12 января исполнилось 145 лет со дня рождения известного алтайского художника, общественного и политического деятеля Григория Ивановича Чорос-Гуркина. Эту дату Республика Алтай отметила митингом, который состоялся на площади у сквера, носящего имя нашего знаменитого земляка. Собравшиеся возложили к памятнику цветы. В тот же день в Национальном музее открылась выставка, на которой экспонируется картина «Устье Чемала», пополнившая музейный фонд в 2013 году.
Г.И. Чорос-Гуркин, воспитанник Петербургской академии художеств, участник выставок Товарищества передвижников, стал первым профессиональным художником из числа коренных народов Сибири и проложил пути синтеза традиционного народного творчества с достижениями русской реалистической школы. Творческое наследие художника как подлинное явление высокого искусства неисчерпаемо и сегодня осознается как основа для дальнейшего развития культуры алтайского народа. Однако он вошел в историю развития алтайской культуры XX века не только как первопроходец профессионального изобразительного искусства Горного Алтая, но и как просветитель, этнограф, фольклорист, самобытный литератор, мыслитель и педагог. По словам известного искусствоведа В.И. Эдокова, «в каждой из названных областей Гуркин был в числе основоположников, ключевых фигур, а результаты его деятельности таковы, что любая из них достойна специального изучения».
Григорий Иванович родился в 1870 году в селе Улала (ныне – Горно-Алтайск) Бийского уезда Томской губернии. В 1878 году он был отдан в класс иконописания школы при Алтайской духовной миссии. После окончания школы Гуркин работал учителем, затем обратился к иконописи. В 1896 году он познакомился с собирателем алтайского фольклора А.В. Анохиным, открывшим молодому художнику мир современной живописи.
Первая картина Григория Ивановича – «Жертвенная ночь» («Камлание») – полна таинственности, но немного наивна. Православный по происхождению и воспитанию, художник весьма смутно представлял себе быт и религию алтайцев. Лишь позднее, в годы творческого расцвета, он, всерьёз занявшись изучением алтайского быта, оставил тысячи рисунков, имеющих большую этнографическую ценность.
Некоторое время наш земляк учился у И.И. Шишкина, затем у А.А. Киселева, в классе которого был вольнослушателем академии. Мэтры открыли его истинное призвание – пейзаж. После недолгого периода подражания Шишкину художник встаёт на собственный путь. Уже в 1903 — 1905 годах он пишет ряд картин, характеризующих его как зрелого мастера.
В 1903 году Гуркин возвратился на Алтай и обосновался в Аносе, где работал учителем и женился. Примерно с 1905 года начинается период творческой зрелости мастера. За десятилетие им были созданы такие значимые произведения, как «Катунь весной» (1903), «Озеро в Лаже» (1907), «Река Ядыгем» (1909), «Каракол» (1909), «Ледоход» (1909), «Алтай. Горная долина» (1909), «Корона Катуни» (1910), «Озеро горных духов» (1910), и другие.
В 1906 — 1907 годах в Томске состоялась выставка художника. Это было время расцвета сибирской культуры. Местному просветителю Г.И. Потанину удалось собрать вокруг себя культурную интеллигенцию Западной Сибири. В такой атмосфере Гуркин быстро завоевал признание. В течение 1906 — 1915 годов он объездил с выставками всю Сибирь и стал признанным классиком сибирской живописи.
Постепенно Григорий Иванович перешел от изображения конкретной натуры, характерного для ранних работ, к созданию большой композиционной картины с передачей характера алтайского пейзажа. Так в 1912 году возник «Хан Алтай». К другой стержневой в его эволюции картине — «Озеро горных духов» — Гуркин шёл через длинный ряд работ, связанных общим мотивом. Мотив этот – реки и озёра, сбросившие оковы льда.
Революционные события 1917 года Григорий Иванович воспринял с восторгом и поначалу сам принимал активное участие в политической деятельности. Стал председателем Алтайской Горной думы, а затем Каракорумской управы, созданных на Алтае эсерами. Позже он отошел от политики, но в трагическом для страны 1937 году был арестован и расстрелян по обвинению в организации подпольной националистической группы и шпионаже в пользу Японии. Реабилитирован знаменитый сын алтайского народа был посмертно в 1956-м.
Потомки чтят память своего выдающегося земляка. С 1992-го ежегодно в день рождения художника лучшим людям творческого труда вручается общественная премия имени Г.И. Чорос-Гуркина, а в 2009 году правительство республики учредило Государственную премию, названную именем художника.
5 июля 2006 года в рамках празднования вхождения Горного Алтая в состав России в центре столицы республики был открыт памятник Г.И. Чорос-Гуркину работы Владимира Чукуева. 3 февраля 2010-го в Национальном театре имени П.В. Кучияка в Горно-Алтайске состоялась премьера спектакля «Восхождение на Хан-Алтай», посвящённого мастеру (режиссер А.С. Борисов, сценарий И.И. Белекова). Именем Гуркина названа одна из центральных улиц города, а его картины экспонируются в Национальном музее им. А.В. Анохина. В селе Анос Чемальского района, где располагались мастерская и дом художника, открыт музей.
Подготовил Алексей МИШИН