Воскресенье, 24 ноября 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
13:53, 26 июня 2012

Горный Алтай — Хакасия, дорогами войны


В конце мая в Абакане (Республика Хакасия) проходил IV Международный молодежный фестиваль интернациональной дружбы «Ынархас чоллары» («Дорогами дружбы»). В рамках мероприятия состоялся Международный детский фольклорный праздник «Тун пайрам-2012». Участие в нем приняли более пятисот учащихся и педагогов образовательных учреждений Бурятии, Тувы, Новосибирской и Кемеровской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономного округов и других регионов. В конкурсной программе творческих площадок региональных делегаций «Мой край и мой народ в истории России» в номинации «Исследовательские работы школьников среднего и старшего звена» Республику Алтай представляла выпускница 11 класса Республиканской гимназии им. В.К. Плакаса Александра Татанакова. Ее работа по теме «Культурно-исторические связи моего региона с Республикой Хакасия в ХХ–ХХI веках» (научный руководитель – преподаватель мировой художественной культуры и обществознания Л.К. Манатова) была признана лучшей. Юного автора мы попросили представить материал для публикации.

Алтай — прародина тюрков

Алтай – прародина всех современных тюркских народов мира, создавших в 552 году свое государство – каганат. Современные культурно-исторические связи заложены самой природой, единой общностью территории и многими другими факторами.
Поскольку краеведение и история искусств являются особым видом деятельности человека и общества, то в качестве объекта исследования рассматриваются деятели искусств Республики Алтай и Российской Федерации, заслуженные и уважаемые в нашем регионе люди. Это министр культуры РА, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии Правительства РФ «Душа России» в номинации «Народная музыка» Владимир Кончев, заслуженный работник культуры Российской Федерации, руководитель образцового детского фольклорного ансамбля «Башпарак», учитель бюджетного образовательного учреждения «Республиканская гимназия имени В.К. Плакаса» Анатолий Тюрункин, заслуженный артист РА, руководитель фольклорного ансамбля «Алтай» Горно-Алтайской филармонии Юрий Чендыев, заслуженный артист РА Артур Марлужоков. Все они являются выпускниками Абаканского музыкального училища. Их деятельность в области культуры и искусства, пройденный жизненный путь заслуживают уважения земляков.
Было бы интересно проследить влияние хакасской национальной культуры и Абаканского музыкального училища на алтайскую национальной культуру.
Во время встречи с Владимиром Кончевым я узнала о том, что в 1958 году директором Абаканского музыкального училища был Лев Григорьевич Ревич. Под его руководством создавалась Программа поддержки национальных регионов Советского Союза через подготовку специалистов для сферы культуры. По ее условиям в музучилище могли поступать абитуриенты без первоначального музыкального образования. В 1968-м Лев Григорьевич приезжал в Горный Алтай. В том же году в Абакан отправилась первая подготовительная группа в составе Светланы Телесовой, Зинаиды Адариной, Фаины Кучиновой, Николая Табаева, Сана Яграшева и других. В 80-е годы в музучилище учился известный на весь мир Болот Байрышев.

Творческий путь министра культуры

Владимир Егорович Кончев родом из Улаганского района. В 1969 году он учился в Абаканском музыкальном училище. Многое вобрал в себя талантливый ученик в стенах в этого учебного заведения. Дальнейшее образование он продолжил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных по специальности «дирижер оркестра народных инструментов». Трудовой путь будущего министра культуры РА начался с должности артиста-инструменталиста оркестра Московского объединения музыкальных ансамблей (1973–1977). С 1980 по 1982 год он был заместителем директора по учебной работе Калининского музыкального училища, затем до 1983-го – художественным руководителем Концертно-эстрадного бюро в Горно-Алтайске. С 1983 по 1985 год являлся заведующим музыкальной частью Горно-Алтайского драматического театра. После чего стал заместителем начальника Управления культуры Горно-Алтайского облисполкома, а с 1992 по 1997 год был председателем Комитета культуры Правительства РА. В 1997-м его назначили министром культуры и туризма Республики Алтай. В 1999-м профессиональный музыкант создал при Детской музыкальной школе №1 «Алтайскую студию мальчиков», где ребята обучались игре на национальных инструментах. Эту работу с 2003 года он совмещает с должностью художественного руководителя Государственного оркестра Республики Алтай. В 2006-м Владимира Егоровича назначили министром культуры республики.
В. Кончев всерьез занимается подготовкой профессиональных кадров в области культуры и искусства. В 1986 году с его помощью возник Национальный фольклорный ансамбль «Алтай». Концертные программы этого коллектива включали алтайский фольклор с использованием мотивов алтайских героических сказаний. Заслуга профессионального музыканта с классическим базовым образованием еще и в том, что он создал Государственный оркестр РА. В его репертуар наряду с произведениями композиторов-классиков вошли сочинения композиторов Горного Алтая и его авторские произведения.

От «Башпарака» к «Ойойым»

Родина Анатолия Тюрункина – село Яконур Усть-Канского района. В 1971 году после окончания 8 класса Усть-Мутинской школы Усть-Канского района он поступил в Абаканское музучилище на отделение народных инструментов по классу домры. Успешно окончив училище, в 1976 году начал работать в родной школе. Вместе с ним учились известные деятели культуры нашей республики Надежда Каланова (сестра Владимира Кончева) и Галина Ткаченко.
С 1977 года он работал художественным руководителем в Яконурском СДК и учителем музыки в Яконурской средней школе. Много сил вложил Анатолий Булданович в дело эстетического воспитания молодежи, открыв Детскую музыкальную школу в селе Яконур и организовав в сельском Доме культуры первый вокально-инструментальный ансамбль «Кок Таман». В 1986 году он переехал в Горно-Алтайск и работал в первом составе фольклорного ансамбля «Алтай». Как музыкант, А. Тюрункин многое сделал по совершенствованию алтайских музыкальных инструментов (топшуура, икили, чадагана). С 1986 года он преподавал музыку и руководил Образцовым детским фольклорно-этнографическим ансамблем «Башпарак». Его ученики занимаются по разработанной им уникальной программе.
А. Тюрункин – автор учебно-методического пособия «Обучение игре на комусе» на алтайском языке и учебной программы по музыке «Алтайское народное музыкальное искусство». Также он является организатором Республиканского детского конкурса исполнителей эстрадной песни, танца и фольклорных ансамблей «Сургал», который существует с 1996 года и имеет большую популярность.
Анатолий Булданович вырастил целую плеяду профессиональных артистов. Его ученики вносят достойный вклад в развитие национальной культуры и искусства, работают ведущими артистами Государственной филармонии РА, Национального драматического театра, руководителями эстрадных и фольклорных ансамблей, учителями музыки и детских школ искусств.
В 1995 году при городском Доме культуры был создан Народный ансамбль алтайской песни «Ойойым». Его художественный руководитель — заслуженный работник культуры РА Римма Толмашова, а музыкальный руководитель – заслуженный работник культуры РФ Анатолий Тюрункин. В 2000 году ансамбль был удостоен звания народного коллектива.

На международном уровне

Юрий Чендыев также родом из Яконура Усть-Канского района. В 1979 году после окончания 8 класса по рекомендации Анатолия Тюрункина он поступил в Абаканское музыкальное училище по классу домры. В училище он входил в состав народного ансамбля «Жарки», за время пребывания в котором набрался большого опыта. Вместе с ансамблем гастролировал по Хакасии. В 1985 году успешно окончил музыкальное училище и поступил в Красноярский институт искусств. После окончания первого курса Юрия Степановича призвали в армию, где на протяжении двух лет он служил в штатном духовом оркестре. Вернувшись, стал работать в ансамбле «Алтай» солистом-инструменталистом и усиленно изучать алтайский фольклор. В 1990 году ансамбль впервые выехал за границу – в Новую Зеландию, где достойно представил нашу республику. В 1991 году артисты этой группы на девять месяцев отправились на учёбу в ВТМИ (Всероссийская творческая мастерская искусств) в Ленинград.
Юрий Чендыев побывал с ансамблем в Северном Казахстане, Монголии, Республике Хакасия, в Калининграде на Международном фольклорном фестивале.
В 2011 году ансамблю исполнилось 25 лет, за это время он прошел достойный творческий путь и сыграл весомую роль в становлении молодой республики, развитии ее культуры (в том числе горлового пения – кая) и национального самосознания.

Фольклор всегда в моде

Наш легендарный земляк Артур Марлужоков в 1994 году поступил в Абаканское музыкальное училище на отделение духовых инструментов по классу саксофона. Через два года перешел на сольное пение, увлекся хакасским фольклором, освоил горловое пение. В 1998–2001 годах он стал артистом Хакасской республиканской филармонии (г. Абакан). Одновременно создал ансамбль этнической музыки «Уч Сумер» («Три вершины»). Группа образовалась в октябре 2000 года по инициативе Сибдей Том и Артура Марлужокова. Эмиль Теркишев стал третьим участником ансамбля. В январе 2001 года в студии «Атон» города Абакана был записан первый альбом «Kadyn Bazhy» (11 треков). Для Артура это был период активной творческой деятельности. Он принимал участие в работе кукольного театра «Сказка». Саундтрек к спектаклю «Алтын-Аях» в исполнении «Уч Сумера» получил высокие награды на международных фестивалях в Остраве и Праге.
В 2006-м наш земляк стал лауреатом первой премии (номинация «Этническая музыка») фестиваля «Голоса Азии» (Voice of Asia). С 2007 по 2008 год он являлся артистом Государственного музыкального театра национального искусства под руководством В. Назарова. А в 2007 году стал 17-м лауреатом общественной премии им. Г.И. Чорос-Гуркина. В 2008-м окончил Российскую академию театрального искусства (факультет музыкального театра), стал работать в Москве, в Театре на Басманной. За период творческой деятельности сыграл роли Омара («Абу Гассан»), Черного орла («Любовь моя, Роз-Мари! (репортаж из прерий)», Муромского («Леди Акулина»), Визиря («Волшебная лампа Аладдина»).
Артур Викторович говорит: «Фольклорная музыка всегда в моде. Горловое пение – это уникальный вид искусства и, наверное, один из самых загадочных и непонятных. В народе говорят, что это исцеляющий звук природы, с помощью которого даже лечат людей».

Преемственность

Сегодня культурные связи республики Алтай и Хакасия находятся на высоком уровне. Министры культуры двух регионов Владимир Егорович Кончев и Светлана Анатольевна Окольникова учились в одной группе Абаканского музыкального училища и поддерживают давнюю дружбу. Такое сотрудничество позволяет вести обмен театральными, филармоническими и другими творческими коллективами.
К счастью, связь между историческими периодами развития культуры, художественными школами, направлениями, стилями, индивидуальными творческими манерами продолжается. Это и есть преемственность. Важной ее составляющей в культуре является наличие связей данного этапа развития с прошлым художественно-эстетическим опытом человечества. Преемственность, следовательно, характеризует не только культуру отдельного народа – это существенная сторона мирового опыта.

Александра Татанакова, выпускница 11 класса БОУ РА «Республиканская гимназия им. В.К. Плакаса». (Публикуется в сокращении).

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru