Воскресенье, 22 декабря 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Испытание длиною в жизнь
3:07, 21 ноября 2014

Испытание длиною в жизнь


Российский император Александр II 150 лет назад издал Указ о реформировании судопроизводства. Введенные новшества кардинально изменили отечественное правосудие и легли в основу современной системы. Так, судебная власть была отделена от исполнительной, административной и законодательной. Сенат выступил в качестве кассационного суда. В уголовном процессе появились суд присяжных, принципы гласности, состязательности, право на защиту, а также понятие презумпции невиновности. Был учрежден мировой суд. Введено выборное начало, благодаря чему правосудие стало осуществляться более профессионально.

Проведенной реформой государство возвысило судебную власть, дало ей самостоятельность, утвердило в народе уважение к закону.
На этом преобразования, конечно, не закончились. Продолжаются они и сегодня.
Служителям Фемиды постоянно доводится быть участниками процессов реформирования, порой они являются инициаторами тех или других нововведений.
Началом современной судебной реформы принято считать появление первого Закона союзного значения «О статусе судей», где впервые прописаны меры, направленные на обеспечение независимости судей. Именно этим законом был увеличен срок судейских полномочий с пяти до десяти лет.
Первый Всероссийский съезд состоялся в октябре 1991 года, по итогам которого было принято решение о создании представительного органа судейского сообщества — Совета судей для защиты интересов судей в других органах государственной власти, а также была утверждена Концепция предстоящей реформы.
Затем 26 июня 1992 года был принят основополагающий документ — Закон «О статусе судей в Российской Федерации». В соответствии с ним впервые был создан новый орган судейского сообщества — квалификационная коллегия судей, на неё были возложены важные функции, связанные не только с формированием судейского корпуса, но и с продвижением судей по службе, их ответственностью и с охраной судейской независимости.
Закон «О статусе судей в Российской Федерации» гласит: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции России и федеральному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны».
Важным обстоятельством явилось создание службы материального обеспечения судов — Департамента судебного управления. Сначала он был в системе Минюста, а потом стал самостоятельным ведомством, подчиненным лишь судейскому сообществу.
В данной статье хотелось бы на отдельном примере показать, насколько зависит эффективность проводимых в стране реформ от труда конкретного человека.
Судья в отставке Нона (Нурдилда) Сейткановна Сулейманова не понаслышке знает, что значит жить и работать в эпоху перемен. Её имя известно многим в нашей республике — свыше двадцати лет своей жизни она посвятила судебной системе.
Быть судьей ей выпало в перестроечные восьмидесятые, смутные девяностые, немало сложностей возникало и в начале двухтысячных, когда ещё сохраняющаяся нестабильность в государстве продолжала лихорадить общество. Надо признать, этот двадцатилетний период тоже стал своего рода испытанием и внес свою лепту в реформу, и мы можем видеть систему такой, какой она является сегодня.
Нона Сулейманова родилась в 1951 году в селе Джазатор Кош-Агачского района в многодетной семье. Отец работал сначала учителем, затем ревизором в колхозе, мама — техничкой в сельсовете и библиотеке, располагавшихся в одном здании.
— Мы с братом часто помогали ей, вечерами вместе мыли полы. Они были некрашеные, поэтому о швабрах не было речи, натирали их в наклон. В холодное время года топили печь, с вечера брат заносил дрова, чтобы утром у мамы было меньше хлопот. Но больше всего нас тянуло в библиотеку. Там работала мамина близкая подруга, она знала, что мы любим читать, и позволяла нам брать книги, какие захотим, — вспоминает Нона Сейткановна.
Родители старались воспитать своих детей хорошими, трудолюбивыми людьми. Все из них получили высшее либо среднее специальное образование.
Нона всегда мечтала стать юристом, поэтому после школы без всяких раздумий поехала в Барнаул и подала документы в Алтайский государственный университет, но он не поддавался два года подряд. Не думая отступать от намеченной цели, девушка всё же стала студенткой юрфака заочного отделения. Ещё во время учебы она начала постигать азы выбранной профессии, став в 1973-м участковым в Улаганском РОВД.
На службе проявила себя принципиальным сотрудником. С января 1976 года, получив диплом о высшем образовании, Нона Сейткановна продолжила трудовую деятельность в прокуратуре Кош-Агачского района в должности следователя, позднее — помощником прокурора района в Улагане.
— Однажды меня вызвал к себе первый секретарь райкома партии В.К. Сабин, — вспоминает Н.С. Сулейманова, — и сказал: «Судья ушла в декрет, нужен кто-то вместо неё. Ваша кандидатура, на мой взгляд, очень подходит». Отказываться от такого предложения было бы нелепо. 16 мая 1984 года жители Улаганского района избрали меня судьей сроком на пять лет. Я рассматривала уголовные и гражданские дела с участием двух народных заседателей, которых избирали собраниями трудовых коллективов сроком на два с половиной года.
В декабре 1989-го меня перевели в Турочакский районный суд председателем. Кстати, с того года вступил в силу Закон СССР «О внесении изменений и дополнений в Конституцию», на основании которого народные судьи назначались областными Советами народных депутатов сроком на десять лет, а с 1991-го – пожизненно. Народные заседатели избирались фабрично-заводскими или сельскими собраниями сроком на пять лет.
В 1998-м Сулейманова стала председателем Майминского районного суда, а в 2000-м — председателем Горно-Алтайского городского суда. С февраля 2007-го находится в отставке.
— Я счастливый человек, потому что на моем пути встречались только хорошие, порядочные люди. Один из таких Владимир Кучукович Сабин — грамотный, честный, талантливый руководитель. В те годы были распространены случаи вмешательства в деятельность судьи со стороны партийных органов, так вот он никогда не позволял себе вмешиваться в нашу работу. Бывало, другие на его месте могли потребовать не проводить заседания, например, в сенокос или во время стрижки овец. Пытались даже оказывать влияние: этого так суди, а этого – вот так. Сабин не юрист, но с большим пониманием относился к сложности и ответственности выполняемой нами работы. Вообще с высоты сегодняшних дней я бы сказала, что по жизни он был для меня настоящим учителем. Я училась у него общению с простыми людьми, взаимодействию с ведомствами и т.д.
Таких людей в своей жизни знала немало, — говорит Нона Сейткановна. — В Турочаке суд много лет располагался в тесном ветхом помещении, там протекала крыша, проваливался пол. В подобном необустроенном положении тогда находились многие райсуды. При активном содействии руководителя района Н.Я. Болтухина суд перебрался в просторное светлое здание, которое прежде занимал райком партии, у других такое не практиковалось.
Ко мне часто приезжали коллеги и удивлялись тому, как уютно, даже роскошно у нас. Везде ковры, добротная мебель, то есть условия для работы по тем меркам шикарные.
Но от этого жизнь слаще не оказалась — наступили времена задержек по выплатам заработной платы, детских пособий и пенсий. Судье Нурдилде Сулеймановой первой в истории республики пришлось принять жесткое непопулярное решение – наложить арест на счета районной администрации с целью заставить чиновников отдать людям причитающиеся им деньги, только благодаря этому жителям были выплачены пособия на детей.
Работа в городском суде отличалась большим потоком гражданских, уголовных и административных дел. Не хватало судей, нагрузка была колоссальной. Чтобы дела рассматривать быстро и квалифицированно, председатель Нона Сулейманова ввела специализацию: из 14 действующих судей семеро работали над гражданскими делами, а другие семеро – только над уголовными. Это сильно облегчило труд.
Чуть позднее большим подспорьем явилось введение института мировых судей, которые забрали часть не очень сложных гражданских и административных дел. С одной стороны, работать стало проще, но с другой – эта система создавалась на пустом месте, и городской суд оказывал огромную практическую помощь в её становлении.
В это же время, в 2002 году, появились помощники судей, это послужило очередным этапом современной судебной реформы.
— Коллектив городского суда всегда отличался высокой работоспособностью и профессионализмом. Недаром его называли кузницей кадров. Председатель Верховного суда РА Марина Алексеевна Алексина, судьи Верховного суда РА Наталья Игнатьевна Сумачакова, Андрей Анатольевич Ресенчук и многие другие «родом из горсуда», — отмечает Нона Сейткановна. – Некогда помощники судей в городском суде Ирина Николаевна Солопова и Эркелей Владиславовна Ялбакова теперь тоже судьи Верховного суда РА. А Лилия Леонидовна Алушкина — судья Кош-Агачского райсуда.
Особыми теплыми словами Нона Сулейманова вспоминает бывшего начальника ГОВД Горно-Алтайска Алексея Юрьевича Суслова, с которым доводилось тесно взаимодействовать. Его профессиональные качества во многом и часто облегчали осуществление правосудия. Он, хорошо зная население города, а особенно преступный контингент, оперативно доставлял на судебные заседания обвиняемых, свидетелей, а иногда и потерпевших.
Горсуд всегда работал в стесненных условиях, собственного здания у него никогда не было. Лишь в начале 2002 года Судебному департаменту с большим трудом удалось добиться помещений по ул. Северной, где размещался коммерческий банк, и переселить туда горсуд. Благодаря личным усилиям руководителя департамента Р.П. Нонукова и начальника отдела по строительству С.В. Ходнева был быстро решен вопрос о пристройке и создании необходимых условий для работы судей.
— Ровно десять лет назад мне посчастливилось стать участником VI Всероссийского съезда судей, проходившего в Москве с 30 ноября по 2 декабря 2004 года. На этом крупном форуме большое внимание уделялось вопросам развития судебной системы. Многие озвученные тогда предложения сегодня воплощены в жизнь, — отметила Нона Сейткановна. — В том числе был принят кодекс об этике судьи, который регламентировал деятельность судьи как в рабочее, так и во внерабочее время. Появились квалификационные коллегии судей, они стали рассматривать ситуации о некачественном исполнении трудовых обязанностей судьями, а также случаи, порочащие высокий статус судьи.
Н.С. Сулейманову неоднократно избирали в органы судейского сообщества. Она являлась членом квалификационной коллегии судей республики. За успехи в судебной деятельности неоднократно награждалась Почетными грамотами Совета судей, Судебного департамента при Верховном суде Республики Алтай.
Своим добросовестным трудом Нона Сейткановна заслужила большое уважение коллег, руководителей представительных и исполнительных органов власти, работников правоохранительных органов и жителей нашей республики.
В завершение нашей встречи на вопрос о планах Нона Сейткановна, улыбаясь, призналась, что, проработав много лет в Улаганском и Турочакском районах, окружающих Телецкое озеро, она так и не побывала на знаменитом водопаде Корбу – не позволила постоянная загруженность на работе. Эту мечту наша героиня надеется осуществить в ближайшее время.
Своим коллегам в связи с юбилейной датой она адресовала такие слова:
— Пользуясь случаем, я поздравляю всех судей и судей в отставке со знаменательной датой — 150-летием судебной реформы в России! Желаю всем крепкого здоровья, большого счастья! Действующим судьям желаю успехов и удачи в работе, чтобы умение выслушать человека, желание разобраться в его сложной жизненной ситуации и принять справедливое законное решение были всегда вашими лучшими качествами!

lestnica1

Наталия МАНЫШЕВА

Об авторе: Звезда Алтая


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru