Воскресенье, 22 декабря 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Герои тыла и войны из маленькой деревни
10:24, 16 февраля 2015

Герои тыла и войны из маленькой деревни


Ветеран труда из Усть-Коксинского района Александр Иванович Кортин, чье детство выпало на тяжелые военные годы, поневоле стал свидетелем жизни и ударного труда колхозников-тыловиков. Пенсионер отчетливо помнит события и может многое рассказать из бытности крестьян в годы Великой Отечественной войны.
В конце 30-х — начале 40-х годов даже в такой сибирской глуши, как небольшая деревня Сахсабай Усть-Коксинского аймака, почти все понимали, что надвигается война. Власти активно готовили юношей и мужчин к возможным военным действиям и защите Родины. Опытные бойцы, отслужившие в Красной армии, обучали молодежь азам армейской премудрости. Проводили строевую и физическую подготовку, учили рыть окопы и траншеи, преодолевать укрепления и маскироваться. Оружия в селе не было, за исключением одной кавалерийской шашки, поэтому из дерева выстрагивали муляжи винтовок, гранат, другого оружия и снаряжения. Парни учились ходить в штыковую атаку и рукопашной схватке.
Особенно жителям нравилась зрелищная подготовка кавалеристов. Вдоль беговой дорожки отсыпали два невысоких бруствера из песка и втыкали в них ивовые прутья (лозы). Кавалерист на лошади на полном скаку должен был срубить все лозы справа и слева от себя. Вершиной мастерства считалось, когда срубленная лоза падала и втыкалась в песок беговой дорожки. Проводил такое обучение послуживший в армии бывалый кавалерист Филипп Петрович Зуев.

Фондовые лошади

Перед войной из райцентра часто приезжали работники военкомата и проводили отборку лошадей для армии.
Табуны сгоняли к конному станку, где коней обмеряли, осматривали и приписывали к обозу или кавалерийским частям. С этого времени животные становились неприкасаемые и паслись вольно. Даже когда колхоз переживал острый недостаток в лошадях, фондовых коней для армии трогать никто не имел права. Все понимали: не сегодня–завтра лошадки могут попасть на войну.
И вот в июне грянула война, которую ждали, одновременно надеясь, что ее можно будет избежать. Сразу же Сахсабай стали покидать мобилизованные мужики, а вслед за ними осенью погнали на войну лошадей.

Настя, Зоя, Евдокия

В один из сентябрьских дней пришло указание перегнать лошадей для нужд армии на станцию Бийск. Путь неблизкий, больше пятисот верст. Собрали в аймаке с каждого колхоза лучших лошадей и большой табун отправили своим ходом с гонщиками. Из Сахсабая к нему приставили колхозниц Анастасию Сергееву, Зою Пономареву и Евдокию Фефелову, было им в ту пору по 19 – 20 лет. Спустя почти месяц лошадей пригнали в Бийск и погрузили в товарные вагоны. Девушки уже собирались в обратный путь, как вдруг поступил приказ распределить перегонщиков по вагонам, чтобы они сопровождали лошадей до воинских частей. Так и поехали наши девчата через полстраны. Ехали долго, на станциях вагоны часто перецепляли к другим эшелонам, а девушки-сопровождающие еле успевали получать сено и фураж для животных, напоить их в дороге, почистить.
Наконец в конце октября состав прибыл к месту назначения под город Ржев. На станции стоял разбитый накануне состав. Выгружали лошадей в темноте, опасаясь авианалета, гулкая канонада боя слышалась уже совсем близко. Передав лошадей военным, отправились наши колхозницы в обратный путь. В декабре добрались они поездом до Бийска, дальше предстояло идти пешком. Без денег, в осенней одежонке и обуви в сорокаградусный мороз шли девушки домой. Ночевали и грелись в деревнях по дороге, люди никогда не отказывали им в помощи, принимали и кормили девчат. Случалось, подвозили их на санях извозчики. Добрались до дома только к Новому году. Не передохнув, принялись за работу в своем колхозе, где остались только старики, женщины и дети. Впереди было еще четыре года нелегкой жизни и тяжелого труда – для фронта, для победы.
По-разному сложились судьбы героев этого повествования. Из маленького Сахсабая ушли на фронт 57 человек, 28 из них погибли в боях, пятеро пропали без вести, двое побыли в плену. Бравый кавалерист Филипп Петрович Зуев воевал и был тяжело ранен. В конце войны он приехал домой, где его с трудом выходили народными средствами. Позже он стал знатным пчеловодом Усть-Коксинского района. Умер ветеран в преклонном возрасте, живя в Белокурихе. Командир взвода младший лейтенант Иван Васильевич Коркин, отец рассказчика этой истории, фамилия которого была изменена вследствие ошибки на Кортин, в боях за Родину получил множественные ранения и умер в эвакогоспитале в 1943 году.
Анастасия Ивановна Сергеева после войны вышла замуж за раненого фронтовика Сидора Тюмешева, вырастила и воспитала четверых детей. Зоя Федоровна Пономарева соединила свою судьбу с Александром Бадыковым, с ним они прожили всю жизнь. Евдокия Фатеевна Фефелова после окончания войны уехала из родного села и создала семью с Николаем Анисимовичем Политовым, их родственники и сейчас проживают в Манжероке. Разные судьбы у этих людей, но на всех им досталась одна война и одна Великая Победа!

politovy-nikolaj-anisimovich-sprava-i-evdokija-fateevna-fefelova.-politova-stepanida-anisimovna-i-politov-aleksej-anisimovich.-1947-g.

sergeeva-a.i.

Андрей КОПОРУЛИН

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru