Сократ: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».
Человек за свою жизнь встречает много людей, большинство из которых просто может забыть. Но только не педагогов! Учителя оставляют после себя на первый взгляд невидимый след. Но как же он важен! Ведь они вкладывают свой непомерный труд в каждого из нас. Своей жизнью учат детей добру, честности и справедливости, воспитывают те качества, которые порой не могут дать даже близкие.
К их числу относится Юлия Максимовна Ойноткинова. Многим ребятишкам привила она любовь к русскому языку и литературе, немало её учеников связали свою жизнь с профессией учителя. А школа стала для нее важнее всех дел, и то желание трудиться на пользу людям, учить детей, и та уверенность, что жизнь проходит не зря, пробудили в этом человеке ответственность перед выбранной профессией. Ведь сколько учеников прошло через ее руки! Сколько их осталось в сердце! Каждый из них унес частичку ее душевного тепла. Её воспитанники разлетелись по всей стране, но неизменно на вечерах встреч выпускников, да и просто при общении, они высказывают искренние слова благодарности, признательности в её адрес.
Юлия Максимовна Ойноткинова родилась 7 ноября 1933 года в селе Паспаул Чойского района. Ее учительский стаж впечатляет – 42 года. Но уникальность этой женщины не столько в этом, сколько в том, что у неё удивительная судьба простого душевного человека.
Она не помнит, когда появилось желание связать свою жизнь с преподаванием, но, что это был правильный выбор, сомнений не остается.
После окончания школы в 1951 году она поступила в Горно-Алтайское педагогическое училище.
— Учиться очень хотелось, и если бы не педучилище, наверное, отправилась бы в медицинское, — признается Ю.М. Ойноткинова. — Я благодарна судьбе, что училась в педучилище, где преподавали такие замечательные педагоги, как Ольга Ивановна Тартыкова, Ольга Михайловна Чепкина, Августа Афанасьевна Кочеева, Анисья Яковлевна Манеева, Порфирий Иванович Чепкин, Татьяна Дмитриевна Гилева, Елена Сергеевна Тюхтенева. Это мои любимые учителя-наставники, которые повлияли на мое педагогическое становление, вырастили меня как учителя. Даже слово «учитель» стало для меня в ту пору синонимом слова «доброта». Они дали мне теоретическую подготовку, научили методике преподавания, разнообразным приемам и методам ведения уроков.
Первые уроки у каждого учителя остаются в памяти на всю жизнь. Потом она проведет их тысячи, а эти запомнятся навсегда! Конечно, она очень волновалась, хотя все до каждой мелочи было продумано. С трудом сдерживая волнение, Юлия Максимовна первый раз вошла в класс. Несколько пар внимательных глаз следили за каждым ее движением, ловили каждое ее слово.
— Оценку за свой первый проведенный урок я получила от Августы Афанасьевны Кочеевой. Тогда она преподавала у нас педагогику, посещала наши первые пробные занятия. Моим первым был урок пения во втором классе, на котором я разучивала с детьми в движении под домбру песенку «Как на тоненький ледок выпал беленький снежок…». Во время его анализа Августа Афанасьевна сказала: «Юля, ты прирожденный учитель». От строгой, требовательной учительницы получить такую высокую оценку было для меня счастье, — вспоминает Ю.М. Ойноткинова.
После окончания в 1955 году Горно-Алтайского педучилища Юлия Максимовна начала свою педагогическую деятельность в небольшом алтайском селе Бичикту-Боом. Ее встретила приветливая заведующая школой Татьяна Михайловна Сабаева, которая в течение всего года опекала, помогала и заботилась о молодом специалисте.
В 1956 году Ю.М. Ойноткинову перевели в Шашикманскую восьмилетнюю школу. Вскоре она вышла замуж за Шонкора Кумаевича.
Село Шашикман стало родным на долгие годы. Привычными и добрыми казались ей деревенские улицы, уютной и приветливой — школа, а сельчане, завидев ее даже на другой стороне улицы, всегда раскланивались.
Поначалу было трудно, но со временем к педагогу пришло подлинное мастерство, заслуженное признание ее учительского труда. Ночами она готовилась к урокам. С утра до вечера — в школе. Кроме занятий много сил и времени отдавала внеклассной работе, беседам с родителями, составлению сценариев классных часов – всего и не перечислить! Учащиеся с каждым годом становились умнее, дружнее, любознательнее, вместе с ними в профессиональном плане «росла» и она. Выбор был сделан правильно: школа стала ее призванием, судьбой.
Незаметно летело время — в каждодневном напряженном труде, от урока к уроку. Она уже не представляла себя вне школы и без детей. Вместе с ними шагала по пути знаний, учила ребят всему – читать, писать, быть добрыми, отзывчивыми и мудрыми. Каждое слово педагога для мальчишек и девчонок было ценным наставлением. А таких советов, проверенных временем и жизненным опытом, ни в одной книге не найти.
В 1965 году Ю.М. Ойноткинова поступила на заочное отделение историко-филологического факультета Горно-Алтайского педагогического института по специальности «русский язык и литература». Трудно было работать и учиться одновременно, но настойчивость и трудолюбие помогли преодолеть все преграды. С 1972 года она стала преподавать русский язык и литературу.
Дети приходили в школу, не зная по-русски ни слова, и получали первые навыки общения на русском языке только в учебном заведении. Скоро пришло понимание: чтобы обеспечить эффективную учебную деятельность на уроке, необходимы другие формы её организации, в частности, индивидуальные занятия и дифференцированный подход к учащимся.
Учительский труд день ото дня все более увлекал педагога и очень скоро стал главным смыслом всей жизни. Ежедневно обдумывала она все новые эскизы уроков, отыскивая, как поэт, необходимые, самые точные слова, выражения и словосочетания, чтобы они легче и быстрее усваивались учениками. Всегда стремилась поддерживать атмосферу взаимопонимания и доверия. Много работала со слабоуспевающими детьми. Терпеливо помогала им преодолевать трудности в познании русского языка и литературы, прививала необходимые умения и навыки, всегда стремилась подбодрить и похвалить ребенка и сделать так, чтобы он поверил в свои силы.
У каждого педагога — свои методы работы. Кто-то старается завоевать уважение детей суровостью и требовательностью. Но не Юлия Максимовна! За все годы работы она ни разу не повысила голоса ни на одного ученика. Всегда была противницей жестких мер: вызова родителей, двоек в дневнике. Бывало, пригласит трудных и неуспевающих ребят к себе домой, усадит за стол, нальет сладкого чаю и тихонько в непринужденной беседе наладит контакт.
Своим выпускникам она дала путевку в большую жизнь. Многие из них остались работать в родном селе механизаторами, животноводами. Другие стали инженерами, учителями, врачами. Врачом стала и ее дочь Ольга Шонкоровна Ойноткинова, окончив лечебный факультет Московского государственного института им. Н.И. Пирогова.
В связи с переездом в 1987 году из Шашикмана в Горно-Алтайск Ю.М. Ойноткинова устроилась работать в областной Институт учителя заведующей кабинетом русского языка и литературы национальных школ. Сегодня она на заслуженном отдыхе
Труд Юлии Максимовны оценён по достоинству. В 1993 году ее наградили Почетной грамотой за добросовестный труд в деле повышения педагогического мастерства работников образования Республики Алтай, в 2003-м — Почетной грамотой за многолетний самоотверженный учительский труд и в связи с 70-летним юбилеем. Ее портрет был занесен на краевую галерею передовиков производства также в Москве при Министерстве просвещения РСФСР и на ВДНХ.
Елена СЕРГЕЕВА.