Воскресенье, 24 ноября 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
11:38, 10 мая 2012

Милиция в годы войны


22 июня 1941 года началась самая жестокая и кровопролитная в истории нашего государства война. Страшная весть о нападении фашистской Германии на СССР как гром прозвучала над горами Алтая, эхом передалась по горным селениям, гневом аукнулась в сердцах жителей автономной области.
В одно мгновение возмущение населения соединилось с чувством тревоги за судьбу Родины. В первый же день войны по всей области прошли митинги и собрания, на которых тысячи людей разных национальностей и рода деятельности, возраста и взглядов в едином патриотическом порыве выразили свое конкретное понимание всей глубины опасности, нависшей над страной, записывались в добровольцы и начали осуществлять всестороннюю помощь фронту.
Не оставались в стороне и сотрудники органов внутренних дел. В самом начале войны в действующую армию было мобилизовано свыше 35 процентов личного состава – бойцов, командиров, политработников.
Обязанности милиционеров значительно расширились. На них возлагались задачи не только по мобилизации населения, автотранспорта, лошадей, но и по борьбе с дезертирами, мародерами, распространителями провокационных слухов, по выявлению провокаторов, размещению эвакуированных предприятий и населения. В связи с мобилизацией на фронт личный состав милиции был обновлен: рядовой – на 23 процента, участковые – на 90 процентов, начальствующий – на 40 процентов, но людей все равно катастрофически не хватало.
Несмотря на то что сотрудники милиции работали с двойной нагрузкой, надежды на пополнение не было. Напротив, все больше и больше милиционеров уходили в действующую армию. Тогда руководство органов внутренних дел обратилось в комитеты комсомола организаций и учреждений с просьбой направить в милицию девушек-добровольцев. Тысячи женщин откликнулись на этот призыв и заменили в строю своих мужей-фронтовиков. Среди тех, кто разделил с мужчинами всю тяжесть милицейской службы в трудные военные годы, были Марфа Архиповна Арбузова, Анна Никандровна Левчина, Пелагея Николаевна Родонская, Юлия Ивановна Блохина, Мария Федоровна Слегина, Евдокия Георгиевна Хворова, Евдокия Константиновна Дранская, Клавдия Ивановна Бернакова, Мария Михайлова, Анфиса Денисовна Казанцева, Валентина Горемыкина, Фаина Сергеевна Балабанова и многие другие.
По воспоминаниям Фаины Сергеевны Балабановой, работавшей в военные годы паспортисткой в Кош-Агачском РОМ: «Война… Голод… Помимо пайка в 300 граммов черного клейкого хлеба нигде ничего не возьмешь. На еду обменяли последние вещи. Что было получше, отправляли на фронт, даже те шапки, валенки, полушубки, какие нам выдавали. Холода были больше 40 градусов, дров не было, топились аргылом, но он не спасал. Жили в землянках и не раздевались сутками, но каждый где-то брал силы работать. Милицию не опозорили».
С первых дней войны в Горном Алтае велась огромная работа по приему эвакуированных предприятий, учреждений и населения. Сотрудники органов внутренних дел выполняли работу по размещению и обустройству эвакуированных в Горный Алтай преподавателей Московского педагогического института им. К. Либкнехта и Государственного плодоовощного института им. И.В. Мичурина и их семей, личного состава Ленинградской школы Военно-воздушных сил, граждан, эвакуированных из прифронтовых районов нашей страны; вели розыск и определяли местонахождение их родственников, ловили дезертиров, охраняли хлебозаготовительные пункты и другие народно-хозяйственные объекты, изымали у населения незаконно хранящееся оружие, словом, делали повседневную, но столь необходимую работу.
В страшные кровопролитные годы борьбы нашего народа с фашизмом сотрудники милиции героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны, но не менее героическая борьба с преступниками всех мастей велась в тылу. Война во многом обнажила человеческие пороки. В условиях дефицита продуктов, промышленных товаров, всеобщего недоедания спекуляция приобрела самые жестокие и уродливые формы. Такие товары, как хлеб, чай, сахар, мыло, папиросы, стали предметом наживы в руках нечестных людей. Особым злом в условиях военного времени стали кражи хлебных карточек.
Военная обстановка существенно повлияла на характер преступности. В Горном Алтае появились вооруженные банды, занимающиеся скотокрадством. Грабители, дезертиры, бандиты, страшась наказания, готовы были в любую минуту нанести предательский удар в спину. Так, при ликвидации банды Медведева в Усть-Канском районе был тяжело ранен начальник отделения милиции Агапов, в Турочакском районе при задержании бандитов были тяжело ранены сотрудники милиции Лукьянов и Ваганов.
Кроме того, участились случаи фальшивомонетничества, нарушений правил о валютных операциях. Особенно больших размеров достигла спекуляция продовольствием. Как во время Гражданской войны, распространилась детская беспризорность. Голодные, обездоленные, ожесточившиеся дети пополняли ряды преступников.
Одной из особенностей, негативно влиявшей на состояние преступности в те годы, была относительная доступность оружия, что способствовало формированию вооруженных групп и банд. При их ликвидации милиция нередко встречала вооруженное сопротивление и несла потери.
Самоотверженный труд таких сотрудников милиции Горного Алтая, как начальник Усть-Канского РОМ Леонид Васильевич Тришкин, начальник ОУР областного управления милиции Николай Петрович Камбалин, начальник городского отдела милиции Андрей Фомич Левчин, милиционеры городского отдела милиции Дмитрий Никифорович Новоселов и Степан Васильевич Тутыхин, старший милиционер Усть-Канского РОМ Афанасий Петрович Камбалин, и других делил возможным не только сохранение стабильной обстановки в области в годы Великой Отечественной войны, но и выявление и разоблачение преступников, наносящих большой ущерб народному хозяйству, а также уголовников всех мастей, которые грабили и убивали за буханку хлеба, за часы, за поношенный пиджак. Работы, действительно, хватало всем.
Одним из сотрудников милиции, охранявших общественный порядок и самоотверженно боровшихся с преступниками в тылу, был рядовой милиционер Иван Николаевич Каташев. Однажды ему приказали уничтожить одну из преступных групп. В одиночку он выследил логово вооруженных до зубов грабителей, которые скрывались в тайге. Но как обезвредить? Иван Николаевич решил брать их по одному. Когда в стане остался один бандит, Каташев, выйдя из засады, приказал ему сдаться. В ответ послышался щелчок бойка – оружие врага, к счастью, дало осечку. Короткая схватка – и преступник был взят.
Впоследствии Каташеву не раз приходилось сталкиваться с преступниками в одиночку. Как-то поздно вечером милиционер возвращался с работы. Навстречу ему шли двое мужчин, один из которых нес большой чемодан. Бдительному милиционеру они показались подозрительными, так как вели себя весьма странно: увидев человека в погонах, остановились, о чем-то переговорили и стали быстро приближаться. Было очевидно, что они совершили преступление. Тут же возникла мысль: «Задержать? Но один против двоих? На улице – никого и темень хоть глаз выколи». Уверенным шагом Каташев подошел к неизвестным и приказал остановиться. Злоумышленники не ожидали такой смелости, растерялись и тут же повиновались решительному милиционеру, отдав чемодан с вещами, который оказался чужим.
В рядах Ойротской (Горно-Алтайской) милиции в грозные годы Великой Отечественной войны нес службу Константин Иванович Горностальной (Чепрасов).
Пятидесятисемилетний моряк Черноморского флота, солдат, храбро сражавшийся в годы Гражданской войны с колчаковцами и бандой Кайгородова в Горном Алтае, четырежды раненный, он рвался на фронт. Но в военкомате ему отказали, посоветовав идти служить в органы внутренних дел. Командир эскадрона партизанского полка, удостоенного почетного наименования Горностальной, в заявлении о приеме на службу написал: «Иду на боевой участок, чтобы блюсти законность».
В милиции Константин Иванович, обладавший высоким ростом и безупречной военной выправкой, командовал отделением, обеспечивавшим охрану Государственного банка и Дома Советов. Авторитет героя Гражданской войны был настолько высок, что никто не смел его ослушаться. И подчиненные, и хулиганы относились к нему с равным уважением.
В 1945 году, когда в органы внутренних дел стали приходить на службу фронтовики, старшина милиции Горностальной вышел на заслуженный отдых. За безупречную службу, как и все воины, Константин Иванович был награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

Подготовила Алена ШАДРИНА.

Об авторе: Звезда Алтая


© 2024 Звезда Алтая
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru