эти формы присутствуют. Наши органы власти и бизнес постоянно работают над созданием новых видов и направлений туризма, развитием инфраструктуры. Например, запуск Горно-Алтайского аэропорта позволил нам развивать такую новую для республики форму, как деловой туризм (конгресс-туризм).
Бизнес стал задумываться над возможностями не только увеличения турпотока, но и продления времени пребывания туристов в местах отдыха. Если в 2008 году средняя продолжительность пребывания составляла два дня, то сегодня она выросла до 4,5 – 5 дней. Для туристов необходимо создавать такую инфраструктуру, которая мотивировала бы их оставаться у нас как можно дольше.
— О какой инфраструктуре вы говорите?
— Речь идет не только об индустрии развлечений, а в первую очередь о применении уникальных возможностей, которые дает природа Горного Алтая. Это и организация лечебно-оздоровительных процедур, и использование пантовой и фитопродукции. Огромный потенциал имеет культурно-историческое наследие республики. Сегодня организаторы турбизнеса делают упор на профессиональные кадры, которые будут знакомить с ним туристов. Все это должно способствовать увеличению длительности пребывания туристов в нашем регионе.
Кроме того, турфирмы сегодня также стали задумываться об определенной специализации своих услуг. Кто-то, к примеру, хочет развивать детский туризм…
— Социально ориентированный туризм был нормой в СССР. А сегодня он насколько востребован?
— Во времена плановой экономики было много положительного. Например, тогда государство стимулировало развитие детского туризма. Если помните, в Горном Алтае действовал детский лагерь «Медвежонок», в котором отдыхали ребятишки из разных регионов Советского Союза.
Сегодня бизнес инициирует подобные программы, создает туристические маршруты и экскурсионные программы для детей. Федеральные власти считают это направление очень важным: в конце прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал Указ о создании Координационного совета, который будет заниматься развитием детского туризма в России. Разумеется, правительство республики намерено содействовать бизнесу в его начинаниях, поддержит любую форму социально ориентированного туризма, в том числе для слабозащищенных слоев населения, к примеру для пенсионеров.
Кстати, в 2013 году по инициативе нашего министерства был создан Центр инноваций социальной сферы, задача которого состоит в том, чтобы оказывать помощь энтузиастам, желающим заниматься социальным предпринимательством. Также в Республике Алтай есть государственная программа содействия малому и среднему предпринимательству, дающая возможность оказывать помощь таким предпринимателям, в частности, через софинансирование муниципальных программ. Существуют и другие механизмы поддержки.
— Евгений Владимирович, какие проблемы в сфере туризма вы бы выделили в числе основных?
— Одна из главных – это сезонность туризма, мы о ней знаем и стараемся ее решить. В этом году сезон на ГЛК «Манжерок» очень удачный. Я сам практически каждые выходные бываю там и вижу, сколько людей посещает этот комплекс. В новогодние праздники число побывавших там любителей горнолыжного спорта увеличилось в четыре раза по сравнению с предыдущим годом.
В последнее время у нас несколько изменился подход к развитию горнолыжного туризма. Упор нужно делать не только на масштабные проекты, но и на небольшие комплексы и станции. В этом году мы создадим еще один в районе Телецкого озера. За сезон туда можно будет привлекать порядка 40 – 50 тысяч туристов, что закроет потребности нашего бизнеса, предоставляющего услуги по их размещению.
Беседовал
Михаил ГОВОРОВ
P.S.: Разговор с Евгением Лариным на актуальные темы развития экономики региона мы продолжим в ближайших номерах газеты. Одной из тем станет пакет антикризисных мер, которые намерено реализовывать правительство республики.